Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
РБК,
2 апреля 2003
По мнению экспертов, нерешительность Москвы в отношениях с Белоруссией после выборов 2004 года может смениться беспрецедентной жесткостью.
Сегодня, 2 апреля - День единения России и Белоруссии. Исполняется семь лет со дня первого шага к созданию Союза России и Белоруссии. Годовщина совпала с завершением работы комиссии по разработке проекта Конституционного акта Союзного государства России и Белоруссии. Разработчики документа попытались соблюсти интересы обеих стран: ни о каком ущемлении прав Белоруссии и ее "поглощении" в проекте нет ни слова. Как, впрочем, и о многих критически важных моментах объединения России и Белоруссии. По мнению экспертов, пока что Москва, по сути дела, пускает объединительный процесс на самотек, чтобы не осложнять отношения с Минском накануне выборов. Однако впоследствии, считают они, Кремль может выступить с резкими ультиматумами в адрес Минска.
По мнению зампреда Комитета Госдумы по международным делам Константина Косачева, процесс объединения двух стран сейчас идет "лучше, чем полгода или год назад". "Прекратилось публичное обсуждение форм объединения; оно возвратилось с политического на экспертный уровень, - сказал Константин Косачев в беседе с корреспондентом RBC daily. - Прежние всплески эмоций, в том числе со стороны первых лиц, были связаны с тем, что не было проработки вопроса, и на президентов тогда "свалили" слишком много проблем". Работа комиссии по разработке Конституционного акта, полагает депутат, поможет решить большую часть вопросов на "низовых" уровнях, и представить президентам двух стран уже более или менее выверенный документ. Кроме того, по словам г-на Косачева, в последнее время России удалось убедить белорусскую сторону принять все те решения, которые усиливают экономическую составляющую объединения. В первую очередь это решения в сфере приватизации, налоговых изъятий. "Россия по пути рыночных реформ продвинулась дальше, чем Белоруссия, - говорит Константин Косачев. - Для нас возвращение к их позициям означало бы шаг назад. Но нам удалось убедить Белоруссию в том, что рыночные изменения пойдут на благо ее экономике". По мнению депутата, снятие противоречий в экономике позволит обеим странам легче принимать политические решения по объединению. "К стадии принятия политических решений мы придем ориентировочно во второй половине года", - отмечает г-н Косачев. Однако зампред международного комитета Госдумы признает, что один из главных вопросов объединения так и остался нерешенным. "Нужно найти такую форму объединения, которая бы признавала суверенитет Белоруссии, но при этом учитывала бы и соотношение между экономиками России и Белоруссии", - говорит Константин Косачев.
Между тем руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев смотрит на объединительный процесс с куда большим скепсисом. По его мнению, написание проекта Конституционного акта нисколько не поможет продвинуть интеграцию двух стран. "Комиссия не решила главного вопроса: в этом проекте не решен вопрос о целях союзного государства, - говорит RBC daily г-н Фадеев. - Нет ответа и на вопрос о том, кто будет возглавлять союз - комиссия попросту решила уйти от решения этого вопроса". Согласно проекту Конституционного акта, государственную власть в Союзном государстве будут осуществлять Высший госсовет, парламент, Совет министров и суд. "Да, сейчас есть Высший госсовет, но как орган власти он недееспособен", - отмечает Александр Фадеев. В него, помимо двух президентов, входят премьер-министры и другие высшие чиновники обоих правительств. Но Госсовет собирается лишь время от времени и нерегулярно. Кроме того, говорит г-н Фадеев, все члены Госсовета отстаивают лишь свои национальные интересы. По его мнению, третья нерешенная проблема - какие полномочия и сферу компетенции будет иметь союзное государство.
По мнению Александра Фадеева, комиссия пошла по легкому пути - решила вынести все проблемные вопросы на суд двух президентов. "В течение апреля Геннадий Селезнев (спикер Госдумы РФ и сопредседатель Комиссии. - RBC daily) будет консультироваться с двумя президентами и, возможно, в конце месяца будет созван Госсовет дляобсуждения проекта", - отмечает г-н Фадеев. Похоже, что вялотекущая разработка Конституционного акта вполне соответствует динамике объединительного процесса - точнее, полному ее отсутствию. "Активная интеграция не идет, - говорит Александр Фадеев. - Союзного государства нет, и его никто не строит - к его строительству еще даже никто не приступал". Основная масса шагов по объединению России и Белоруссии пришлась на пору правления первого президента России Бориса Ельцина. "Однако тогда это была чистой воды политическая конъюнктура, а когда дело дошло до конкретики, начались сложности", - отмечает г-н Фадеев. В принципе, говорит он, договор 1999 года о создании Союза мог стать конституцией - просто под другим названием. Но тогда, как, впрочем, и сейчас, для этого не было политической воли ни у одной из сторон.
Во время пребывания у власти Владимира Путина в отношениях России и Белоруссии появилось много весьма неприятных моментов, в том числе "газовые долги" перед Россией, "наезды" белорусских властей на российские компании. Александр Фадеев напоминает, что обычно президенты России и Белоруссии встречаются в день создания сообщества России и Белоруссии договором от 2 апреля 1996 года. "Но в этом году Лукашенко в Москву не приезжает, - отмечает эксперт. - Раньше президенты в этот день говорили много красивых слов, награждали друг друга орденами. Сейчас эти праздники становятся все скромнее". Г-н Фадеев обращает внимание на то, что за все время президентства Владимира Путина он и Александр Лукашенко не подписали ни одного совместного документа.
Единственным предложением Путина было ускорение введения единой валюты Союза. Вместо первоначально предполагавшейся даты - 1 января 2005 года, - президент предлагал ввести российский рубль в обращение на территории Белоруссии с начала 2004 года. Более того, по словам Александра Фадеева, Центральный Банк России сделал Белоруссии предложение, от которого трудно было отказаться. Центробанк предложил взять на себя все расходы и все расчеты по введению единой валюты. Но белорусская сторона, тем не менее, отказалась. "Руководство Белоруссии понимает, что если они перейдут на единую валюту другого государства, то о независимости Белоруссии придется забыть, - говорит г-н Фадеев. - Они останутся лишь чиновниками, но перестанут быть высшими руководителями". Поэтому Белоруссия продолжает настаивать на совершенно неприемлемых для России условиях. Во-первых, Минск желает получить право эмиссии единой валюты наравне с Центробанком РФ. Во-вторых, Белоруссия не желает гарантировать прозрачность своих бюджетных трат.
В результате, говорит Александр Фадеев, Владимир Путин поставил белорусское руководство перед выбором: либо весной будет окончательно принята программа введения единой валюты, либо Москва этот проект вообще "закрывает". Однако в целом, по мнению г-на Фадеева, тема объединения до выборов в России закрыта не будет. "Она пользуется спросом среди электората как в России, так и в Белоруссии", - отмечает он. Действительно, по данным ВЦИОМ, за объединение выступают 85% опрошенных, и лишь 9% против. Как сообщил RBC daily ведущий аналитик ВЦИОМ Леонид Седов, Александр Лукашенко входит в рейтинг политиков, пользующихся доверием россиян. С одной стороны, его рейтинг довольно скромен - всего три процента. Но с другой стороны, среди его "соседей-трехпроцентников" такие политические деятели России, как глава МВД Борис Грызлов, Сергей Степашин, Элла Памфилова и Сергей Глазьев. С этим мнением россиян Кремль, по всей видимости, не считаться не может. По той же причине видимость объединения или, по крайней мере, сотрудничества с Россией, выгодно и белорусскому президенту. "Лукашенко, видимо, будет объявлять референдум о продлении своих полномочий", -говорит Александр Фадеев. А поскольку большая часть населения Белоруссии также выступает за сближение с Россией в той или иной форме, сотрудничество с Москвой будет одним из козырей Лукашенко.
Однако после того как выборы и референдумы останутся позади, отношения между Москвой и Минском могут резко измениться. "Судьба власти в Белоруссии будет решаться уже не в Минске, а в Варшаве, Вашингтоне или Москве, - полагает г-н Фадеев. -Белоруссия как малое государство, не способное к самостоятельному развитию, будет неизбежно "прислоняться" к кому-то". По мнению сотрудника Института стран СНГ, Белоруссия будет тяготеть к тем странам, которые не инкорпорируют ее, но будут требовать "размена интересов". Так, отмечает Александр Фадеев, Белоруссия предлагает себя арабским странам и Китаю в качестве "точки опоры" в Европе. По его мнению, Москва постарается не остаться в стороне от определения "ориентации" Белоруссии. "Все противоречия можно разрешить - для этого нужна лишь политическая воля Москвы, -полагает г-н Фадеев. - До сих пор не было позиции по этому вопросу. Но теперь эта позиция, судя по всему, формируется". По мнению Александра Фадеева, решение в отношении Белоруссии после выборов 2004 года будет радикальным. "Не исключены ультимативные жесты в адрес Минска", - говорит эксперт.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |