Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Навигатор Кz,
17 марта 2003
Ерлан Сагындыков
Дождались "престолонаследника"?!
Нынешняя ситуация в среде людей, делающих Realpolitik на высшем казахстанском уровне, и на административном Олимпе Астаны, примечательна тем, что она ничем иным, кроме лихорадки в ожидании близкого наступления крутых перемен в коридорах правящей власти, характеризоваться не может. Ее пульс особенно остро ощущается тогда, когда посещаешь кабинеты в администрации президента, канцелярии правительства и Парламенте. Причем чем выше служебный статус их хозяев, тем больше нервозность. Чиновники нервничают так, как они, быть может, не нервничали никогда прежде со времен возникновения на политической карте мира независимой Республики Казахстан. И ожидаемые близкие перемены, можно сказать, стоят таких острых переживаний. Ведь речь идет не об обычном, вновь и вновь повторяющемся тасовании кадров на постах министров и областных акимов. Берите, так сказать, выше. Ибо речь, судя по всему, идет о запуске такой политической технологии, какая в Российской Федерации была опробована в самом конце 1999 года. То есть, похоже, настает час, так сказать, "престолонаследника". И имя его уже у всех в коридорах власти на устах – Алтынбек Сарсембай, занимающий сейчас пока еще должность посла Казахстана в стольном граде Москве.
Как это следует из неофициальных высказываний, технология по типу былой российской практики запущена у нас уже в действие. И она зашла уже настолько далеко, что, говорят, наступил уже этап согласования фигуры "казахстанского Путина" в международной сфере. Другими словами, сейчас как бы уже идет отработка кандидата на роль "престолонаследника" на предмет того, как же могли бы отнестись сильные мира сего на его возвышение в Казахстане. Зондаж, утверждают неформальные источники, проходит пока не без успеха. Свою немалую лепту в успешное продвижение этой задачи вносит, видимо, и то обстоятельство, что претендент пребывает постоянно в Москве, где традиционно и фактически решается судьба власти в Казахстане, не в Астане, где просто происходит объявление принятого по этому вопросу решения.
Проект "Ак жола" оказался проектом смены власти?..
Сейчас уже становится понятно, что часть тех представителей политического истеблишмента, кто взорвал 15 ноября вялое течение политической жизни в Казахстане, в пух и прах раскритиковав свое же правительство и объявив о создании ДВК, с самого начала поступали согласно собственному отдельному сценарию и играли свою отдельную игру. Если все то, о чем в виде предположительной актуальности и политического прогноза шла речь в первой части материала, хотя бы весьма и весьма относительно соответствует действительности, становится очевидным следующее. Группа высокопоставленных государственных деятелей, которые входят в узкий круг лиц, посвященных в детали чрезвычайного плана по передаче власти, должного быть запущенным в час "х", приняла решение о вхождении в тактический союз с группой бывшего министра М.Аблязова и бывшего акима Г.Жакиянова, которые тогда активно "прессовались" правоохранительными органами и, в конце концов, должны были или уступить и изъявить покорность, или пойти на что-то экстраординарное, чтобы как-то отбиться от давления.
К началу ноября, когда депутат Мажилиса Т.Тохтасынов, примыкающий по жизни к этим "бунтарям" от истеблишмента, в Парламенте сделал очень резкие заявления в адрес отдельных представителей правящих кругов, стало понятно, что полюбовного разрешения конфликта между ними и официальным руководством не будет. И тогда, когда М.Аблязов и Г.Жакиянов были уже готовы встать на "тропу политической войны" с руководством страны, выяснилось, что они в этом своем решении не одни. Вместе с ними выступила публично и заявила о политическом расхождении с правительством целая группа действующих высокопоставленных чиновников. Многие из них впоследствии "отыграли" назад. А вот те, кто казался наиболее близким к правящему руководству страны, - а именно О.Джандосов, который всегда был на хорошем счету у президента и удостаивался от него самых ответственных в стране постов, А.Байменов, которому в прошлом доводилось возглавлять даже администрацию главы государства, и Б.Абилов, с которым в первую очередь был связан введенный оппозицией на заре приватизации термин "экономика племянников", - остались в ряду новой оппозиции. Хотя именно они-то, казалось бы, не должны были создавать трудности для правящих верхов. Спустя некоторое время эта группировка несколько дистанцировалась от наиболее радикальной части ДВК во главе с "мятежными" М.Аблязовым и Г.Жакияновым и создала новую партию – "Ак жол". К тому времени стало понятно, по какому признаку определяется линия размежевания между ними. В учредителях "Ак жола" общим было то, что все они как бы были засвечены как состоявшие в дружеских или просто близких отношениях с вышеназванным А.Сарсембаевым. Последний в период "бунта на корабле" тоже лишился занимаемой должности – секретаря Совета безопасности. И через некоторое время отправился в Москву в качестве вновь назначенного посла в "первопрестольной"...
Потом одни пошли под суд, а другие – во власть…
Теперь, если смотреть с высоты нынешнего времени, все то, что предпринимала "акжоловская" группировка в конце 2001 года и впоследствии, смотрится как нечто вроде инсценировки с заранее предусмотренными вариантами дальнейшего развития. "Ак жол" как партия зарегистрирован наряду с двумя другими бесспорно провластными партиями, "Отаном" и Гражданской партией. При этом у него перед последними двумя одно преимущество. На "Ак жоле" флер оппозиционности, который сопровождает его с тех пор, как в прошлом его нынешние лидеры как бы заодно вместе с М.Аблязовым и Г.Жакияновым, отправленными впоследствии в неволю, выступили против правительства. А "Отан" и Гражданская партия возникли таким порядком, каким традиционно уже возникают все провластные партии. То есть – практически во исполнение указания самих же властей. И, по сути дела, общественность их считает "партиями власти". И правильно считает. Однако такие партии - плохая подмога руководству государства в их спорах с западными и международными структурами, упрекающими Казахстан в изъянах демократии и многопартийности. Один только "Ак жол" в этом смысле как бы является безупречной партией.
В публичных выступлениях его лидеры продолжают делать значительный акцент на оппозиционном происхождении своей партии. И спорить с ними вроде как трудновато. Поскольку тот же О.Джандосов и А.Байменов полтора года назад совместно с нынешними "сидельцами" М.Аблязовым и Г.Жакияновым, в чьей оппозиционности никто не сомневается, появлялись перед журналистами на экранах телевизоров и сделали историческое заявление. Таким образом, получается, что последние двое своей дальнейшей плачевной судьбой проторили дорогу лидерам "Ак жола" и самой партии в как бы узаконенную оппозиционность.
Потом одни пошли под суд и в зону отсиживать определенный им срок, а другие - в лидеры узаконенной Минюстом РК партии, в помощники президента по ключевым экономическим вопросам. Причем, как утверждают неофициальные источники, О.Джандосов, едва ли не самым последним из числа "бунтарей" ноября 2001 года вернувшийся в окружение президента, "под знамена" вновь призван, похоже, с одной задачей – "копать" под действующего премьер-министра. Как бы то ни было, с момента появления в администрации президента он, говорят, сконцентрировался на анализе прошлой и настоящей деятельности И.Тасмагамбетова на посту главы правительства. И вроде как уже "накопал" очень много такого, что, будучи представленным вниманию президента, делает положение премьер-министра все более и более шатким…
Как дальше могут развиваться события?..
Одни из наблюдателей полагают, что цель этой акции – замена И.Тасмагамбетова О.Джандосовым к моменту смены власти на самом высшем уровне. Другие же считают, что такая именно задача не ставится. Мол, главное – это не допустить формирования такой ситуации, когда бы на высших государственных исполнительных должностях одновременно оказались представители группировки А.Сарсембая и И.Тасмагамбетов. Всем им известно, что, несмотря на все перемены последних лет, А.Сарсембаев и И.Тасмагамбетов как были, так и продолжают оставаться непримиримыми противниками. За все 10 лет, в течение которых они находятся в окружении президента, там не было другой пары лиц, которые столь ожесточенно противостояли друг другу. Говорят, это стойкое взаимное неприятие восходит корнями еще к временам комсомольского прошлого этих двоих… С тех пор "война" между ними шла с переменным успехом. Да и глава государства, похоже, имел в виду то, что ни одна из двух группировок, возглавляемых А.Сарсембаем и И.Тасмагамбетовым, не должна приобретать решающий перевес. К первому традиционно примыкает нынешний секретарь Совбеза М.Тажин, а к второму – аким Западно-Казахстанской области К.Кушербаев.
С 1993 года ни разу не было такого, чтобы присутствие представителей этих двух пар возле президента было бы нарушено в пользу одной из них. В середине 1990-х г.г., когда И.Тасмагамбетов из помощников выдвинулся в вице-премьеры у А.Кажегельдина, а К.Кушербаев стал пресс-секретарем президента, казалось, что они получили решающий перевес над группировкой А.Сарсембая. Тем более что И.Тасмагамбетову удалось, пользуясь своей близостью к премьер-министру, рассорить его со своим извечным противником… Но не тут-то было. Президент пошел навстречу просьбе А.Сарсембая и вывел возглавляемое им Минпечати из состава правительства и подчинил напрямую своей администрации. Оно стало называться Государственным агентством по информации. В это же время его партнер М.Тажин был выдвинут на должность зама руководителя администрации президента. Равновесие было восстановлено. И когда А.Кажегельдин ушел, пошатнулись уже позиции И.Тасмагамбетова. А А.Сарсембай вернул свое министерство в состав правительства и вроде бы получил решающее преимущество. Такая ситуация сохранялась несколько недель. Потом статус-кво было восстановлено. И.Тасмагамбетов получил такой же пост, какой занимал М.Тажин, – зама руководителя администрации президента. А К.Кушербаев стал министром. Противостояние вновь приобрело зеркальный характер. Потом И.Тасмагамбетов отправился в провинцию на должность акима. Когда он вернулся в правительство, в провинцию "акимить" отправился уже К.Кушербаев.
В начале 2002 года равновесие сил вновь было нарушено. И.Тасмагамбетов стал премьером, а А.Сарсембаев, как бы попав в опалу, отправился в Москву. М.Тажин был возвращен с поста председателя КНБ обратно на должность секретаря Совбеза и вроде бы перестал проявлять активность. Эта ситуация представлялась странной для посвященных людей до недавнего времени. И теперь получается, что группировка А.Сарсембая все же переиграла И.Тасмагамбетова, за которым, кроме К.Кушербаева, который всегда был себе на уме, и нет никакой команды. А А.Сарсембай своим уходом как бы в оппозицию увеличил ряды своих сторонников. Один из них уже занимается И.Тасмагамбетовым. Другой звонок для него прозвенел буквально сегодня. Отстранен от своей должности Л.Киинов, пришедший к руководству вновь созданным "Казмунайгазом" одновременно с приходом И.Тасмагмабетова на пост премьера. Следовательно, "отстрел" его людей уже начался. И теперь остается ждать того, когда А.Сарсембай вернется, образно говоря, на белом коне в Казахстан?!
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |