Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
2003. №10. Зеркало Недели
Юлия Мостовая
Хлопотная это привычка — думать о людях лучше, чем они есть на самом деле. В который раз поняла это, окончательно убедившись в стремлении Президента продлить время своего руководства страной до 2006, а еще лучше — до 2008 года. Признаюсь, что неоднократно приходилось спорить и с коллегами, и с политиками по этому поводу, убеждая их, что Президент устал, что на столь грубое нарушение Конституции он не пойдет, что Кучма отдает себе отчет в том, что люди за него не проголосуют, и т.д., и т.п. Ошибалась я. Президент затеял очередную игру из разряда тех, в которых так азартно много раз участвовал — безвыигрышную. В который раз вспоминаю Славу Пиховшека человеческих времен: Кучма находится у власти либо благодаря нечеловеческому везению, либо нечеловеческой тупости оппонентов. В безвыигрышной игре всегда выигрывал Президент, и всегда проигрывала страна. Сейчас ей только предстоит понять, что с ней хотят сделать. Она все еще пребывает в неведении, а вот политикум уже нервно оживился, правда, от некоторого шока, вызванного президентским «вторым счастьем», пока не оправился.
Хотя, с другой стороны, Президента можно понять. Во-первых, Леонид Данилович любит власть и не мыслит себя без нее. Производимое с любовью коллекционирование полномочий было необходимо Президенту не для того, чтобы эффективно решать существующие в стране проблемы, а для того, чтобы вершить судьбы и не подпускать к трону никого, кто мог бы попытаться на него всерьез претендовать. Власть Леонида Кучмы — это не прикладная математика. Она выражена формулами дележей в ручном режиме, разводок и политических игрищ. Однако эти формулы нельзя применить в жизни так, чтобы в результате они повысили уровень жизни, упрочили авторитет государства на международной арене, укрепили демократию. Сохранение Президента на срок более длительный, нежели тот, что отведен Конституцией, будет означать продолжение интеллектуальной стагнации государства и общества. Причем эта интеллектуальная и аморальная стагнация будет касаться абсолютно всех сфер. Сам Леонид Данилович с этим никогда не был согласен. Но крылатым стал его вопрос: «Так что же мы строим?». Масса им же данных противоречивых ответов доказала лишь тот факт, что ничего Леонид Данилович строить не собирался, его целью было скупить строительные площадки и не дать развернуть строительство другим. И в этом, надо сказать, Президент преуспел. Так что и города не будет, и саду, поверьте, не цвесть, пока такие люди…
Но вернемся к резонам Президента. Второй таков: Леонид Кучма не смог найти преемника, который при в меру объединенных усилиях провластной элиты смог бы прийти к власти в 2004 году. Все, на кого Леонид Данилович мог бы поставить, имеют большие проблемы с рейтингом. Кроме того, среди возможных претендентов, чьи фамилии неоднократно назывались, нет человека, которому Леонид Данилович мог бы в необходимой степени доверять. К его собственным оценкам потенций каждой карты в замусоленной кадровой колоде можно приплюсовать усилия, предпринимаемые членами его окружения по дискредитации друг друга. Каждый из борцов за собственное светлое политическое будущее и за крепкое бизнесовое настоящее позаботился о том, чтобы опустить в глазах Президента своего конкурента. Леонид Данилович всегда поощрял подобный плюрализм мнений. Это давало возможность контролировать ситуацию. Однако получаемая информация не проходила бесследно с точки зрения составления портрета окружающих его людей. И одно дело использовать их слабости, тайны и фобии в своих целях, другое дело — довериться людям, чьи слабости, тайны и фобии ты многократно эксплуатировал. Да и потом, будучи свидетелем многочисленных обманов и предательств, Президент не без оснований может задуматься о том, а не применит ли к нему после ухода в отставку те же методы преемник?
Накопленное недоверие и ощущение ауры подколодной любви сподвижников привели к серьезному росту влияния на Президента членов семьи.
И вот тут наступает в-третьих. На пролонгации пребывания у власти настаивает семья Президента и в первую очередь, как утверждают посвященные, Людмила Николаевна. Так это или нет, а разговоры о каком бы то ни было преемнике еще с января на Банковой прекратились и начался лихорадочный поиск комбинации, которая могла бы позволить Леониду Кучме остаться у руля и стать гарантом не только Конституции, но и собственной безопасности, собственных прав, свобод и капиталов.
На сегодняшний день у Президента, помимо рефлекторно нащупанной цели, нет фактически ничего. А точнее, есть ряд достаточно грубых, с юридической точки зрения, наметок относительно того, как решить поставленную задачу. Пока намечены два пути: либо пролонгация полномочий действующего Президента до 2006 года и проведение одновременно выборов парламента и Президента (что не есть гуд даже без учета личностей), либо третий срок.
Начнем с последнего. Третий срок Леонида Кучмы неконституционен. Об этом множество раз говорили и политики, и эксперты, и судьи, да и сам Президент. Вместе с тем, если допустить, что будут судьями Конституционного суда найдены определенные лазейки, то Леониду Даниловичу на пути к своей цели придется преодолеть несколько колец гражданской обороны. До последнего телеобращения Президента, суть которого не в полной мере оказалась понятна политикуму и вообще непонятна населению, в Украине существовал как бы молчаливый договор между элитой и обществом: «Ладно уж, давайте дотерпим, 2004 год не за горами». В том числе и по этой причине снизилась поддержка населением активных действий оппозиции и одновременно на несколько делений поднялся показатель способности к принятию самостоятельных решений в пропрезидентской части парламента. Своими инициативами, призванными продлить срок пребывания у власти, Президент создал форс-мажорные обстоятельства для вышеупомянутых договоренностей.
Если достоянием гласности станет более четкая формулировка завуалированных в указе намерений, то существующий баланс может быть нарушен, и пассивное недовольство главой Украинского государства может перейти в активную фазу. Есть, правда, много не безосновательных скептиков, считающих, что народ выйдет на улицу только в том случае, если выйдет закон, гласящий: «Каждому, кто украл больше, чем на 50 гривен, — тюрьма». Любые другие сложности, тяготы и лишения население Украины в состоянии пережить при любой власти. Активизацию протестных акций, в случае наступления публичной ясности в отношении намерений Президента остаться на третий срок, уверенно прогнозировать, может, и не стоит, однако все социологические опросы демонстрируют чрезвычайно высокий уровень недовольства общества действиями Президента, самый высокий показатель недоверия к нему, что делает практически нереальной возможность сбора достаточного количества голосов на выборах 2004 года в пользу Л.Д.Кучмы. Леонид Кучма демократическим путем не избираем. Для победы ему необходима тотальная и безоговорочная фальсификация, которая проблематична сама по себе, а кроме того, весьма опасна с точки зрения последствий. Президент, избранный со скандалом, не нужен ни окружению, ни Западу, ни России. Запад просто не признает результаты выборов, вследствие чего с неприятностями, масштабы которых в миниатюрной форме были продемонстрированы санкциями FATF, столкнутся и сам Леонид Данилович, и его ближайшее окружение, что, понятно, никого в его окружении не устраивает. Россия, которая как уже писало «ЗН», не пребывает в восторге от сохранения у украинского руля флюгерного партнера, не заинтересована так же и в международном скандале, связанном с фальсификацией выборов. Дело в том, что Москва поставила себе цель попасть в приличное общество, в связи с чем ей не хотелось бы, чтобы ее интеграционные усилия на постсоветских просторах выглядели, как собирание вокруг себя одиозных держав, парий. Усилия, предпринимаемые Москвой по налаживанию взаимоотношений между цивилизованным миром и Лукашенко, свидетельствуют о стремлении России очистить имидж своих сателлитов. Еще один президент-изгой в стране, патронат над которой Россия старается продемонстрировать миру, Путину не нужен. Пожалуй, единственным человеком в России, который активнейшим образом поддерживает властное стремление Леонида Кучмы, является Виктор Черномырдин. И это понятно, он вместе с партнерами имеет слишком тесные отношения с украинским Президентом и слишком большие планы, реализация которых от этого Президента зависит. Однако одного Виктора Степановича для поддержки международного имиджа главы государства явно недостаточно. Таким образом, можно сделать вывод, что в третьем сроке Президента не заинтересован никто: ни народ, ни элита, ни Запад, ни Россия. А вот в пролонгации…
Пролонгация — несколько иное дело. Против нее в президентском окружении, пожалуй, мало кто будет серьезно выступать. Ибо никто на сегодняшний день не чувствует в себе сил сыграть в выборы-2004 и гарантированно победить. Шансов на победу нет ни у Медведчука, ни у Януковича, ни у Тигипко, ни у Литвина. Почему бы, если победа невозможна, не взять дополнительное время, сбив с темпа противника? Все вышеперечисленные персонажи могут изменить место работы, однако каждый из них при действующем Президенте может быть уверен в стабильности своей причастности к кругу вершащих судьбы державы. От Леонида Даниловича устали все, однако четкой альтернативы, с которой большинство крупных игроков или финансово-политических групп стремились бы связать свое безоблачное будущее, нет. В принципе этот круг сопротивления не станет линией серьезного сопротивления, и Президент может пройти его достаточно безболезненно.
Безрезультатно пытаясь нащупать нечто стабильное в украинской политике, Москва может достаточно спокойно отнестись к подобным планам украинского Президента: преемника нет, большого скандала нет, ставленника России, способного обеспечить в полном объеме политические и экономические интересы Москвы, — нет. Ну так почему бы и нет?
Запад еще раз убедится в том, что Украина и в первую очередь ее население, не относится к тем, кто там именуется. Дипломатично покрутит пальцем у виска и окончательно отвлечется на более важные перспективные и жизнеспособные направления мировой политики. В этой ситуации для Леонида Даниловича важно, чтобы все происходило по закону, а в отличие от третьего срока юридический путь к вожделенной мечте пролонгации менее тернист. Все упирается в наличие трехсот голосов в парламенте, необходимых для внесения изменений в Конституцию, четко определяющую пятью годами срок полномочий действующего Президента. И вот тут все посмотрели на Виктора Андреевича.
В третий раз судьба Президента находится в его руках. В первый — это было в 2000-м во время первого «кассетного» скандала. Второй раз Виктор Ющенко мог ее изменить в прошлом году, отнесись он организационно, политически и финансово серьезно к осенним акциям протеста. В обоих случаях Ющенко фактически спас Президента. Как лидер «Нашей Украины» поступит с третьим шансом? Ведь сегодня от него и только от него зависит, соберет Президент в парламенте необходимые 300 голосов или не соберет? Сможет имплементировать результаты возможного референдума (кстати, пусть они, результаты, его еще устроят) или не сможет?
Обработка Виктора Ющенко Леонидом Даниловичем началась в то же время, когда закончились разговоры на тему преемника. Их встреча перед визитом Ющенко в Штаты была озарена отечески теплым отношением Президента к обладателю самого высокого рейтинга. Именно тогда Леонид Данилович впервые изрек фразу: «Вот когда ты станешь президентом, ты поймешь, что…». Дальнейшее значения не имеет. Показательно лишь то, что подобное выражение Леонид Кучма во время последующих встреч с Ющенко употреблял неоднократно. Колоссальное и безрезультатное давление на членов фракции «Наша Украина» недавно оказалось взятым Президентом под уздцы. Некоторые представители фракции замелькали на телевизионных экранах, ряду представителей «Нашей Украины» были предложены достаточно высокие чиновничьи посты. Президентская милость стремительным домкратом обрушилась на фракцию Ющенко. Во фракции, почувствовав это, какое-то время полагали, что Президент, проводящий многоВикторную политику, насмотрелся на войны Медведчука и Януковича, Медведчука и Пинчука, решил объявить подобие перемирия на «внешнем» нашеукраинском фронте. Однако ларчик просто открывался: Президенту нужны голоса «Нашей Украины» для того, чтобы остаться у власти. В ряде СМИ уже высказывались предположения о том, что в качестве мзды глава государства может предложить Виктору Ющенко пост премьер-министра. Через пресс-секретаря лидера «Нашей Украины» Ирину Геращенко мы задали Виктору Андреевичу два следующих вопроса и получили от него два следующих ответа.
— Согласились бы Вы занять пост премьер-министра, если бы, например, осенью, Президент предложил Вашу кандидатуру на пост главы правительства?
— Сама постановка вопроса носит несколько провокационный характер, особенно накануне обсуждения программы правительства в Верховной Раде. Не исключено, что подобные версии забрасываются для того, чтобы осложнить отношения «Нашей Украины» с «Регионами Украины» и оппозиционными фракциями.
Действительно, ежегодная смена премьеров стала нормой украинской политики. Только листья зазеленеют на деревьях или начнут желтеть — значит, Кабинет министров должен уйти в отставку. При этом вопросы профессионализма правительства, успешности его работы, реформаторства или ретроградства премьера имеют второстепенное значение.
Я — противник подобной кадровой политики, такого конъюнктурного подхода к формированию Кабинета министров. Позицию «Нашей Украины» относительно назначения премьера мы обнародовали в мае 2002 года, в Договоре о совместных действиях. Мы выступаем за демократическую модель формирования правительства: по результатам парламентских выборов партии-победители создают парламентское большинство, которое, в свою очередь, определяет состав правительства и выдвигает кандидатуру премьера. Позиция «Нашей Украины» не изменилась.
Примечательно, что и Президент, дважды обращаясь к народу со своим видением конституционной реформы, заявил, что прерогатива формирования правительства должна принадлежать парламентскому большинству. Значит, кандидатуру премьера должно определять большинство. Реальное парламентское большинство, а не псевдокоалиция, сколоченная административно-принудительным путем.
- Виктор Андреевич, при каких условиях фракция «НУ» проголосовала бы за продление полномочий Президента до 2006 года?
- Следующие выборы президента Украины должны состояться в октябре 2004 года. Это соответствует нынешнему законодательству. Не думаю, что парламент может поддержать идею о переносе президентских выборов на 2006 год. «Наша Украина» однозначно не поддержит подобные инициативы.
Согласитесь, что ответ на первый вопрос достаточно обтекаем. На второй — абсолютно четок. Вместе с тем схема «на тебе премьера и откажись от президенства в мою пользу» достаточно примитивна. Однако можно рассмотреть ряд факторов, которые могут повлиять на Виктора Андреевича и заставить его смягчиться. Во-первых, известно немало случаев, когда лидер «НУ» поддавался влиянию Леонида Кучмы. Кто-то объясняет это слабостью характера Ющенко, кто-то наличием у Президента компромата на главу «Нашей Украины», кто-то говорит о психологических особенностях экс-премьера, объясняя его отношение к Президенту сельско-ментальным уважением к старшим. Для кого-то последний аргумент может показаться неубедительным, но это говорит лишь о том, что у скептиков малый опыт общения с людьми, называющими своих родителей на «вы». Во-вторых, Ющенко никогда не испытывал симпатии к Леониду Кучме. Однако он никогда к нему не чувствовал такой антипатии, как к Виктору Медведчуку. Если для Симоненко, Тимошенко и Мороза лозунг «Кучму — геть!» является органичным, то для Ющенко он таковым никогда не был. А вот «Геть Медведчука» — для него лозунг весьма актуальный и приемлемый, равно как и для подавляющего большинства депутатов не только «Нашей Украины», но и провластной части парламента. Поэтому Президент Виктору Андреевичу в пакете может предложить не только пост премьера, но и отставку Медведчука.
В-третьих, сегодня президентские рейтинги Виктора Ющенко чуть больше 21 процента. По сути, с прошлого лета он стал таять в размере социологической погрешности. На полпроцента, на процент сторонников Ющенко с каждым месяцем становится все меньше. В момент, когда нужно будет принимать ключевые решения, а именно к осени, рейтинг Ющенко, если ничего не изменится, окажется меньше 20 процентов. Подобная тенденция уже сейчас беспокоит нашеукраинцев. И если Ющенко не сможет найти действенных механизмов по удержанию рейтинга, то вполне возможно, его убедят в том, что синица в руках лучше.
В-четвертых, сегодня Виктор Андреевич, несмотря на множественные разговоры, полностью контролирует фракцию. Недовольное ворчание можно услышать в «Реформах», Рухах и других группах, однако фракция голосует так, как говорит Ющенко. Прессинг со стороны власти, а точнее, фискальных, карательных и следственных органов, не привел к расколу фракции, в которой изначально были объединены конь с трепетной ланью. Однако политика пряника теоретически может оказаться эффективнее политики кнута, особенно после того, как состоятельных членов фракции долгое время держали на голодном пайке, а членов амбициозных не допускали к постам. Ведь Президент уже сейчас попытается в окружении Ющенко создать критическую массу людей с целью уговорить Виктора Андреевича поддержать пролонгацию. Посты, контракты, объекты приватизации — эффективный и действенный арсенал Президента. Другое дело, что далеко не все лидеры групп и партий контролируют своих депутатов и полученный кем-то пост или подписанный кем-то выгодный контракт совсем не обязательно отразится на позиции остальных членов подведомственной группы. Костенко — костенково, Порошенко — порошенково и, может быть, даже Пинзенику — пинзениково. А вот получит ли Президент свое — это большой вопрос, поскольку большинство во фракции может посчитать, что это чужое. От «Нашей Украины» Леониду Даниловичу необходимо 70—80 голосов. Получить их при расколе во фракции без санкции Ющенко не удастся. Сегодня Виктор Андреевич заявляет о том, что его фракция ни при каких условиях не поддержит инициативы, связанные с пролонгацией. Вместе с тем, вероятность того, что осенью лидер «Нашей Украины» даст другую вводную, при условии отставки Медведчука, передачи поста премьера и падении его президентского рейтинга — сохраняется. В этом случае есть несколько вещей, на которые стоит обратить внимание нашеукраинцев. Во-первых, известно, что Президент хозяин своего слова. Редкий человек в политикуме это на себе не почувствовал. Во-вторых, участие Виктора Ющенко и части фракции «Наша Украина» (поскольку вся не проголосует ни при каких условиях) в реализации планов пролонгации ставит крест на будущем президентстве Виктора Ющенко, поскольку именно ему придется объяснять стране, почему ей с этим нелюбимым президентом нужно будет жить до 2006 года. Его слова найдут отклик в сердцах людей, равно и как слова, сказанные в адрес Ющенко всеми без исключения лидерами оппозиции. В-третьих, Ющенко потеряет фракцию и даже если станет премьером, не будет иметь поддержки в парламенте даже приблизительно схожей с той, которая у него была во время прошлого премьерства. В-четвертых, Виктор Медведчук никуда не денется. На сегодняшний день он является самой зависимой от Президента фигурой. Даже с уходом с поста главы администрации его зависимость не уменьшится, равно как и не уменьшится желание Президента использовать имеющиеся в распоряжении Медведчука ресурсы. 6 марта Президент подписал указ о том, что распоряжения главы АП не являются обязательными для выполнения органами исполнительной власти. Указ не афишировался, однако его наличие — это скорее жест, нежели действие. Пока что очередь тех, кто стремится решить важный вопрос, в приемной Медведчука не уменьшилась, а в приемной премьера не увеличилась…
В случае, если Виктор Ющенко изменит свое решение и поддержит Президента, то Леонид Данилович выиграет время либо для нахождения преемника, либо для изобретения формулы пожизненного продления своих президентских полномочий. Ющенко же получит шанс порулить экономкой страны без поддержки парламента, Запада и утратит окончательно президентские перспективы. Впрочем, в случае чего, за всем этим мы сможем наблюдать посредством СМИ Медведчука.
Если же Виктор Ющенко останется на нынешней своей позиции и сможет удержать ряд членов фракции от соблазнов, то Президенту придется либо проводить референдум (без надежды на имплементацию результатов), либо разгонять парламент (на что он не имеет полномочий), либо искать преемника (и фальсифицировать выборы), либо полагаться на милость победителя. Гарантий победы в 2004 году принципиальность Виктору Ющенко не даст, но правовой цугцванг Президенту обеспечит: он будет вынужден выйти за правовое поле, причем так далеко, что страна сможет потерять его из виду.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |