Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Газета, № 59, 2003г.
Госдума отклонила поправки в закон о гражданстве, которые упрощали процедуру приема в гражданство России для бывших граждан Советского Союза.
Упростить процедуру получения российского гражданства предложил депутат Сергей Юшенков. Предложенные им поправки касались в первую очередь граждан СНГ и стран Балтии, проживающих на территории России, а также тех, кто родился на территории Российской империи, СССР и РСФСР.
По действующему закону претендент на российское гражданство должен сдать экзамен по русскому языку, причем принимают его чиновники из МВД. Депутат Юшенков считает, что для получения российского гражданства достаточно "владения русским языком". Поправки, расшифровывающие понятие "источник законных средств к существованию", исключат, по мнению автора, произвольное толкование этой нормы чиновниками. Чтобы источник средств был признан законным, нужно иметь трудовую книжку или право на пенсионное обеспечение.
Оппонент Юшенкова, председатель комитета по госстроительству Валерий Гребенников призвал "думать не только о демографии, но и об экономике и социальных проблемах, которые возникнут вследствие притока мигрантов". Депутаты с Гребенниковым не соглашались. Коммунист Николай Коломейцев рассказал, как "знакомый прапорщик с семьей живет в Прибалтике, но у него нет ни российского гражданства, ни перспектив его получить". И спросил: "Что ему делать - героем стать или подержаться за руку президента?"
Лидер группы "Регионы России" Олег Морозов попытался выяснить у Гребенникова, "почему после принятия закона стало больше проблем, - может быть, требуется его корректировка?". Гребенников объяснил, что "раньше любой кто угодно мог и изъявить желание, и получить гражданство, а сейчас действуют нормы разрешительного характера". И все проблемы - от "несовершенства правоприменительной практики".
"Яблочник' Сергей Попов предложил "писать законы не для хороших чиновников, а для тех, какие есть". Как пример чиновничьего произвола он привел историю 75-летней жительницы Белоруссии. Она, живя в Ленинградской области, для получения вида на жительство вынуждена каждый месяц ездить в Санкт-Петербург и сдавать анализы на ВИЧ-инфекцию.
Автор пакета поправок Борис Надеждин заявил, что "под всеми стоит подпись президента- они содержались в первоначальном тексте закона о гражданстве, который был внесен в Госдуму. И только потом "ужесточен по инициативе замглавы администрации президента Виктора Иванова".
Надеждин предложил сократить восьмилетний срок ожидания российского гражданства для лиц, "которые достигли 60 лет, имели гражданство СССР и въехали в Российскую Федерацию для постоянного проживания до 1 января 2001 года из государств, ранее входивших в СССР".
По мнению Надеждина, положение, по которому президент своим указом может принять в гражданство лиц, "выдворявшихся из страны, имевших неснятую и непогашенную судимость", появилось в законе для того, чтобы "конкретные люди занесли бабки чиновникам" и получили гражданство без проволочек. "Мне говорят, что все это сделано, чтобы можно было дать российское гражданство нашим разведчикам, - но тогда в законе надо прописать льготный режим для тех, кто имеет особые заслуги перед Россией", - кипятился Надеждин.
Симпатии зала были на стороне поправок, смягчающих закон о гражданстве. Но набрать нужного количества голосов они не смогли. Не хватило всего 12 голосов.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |