Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Новое поколение (Казахстан),
17 марта 2003
Асан Куанов, Ботагоз Сейдахметова
Нефтяные тузы лоббируют подключение Казахстана к "Баку-Джейхану"
Нефть - это деньги, приправленные соусом политических интриг. Чем больше первого ингредиента, тем острее становится соус. Тесто пирога - нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан - взбивают, что называется, всем миром, приглашая принять в этом участие и нашу страну. При этом Россия - давний стратегический партнер Казахстана - остается за бортом. Мечты сбываются. Американские.
В понедельник, когда простые граждане "отходили" от празднования Международного женского дня, в Алматы съехались нефтяные тузы. В одном из фешенебельных отелей Алматы собрались вместе: политики - представитель государственного департамента США по Каспийскому региону Стивен Манн и министр энергетики Казахстана Владимир Школьник, бизнесмены - президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Натик Алиев и глава "Казмунайгаза" Ляззат Киинов, строители нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД). Очередное рабочее совещание по стыковке нефтетранспортных систем Актау - Баку и Баку - Джейхан проходило за закрытыми дверями.
На следующий день бизнесмены и строители (политики разъехались) встретились с журналистами и приоткрыли завесу тайны над итогами очередного раунда переговоров. По словам Натика Алиева, в настоящее время Казахстан и Азербайджан разрабатывают документы относительно стыковки двух нефтяных веток: Актау-Баку и Баку-Тбилиси-Джейхан.
Один из вопросов рабочего совещания, по словам его участников, касался способов транспортировки нашей нефти из Актау в Баку. Как заявил управляющий директор "Казмунайгаза" Каиргельды Кабылдин, технико-экономическое обследование аспектов транспортировки Актау - Баку показало, что есть возможность прокладки трубопровода на этом участке. "Между Актау и Баку около 254 километров, что для трубопровода не является большим расстоянием. Однако на первых порах более эффективно будет возить танкерами", - сказал он. В настоящее время из морпорта Актау ежегодно отгружается танкерами около 5 миллионов тонн нефти, но пока только в сторону Ирана.
Четыре нефтяные компании, занимающиеся разведкой и разработкой углеводородов в казахстанской части Каспия, имеют 15-процентную долю участия в проекте БТД, что дает им право качать по этой трубе 150 тысяч баррелей в сутки. В целом магистраль рассчитана, по минимальным расчетам, на 50 миллионов тонн нефти в год.
Строительство БТД оценивается в 2,9 миллиарда долларов, 50 процентов этой суммы будет израсходовано уже в этом году, чтобы выполнить половину работ. Участники пресс-конференции полагают, что магистраль будет введена в эксплуатацию осенью 2004 года, еще около 5 месяцев потребуется, чтобы заполнить трубу нефтью. "Речь идет о большой нефти. Я думаю, что этот маршрут нам понадобится в 2008-2009 годах, пока же мы застолбили дорогу для участия наших компаний в проекте "Баку - Джейхан", - заявил Кабылдин.
Большая нефть, ко всему прочему, вызывает большие хлопоты, связанные с экологией и так называемыми "горячими" точками. Однако, как заверил "НП" представитель компании-оператора проекта "BTC Co", во-первых, маршрут трубопровода огибает такие места, как Панкисское ущелье и районы нестабильности в Турции. Во-вторых, труба тянется под землей даже в горных районах. В-третьих, ответственность за сохранность маршрута лежит также на правительствах стран, где проходит БТД, которые должны охранять нефтепровод, как и другие свои национальные стратегические объекты.
По окончании рабочего совещания спецпредставитель США по вопросам Каспия Стивен Манн дал эксклюзивное интервью "НП".
- Г-н Манн, какова цель вашего приезда в Казахстан?
- В моей работе Казахстан всегда имеет чрезвычайное значение. Между Казахстаном и США существует много вопросов по каспийской энергетике. Партнерство по энергетике было закреплено во время визита президента Назарбаева в декабре 2001 года в Вашингтон.
В данный момент цель моей поездки - участие в переговорах по экспортному маршруту Актау - Баку - Тбилиси - Джейхан. Первые обсуждения проходили в Лондоне 9 декабря прошлого года, где мы договорились о строительстве трубопровода приблизительно в первом квартале этого года.
Результаты переговоров положительные, и это больше, чем я ожидал. У нас более хороший настрой и лучшее взаимопонимание. Нам предстоит обсудить непростые вопросы: как создать новый маршрут для казахских объемов в трубопроводной системе БТД.
- Вы обсуждаете вопросы транспортировки нефти по Каспию. Но ведь юридический статус моря до сих пор не определен...
- Я полагаю, что юридический статус - это вопрос, который должны определять правительства двух государств. Американская сторона обсуждала тему транскаспийского трубопровода, и наше мнение - что этот вопрос предстоит решить правительствам Туркменистана и Азербайджана, без участия других сторон.
Мы - США - не определяем, как должен решаться вопрос делимитации. И если эта делимитация по секторам, по процентам - ее должны решать пять прикаспийских стран. Мы считаем, что делимитация должна быть мирная. Мы считаем, что никакая делимитация не должна мешать экспорту нефти и газа по Каспийскому морю.
Нужно заметить, что Казахстан, Азербайджан и Россия уже согласились на принципы делимитации Каспийского моря. Мне кажется, что раздел по модифицированной срединной линии - будущий путь делимитации Каспийского моря.
- Господин Манн, известно, что нефть и политика - понятия взаимосвязанные. Предстоящая война в Персидском заливе уже сегодня повлияла на мировые цены на нефть. Как, по-вашему, ситуация вокруг Ирака скажется на инвестиционном климате на Каспии?
- То, что происходит на Каспии с нефтью и инвестициями, во многом уже определено. С моей точки зрения, инвестиции в этот регион уже сделаны и продолжаются. По-моему, каспийские страны должны приложить все усилия, чтобы стать привлекательным местом для новых инвестиций. Потому что, несмотря на нефть Персидского залива, существует сильная глобальная конкуренция. И Казахстан конкурирует не с Азербайджаном и не с Россией. Главные конкуренты Казахстана - это экваториальные страны, такие как Бразилия, а также Канада.
- Есть у Казахстана потенциал для глобальной конкуренции?
- Существуют опасения в отношении того, что в Казахстане меняется инвестиционный климат, и меняется не в лучшую сторону. И это одна из целей моего визита - заняться рассмотрением этого вопроса. Но промедление в решении вопроса о вступлении "Тенгизшевройла" в Фазу-2 вызвало обеспокоенность в среде инвесторов по поводу незымблемости контрактов. Мое мнение - в этом вопросе нельзя торопиться с выводами.
Нам сказали, что для Казахстана важно, чтобы повысился уровень инвестиций в местную промышленность, чтобы использовать местную рабочую силу в секторе нефти и газа. Это вопрос для иностранных экспертов. Самый главный фактор - это не ситуация в Персидском заливе. Это ситуация в мире, в Казахстане, Азербайджане, Туркменистане. Это поворотный фактор для американских инвестиций, я уверен.
- Как вы думаете, в связи с усилением значения Каспия, возможно ли усиление американского военного присутствия в этом районе? Например, для охраны трубопровода?
- Я считаю, что ответственность за безопасность трубопровода несут сами страны, через территорию которых проходит трубопровод. Мы лишь скромно поддерживаем усилия консорциума и стран.
- Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация в Каспийском регионе?
- Самое главное в развитии Каспийского региона - это вопрос распоряжения нефтяной прибылью. Но настоящее экономическое развитие невозможно без верховенства закона. Любое дело, будь то нефтяная компания или малый бизнес, невозможно начать без защиты со стороны государства. Поэтому я считаю, что экономическое развитие неизбежно связано с политическими правами. Идеальный климат для инвестиций - это тот, в котором поддерживается темп инвестиций. Поэтому прозрачность процессов чрезвычайно важна.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |