Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Ольвия-пресс,
18 марта 2003

Интервью Президента ПМР И.Смирнова

Игорь Петров

- Какие вопросы обсуждались во время вашего недавнего визита в Москву? Были ли высказаны в Москве новые предложения по урегулированию взаимоотношений между Приднестровьем и Молдовой?

- Моя рабочая поездка в Москву была связана с решением ряда вопросов и, прежде всего, мы решали организационные вопросы, которые способствовали бы выполнению постановления Верховного Совета нашего государства по вывозу военной техники и боеприпасов. Кроме того, мы не могли обойти и ряд других вопросов, касающихся хода переговорного процесса и нормализации отношений с РМ.

- Вы знаете, что в феврале, именно после поездки в Москву, господин Воронин впервые озвучил принцип урегулирования молдо-приднестровских отношений путем создание федерации. На этой форме строительства общего государства Приднестровье настаивает давно, и я в Москве нашел для себя ряд подтверждений нашей позиции о создании федерации на договорной основе. Такую форму восстановления территориальной целостности, как вы знаете, поддержали страны-гаранты – РФ и Украина - и ОБСЕ, нет под этим документом только подписи представителей Молдовы. Поэтому, обсуждая вопросы вывоза боеприпасов и военной техники, мы обратили внимание российской стороны на то, что меняется соотношение сил, и в этом случае мы предложили РФ рассмотреть вопрос об исполнении гарантий миротворческим контингентом до завершения переговорного процесса. Тем более что это один из основополагающих пунктов гарантий в ходе процесса нормализации отношений между ПМР и РМ.

Российская Федерация имеет богатейший опыт исполнения миротворческих функций в Приднестровье, где за все время не погиб ни один военнослужащий. Это говорит не только о высокой организации исполнения обязательств, но и главное - о доверии народа Приднестровья к РФ. Поэтому мы не могли не обратиться к данной тематике.

Также очень досконально рассматривались военно-имущественные вопросы. Я думаю, Россия располагает достаточным запасом времени, чтобы в установленные сроки выполнить взятые на себя международные обязательства по вывозу из Приднестровья боеприпасов и военного имущества. Вы понимаете, что я говорю о Стамбульских соглашениях. Хотя по ДОВСЕ они практически выполнены, Россия приняла на себя еще дополнительно обязательства - по вывозу всех боеприпасов. Наши Верховный Совет и Совет обороны, учитывая тот факт, что наличие в регионе российского вооружения не приносит нашему государству ни политической, ни экономической пользы, пришли к решению способствовать России в выполнении международных обязательств. Разработан график вывоза вооружений - вы знаете, что один эшелон уже ушел и в настоящее время находится под погрузкой еще один эшелон боеприпасов, и, я думаю, этот график будет выполняться. Если подводить итоги визита, то в целом можно отметить, что в Москве обсуждались три основных вопроса: военно-имущественные отношения Тирасполя и Москвы, переговорный процесс и гарантии миротворческого контингента России в ПМР.

- Как в Москве отнеслись к вашей инициативе?

- Могу заметить, что отнеслись с полным пониманием, ибо для Москвы исполнение гарантийных обязательств миротворческим контингентом – не новинка. Как вы знаете, в свое время мы обратились к странам-гарантам - России и Украине – с просьбой разместить в регионе не только российский, но и украинский воинский контингент, которые совместно обеспечивали бы поддержание мира. На тот момент это была необходимая физическая гарантия - чтобы здесь больше никогда не проливалась кровь. Что же касается сроков рассмотрения данной инициативы, то как раз 20 марта приезжает 1-й замминистра иностранных дел России Вячеслав Трубников, с которым мы этот вопрос обязательно еще раз обсудим, и, возможно, появится результативный ответ на наши предложения.

Дальнейшее будет зависеть от позиции Молдовы – поддержит она или не поддержит наши предложения. Реакция Кишинева позволит убедиться в истинных целях молдавских властей. Тем не менее, вести диалог о создании федерации на договорной основе в отсутствие гарантий нормализации отношений очень тяжело. Я думаю, это очень важный вопрос и мы к нему еще не раз будем возвращаться.

- Как вы относитесь к предложению Молдовы изменить формат переговорного процесса и состав миротворческого контингента, в частности, о передаче контроля за процессом урегулирования ОБСЕ?

- Если рассматривать данный вопрос в практической плоскости, то можно отметить, что пока ни одна из мировых структур нигде в мире не добилась успеха при выполнении миротворческих миссий. Внимательно отнеситесь к этому, проанализируйте. От добра - добра не ищут, тем более что наше население - и это очень важно! - считает российскую армию родной, с уважением относится к российским солдатам. Я не зря подчеркнул, что при выполнении миротворческой миссии в Приднестровье на боевом посту не погиб ни один военнослужащий. Кому как не России выполнять эту задачу, если население с уважением относится к России и ее миротворческому контингенту?

- Какова позиция Москвы по вопросу создания молдавского федеративного государства на договорной основе, в которое войдет Приднестровье?

- Я уже упоминал, что протокол о намерении создавать федеративное государство на договорной основе давно подписан представителем России господином Новожиловым. К сожалению, со стороны Молдовы его никто не подписал. Впрочем, оно и неудивительно, ибо в своей осторожности представитель президента РМ на переговорном процессе зашел так далеко, что не подписал даже инициативу Воронина по созданию конституционной комиссии. Теперь Кишиневу остается только «догонять» переговорный процесс, и господин Воронин, скорее всего, все-таки подпишет этот протокол под воздействием стран-гарантов и ОБСЕ, поскольку сложилась абсурдная ситуация: президент не подписывает протокол, который сам же предложил, в то время как остальные участники переговорного процесса его подписали.

- Уже сейчас муссируются слухи о том, что футбольный матч, который пройдет на стадионе «Шериф» превратится в политический футбол, так как президент Воронин якобы собирается приехать в Тирасполь - болеть за молдавскую команду. Есть ли возможность использовать этот приезд для политического контакта?

- Я думаю, что спорт и политика в какой-то мере взаимосвязаны. Тем не менее, спорт есть спорт. Наши команды и клубы принимают участие в чемпионате Молдовы, и если принято решение о проведении международного матча у нас, в Тирасполе, то он будет проводиться строго в соответствии с требованиями ФИФА. Что же касается приезда высокопоставленных лиц, то, как вы понимаете, они должны подать заявку на посещение. Это необходимо вовсе не с целью уязвить чье-то самолюбие, а исключительно с целью обеспечения безопасности этих лиц. Пока такой заявки нет, а потому я не знаю, кто и куда собирается ехать.

- Каково, на ваш взгляд, нынешнее состояние переговорного процесса между Приднестровьем и Молдовой?

- Что бы там ни говорили в Кишиневе, мы ведем переговоры не для того, чтобы кому-то показать: мы соответствуем европейским требованиям – мы не хуже их, а для того, чтобы выполнить задачу, которая стоит перед нами. Передо мной, как президентом, перед Верховным Советом - нормализовать отношения с РМ. Это уже третий президент РМ, с которым мы ведем переговоры, и, наверное, молдавской стороне пора понять, что только договорная федерация дает возможность решить все вопросы. С соседями нужно устанавливать равноправные отношения, и никто не должен диктовать свою волю.

- Как сейчас складываются у Приднестровья отношения с западным сообществом и какова роль Запада в урегулировании отношений между Приднестровьем и Молдовой?

- Я думаю, этот вопрос навеян недавним решением Евросоюза, к которому присоединились США и, насколько мне известно, Румыния, об ограничении въезда на территорию этих стран руководителей Приднестровья и некоторых его граждан. Этот список, как мне кажется, был составлен наспех, что свидетельствует о плохой информированности Евросоюза. Кстати, представители Евросоюза впервые прибыли к нам именно для вручения этого решения. Это еще раз доказывает, что у международных организаций совершенно однобокая информация, предоставляемая Молдовой. Поэтому, выслушав представителей Евросоюза, а в числе прибывших в Тирасполь были также посол США, Великобритании, представитель посольства Франции, я пригласил делегацию ознакомиться с нашей инициативой по мониторингу границ с Украиной. Более того, мы предложили посетить любой, по их выбору, завод или учреждение, чтобы раз и навсегда похоронить ложь о контрабанде, о продаже оружия, наркотиков и так далее. Вообще, вызывает сожаление тот факт, что столь серьезные международные организации очень легко поддаются на клевету и не дают себе труда выслушать и вторую сторону. Ведь даже в списке, поданном в Европейский союз и утвержденном там, перепутаны имена, даты рождения и прочие личные данные. Это говорит о том, что список составлялся в срочном порядке и не без участия представителей Республики Молдова и посла США. Это предположение подтвердилось в ходе беседы с ними.

Я еще раз хочу подчеркнуть, что ни Европейский союз, ни США не являются участниками переговорного процесса. Я понимаю, что участие в переговорном процессе – это ответственность и за народ Приднестровья, и за народ Молдовы. Такую же ответственность возложили на себя Россия и Украина - страны-гаранты. Отметьте еще одну особенность: представитель ОБСЕ отказался приехать с делегацией Евросоюза, направлявшейся в Тирасполь, для того чтобы вручить мне решение о запрещении въезда ряда руководителей ПМР в страны ЕС. Значит, это решение было принято и без согласия ОБСЕ. Вот и судите сами. Очень жаль, что отдельные личности, вмешиваясь в такие серьезные процессы, могут влиять судьбы людей.

- Запад обещал десятки миллионов долларов в обмен на вывод ОГРВ, в том числе и для народа Приднестровья. Получило ли Приднестровье эти деньги?

- Во-первых, Приднестровье за вывоз вооружений никаких средств не получало. Получим ли в дальнейшем, не знаю. Во-вторых, если это случится - я вам сообщу.

- Приднестровье готовится к проведению референдуму "О частной собственности на землю". Каково политическое значение этого мероприятия для республики?

- Политическое значение имеют все вопросы государственной важности. Что касается референдума о земле, то здесь речь идет, в первую очередь, о правильном использовании основных фондов. У Приднестровья их не так уж много, и земля - один из них. Поэтому мы предпринимали различные меры, чтобы укрепить сельское хозяйство, поднять его на соответствующий уровень. Экономика не терпит эмоций и каких-то необоснованных решений. Мы в этом убедились на опыте ближайших соседей. К примеру, на Украине гораздо эффективнее используется земля, когда у нее есть хозяин, собственник. Скоро вступит в права посевная, в фермерских хозяйствах вспаханы площади, предназначенные под посевы. В наших коллективных хозяйствах, которые уже и не колхозы - люди наделены условными паями, эта работа практически не начиналась. Наделение населения земельными паями мы проводили, начиная с 1999 года, причем не насильственным путем. Сельчане получили наделы, которые теперь перейдут в их собственность. Сразу возникает вопрос: а к какой форме собственности относить частные наделы? И тут тоже можно обойтись без государственного диктата: сама жизнь подсказывает, что объединение фермерских хозяйств в ассоциации или кооперативы позволяет при концентрации основных фондов и более высоком уровне ответственности добиться гораздо более высоких результатов. Я вам назову цифры: сейчас, даже по условным паям, нашим пенсионерам, которые всю жизнь отработали в колхозах, принадлежит 52,3% всей земли - это к вопросу о социальной справедливости. Пенсионеры могут сдавать ее в аренду, т.е. получат к пенсии определенную прибавку. Так что вопрос о земле неслучайно вынесен на референдум: по Конституции такие вопросы решаются только путем проведения референдума.

Что же касается беспокойства по поводу того, будут ли скупать и продавать землю? – данный процесс будет регулироваться собственниками земли, которые живут на ней, а также законами, которые только предстоит еще разработать. Но опять же - это будут решать люди, которых всю жизнь земля кормила, а они, в свою очередь, кормили большую часть населения нашего государства. Поэтому говорить о том, целесообразно ли это делать, нет нужды. Это необходимо делать. И земля должна быть частной собственностью. Наша первостепенная задача состоит в том, чтобы Приднестровье было самодостаточным. А для этого - еще раз повторюсь - экономика должна работать и управление ее должно состоять из стольких звеньев, сколько их нужно, но дублирующих быть не должно. И в промышленной области также нельзя обойти вниманием вопрос собственности. У нас много предприятий различной формы собственности - коллективной, акционерной. К примеру, 75-ю процентами акций завода «Электромаш» владеют рабочие этого предприятия. У нас прошла приватизация жилищного фонда - люди приватизировали квартиры. Так постепенно приходит осознание того факта, что собственность не только благо - ею надо управлять, за нее надо отвечать, эффективно использовать. В том числе и землю.

- В какой мере и как повлияла на экономику Приднестровья и на благосостояние ее граждан экономическая блокада, в условиях которой Приднестровье живет с августа 2001 года?

- С августа 2001 г. мы лишены таможенных печатей, в результате чего мы потеряли в обороте более 170 млн. долларов. Более того, Республика Молдова буквально отобрала у нашего населения около 2 млн. долларов - это средства, которые пошли на оплату двойного оформления экспорта. Еще одна громадная статья ущерба, нанесенного действиями Кишинева, – это прерванные контракты, потеря рынков сбыта. Сорвано повышение пенсий и зарплат бюджетникам. И я не думаю, что такие действия вызывают у населения Приднестровья доверие к последующим заявлениям г-на Воронина. В том числе и к тому, в котором говорится, что Молдова не претендует на нашу собственность. Может быть, он просто намекнул: платите, мол, нам дань, а мы, может быть, разрешим вам жить. Тем не менее, мы предпринимаем некоторые дипломатические меры, экономические шаги и продолжаем жить.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ