Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Под знаменами Третьего Рима

Кирилл Фролов

Всероссийский Патриарх  предложил преодолеть русские церковные разделения в Западной Европе и серьезно  укрепить позиции Православия

 

Конечно, при упоминании терминов типа «исторический» и «эпохальный» у читателя зачастую возникает ирония. Но применительно к посланию Святейшего Патриарха Алексия Второго к  православным приходам русской традиции  эти термины вполне уместны. Действительно, появился не просто шанс, но реальный план воссоединения всех русских приходов в Западной Европе с Матерью – Церковью. Напомним, что часть русских епархий) в Европе и США во главе с выдающимся русским иерархом Митрополитом Киевским и Галицким Антонием (Храповицким) отделилась от московского патриаршего престола ввиду его зависимости от  атеистической власти и  вынужденных заявлений московского Священноначалия о лояльности богоборческой власти, и организовалась в Русскую Православную Церковь Заграницей. Другая часть русской церковной эмиграции во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, создав в его лоне Русскую Архиепископию, в лоне которой действует знаменитый Свято-Сергиевский Институт в Париже, в котором преподавали столпы русской культуры в изгнании.

Период после падения коммунизма характеризуется долгими и мучительными поисками путей воссоздания единства Русской Церкви.  Лучшие силы в Русской Зарубежной Церкви всегда призывали к диалогу с Московским Патриархатом, но нашлись горячие головы, которые устроили авантюру с открытием «параллельных» РПЦ приходов Зарубежной Церкви в России, Эта авантюра кончилась печально- те немногие (а много и быть не могло- количество желающих отойти от Патриаршей Церкви в России  исчислялось единицами), что перешли в России в лоно Зарубежной Церкви, предали и ее. Часть этих деятелей создало маргинальную «российскую автономную церковь», иначе говоря, суздальский раскол, которая стала играть в нынешней РФ роль обновленцев 20-х годов-роль «карманной секты» антицерковных сил, использующих ее в качестве мелкой разменной монеты в борьбе с авторитетом Русской Православной Церкви. Нонкорфизм «зарубежников» обернулся в России сервилизмом «суздальцев». Да еще сервилизмом перед…политтехнологами и средней руки  чиновниками. «Суздальцы» сыплют доносами на Русскую Православную Церковь, обвиняя авторов ее Социальной Концепции чуть ли не в заговоре против Президента, как в свое время  обновленцы обвиняли православных в «конттреволюции».

Другая, причем «ультрапатриотическая»  часть бывших «зарубежников» в РФ во главе с бывшим архиепископ Варнавой (Прокофьевым) пошла еще дальше и договаривается с раскольническим «Киевским патриархатом» на правах его филиала в РФ. Власти Украины используют сторонников архиеп. Варнавы как «гетто» для православных русских, исход в которое позволит ускорить отделение УПЦ от Московского Патриархата.

Другая часть Зарубежной Церкви приветствовала  возрождение Русской Православной Церкви в России. Архиерейский Собор РПЦЗ 2001 года, в противовес «суздальцам», приветствовал новую Социальную Концепции Русской Православной Церкви, принятую на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 года, указал на те ее пункты, которые, по мнению Зарубежной Церкви, свидетельствуют о преодолении в РПЦ «сергианства», т.е. идеологии компромиссов с антицерковными силами. Также Зарубежная Церковь приветствовала канонизацию Собора Новомучеников и Исповедников Российских тем же Архиерейским Собором РПЦ. Таким образом, сняты основные препятствия к воссоединению.

Не менее абсурдно и нахождение русских парижан в юрисдикции Константинопольского Патриархата, особенно в контексте его неканоничных шагов в отношениях с украинскими раскольниками и вокруг Эстонии. Да даже если бы их не было, даже если Константинополь прекратит проводимые под  давлением США  игры с украинским раскольниками (к чему есть признаки), то надо помнить, что русская парижская архиепископия отделилась от Москвы, чтобы не быть заложницей коммунистов, и что ей логично вернуться в Русскую Церковь.

И Патриарх Московский предложил сделать реальные шаги по воссоединению. Создается единый самоуправляемый русский митрополичий округ Западной Европы. Он должен объединить и приходы Московского Патриархата, И Зарубежной Церкви, и Парижской Архиепископии. После объединения должен быть избран Митрополит. Избрание должно быть утверждено Патриархом и Синодом в Москве. Пока главой митрополичьего округа стал Митрополит Сурожский Антоний (Блюм), долгие годы возглавлявший Британскую епархию РПЦ. Выбор Патриарха понятен. Митрополит Антоний- выдающийся богослов  и пастырь, обладающий  огромным авторитетом. Он способен посадить за стол переговоров всех участников процесса, преодолеть подводные камни. Например, со стороны Зарубежной Церкви неизбежно станет вопрос об экуменизме. Действительно, такая проблема существует. И соборный разум Церкви сможет выработать  оптимальный механизм, обеспечивающий участие Русской Православной Церкви в европейских  и мировых политических, дипломатических, цивилизационно - культурных процессах. Безусловно, никакие догматические компромиссы и совместные молитвы с инославными невозможны. Но должны быть площадки для встреч, консультаций, в конце концов, для приведения заблуждающихся к истине Православия. Не секрет, что  многих православных смущают сами названия «Всемирный Совет Церквей» или «Конференция Европейских Церквей», ибо Церковью являются только те институции, которые исповедуют правильные, православные догматические определения и имеют  апостольское преемство епископата.  Если бы вышеупомянутые межконфессиональные переговорно-дипломатические площадки имели бы нейтральное название, типа «европейская христианская конференция», если бы их православные участники заверили свою паству, что имеют целью только отстаивание интересов Православия, и приведение инославных к истине Восточной Церкви, то процесс воссоединения пошел бы быстрее, да и диалог и единение  между «клиром и миром» стали  бы глубже.

Другой «подводный камень процесса»-это сопротивление противников православного возрождения России, которые, страшась усиления Русской Церкви, безусловно, будут вставлять палки в колеса процессу воссоединения. Собственно, рупор «суздальского раскола» «Кредо.Ру» уже начал наводить тень на плетень, уже развивает демагогию, стравливает участников процесса. Дело не в кучке раскольников, а в их политических покровителях, которые дезориентируют общественное мнение и политическую элиту.

Поэтому дело воссоединения русских православных юрисдикций в Европе должно быть должным образом обеспеченно в информационном и политическом план - это и интернет-проекты, и кампания в светской прессе, и пресс-конференции, это и диалог с заинтересованными общественно-политическими элитами, в первую очередь, с теми, кто осознают- что единое и сильное русское Православие-это условие самого бытия России.

Еще одна тема, затронутая в послании Патриарха. Это будущее Православие в Европе, проблема Поместной Православной Церкви Европейского Союза.  Следует сразу твердо уяснить, что проблема новых автокефалий на постсоветском пространстве и вене его-это не одно и тоже. Например, даже разговоры об автокефалии на Украине и в Белоруссии неприемлемы. Это - каноническая территория РПЦ,  земли Святой Руси. Единство Русской Православной Церкви на этих территориях - аксиома и не предмет для  дискуссий. 

Другое дело-Европа. Действительно, православные немцы, французы, британцы  не обязаны находится в прямой юрисдикции Московского Патриархата и молиться по церковно-славянски. Они имеют свою, древнюю, православную западнохристианскую традицию, богослужение, обряды, возникшие еще до отпадения католицизма от Церкви. И все это должно быть возрождено, на первых порах, в составе объединенной русской православной митрополии Западной Европы. Вопос о полной самостоятельности западноевропейского православия возникнет  тогда, когда критическая масса православных французов, англичан, и т.д. перевесит русских (в этом случае русская диаспора может сохранить свою особую юрисдикцию по соглашению с новыми автокефальными Церквями, как в США, где Московский Патриархат создал Американскую Автокефальную Церковь, сохранив, в согласии с ней, свою епархию, которая ныне бурно развивается). И этот вопрос очень серьезен. Либеральное перерождение западного христианства (однополые «браки», женское «священство» неизбежно заставят верующих европейцев обратиться в сторону Восточной Кафолической Церкви.  Мало того, если она не протянет им руку, христианская Европа вообще может погибнуть. Уже сейчас, многие консервативные европейские интеллектуалы, не заметив Православия, переходят в ислам, видя в нем единственную защиту от воинствующего постмодернизма. И долг православной русской европейской диаспоры не только сохранить свою веру и культуру, но и не замкнуться в своей этничности, подарить радость Православия тем европейцам, которые ищут и мыслят. Собственно, пореволюционая Русская Эмиграция так и поступала. 

И, вопрос, какие организационные формы примет Православие в Западной Европе, актуален и не закрыт. Не случайно, Патриарх деликатно  пишет о том, что германские епархии РПЦ и РПЦЗ будут  подключены к процессу на следующем этапе, ибо пока важно добиться ясности с Британской епархией и французскими приходами всех трех русских юрисдикций. Если вопрос о желательности воссоединения всех русских приходов Западной и Центральной Европы в создающуюся митрополию однозначен, то дело с гипотетической Поместной Церковью Евросоюза сложнее. Ведь в ЕС входят государства, где есть Поместные Православные Церкви. Например, Греция. Вряд ли Элладская Церковь захочет поступиться своей самостоятельностью. Может, более эффективен путь создания национальных Поместных Церквей европейских государств, где именно Православие будет фактором сохранения идентичностей на фоне европейской и мировой глобализации, что многократно повысит его привлекательность. Важно том, чтобы эти процессы проходили под попечением Русской, а не какой иной, Поместной Церкви. В этом случае Россия получает уникальный шанс неагрессивного, но позитивного, глубокого и мощного  влияния на духовные процессы в Европе, да и на общемировые процессы.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ