Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Белорусская газета. №13,
7 апреля 2003
Наталья Гриб
3 апреля Министерство экономики Беларуси объявило открытым конкурс по продаже четырех самых крупных нефтехимических предприятий страны: «Нафтана», «Полимира», «Гродно Азота» и «Гродно Химволокна». На прошлой неделе в Фонд госимущества инвесторы не подали ни одной заявки. И маловероятно, что желающие выстроятся в очередь. На таких условиях будет проблематично определить победителя.
4 июня белорусское правительство предложит инвесторам приобрести по 43% акций новополоцкого промышленного куста - «Нафтана» и «Полимира» - в одни руки. 5 июня инвесторы смогут купить аналогичные пакеты акций гродненских «Азота» и «Химволокно» в одном пакете. Цена договорная, но не ниже начальной, установленной правительством. К слову, начальная цена превышает номинальную стоимость акций в три, пять, шесть и восемь раз в зависимости от предприятия. Т.е. рыночная стоимость производства, по мнению белорусских властей, превышает размер активов предприятия во много раз.
Что любопытно, конкурс пройдет не в здании Белорусской валютно-фондовой биржи, где в декабре прошлого года продали акции «Славнефти», а непосредственно в зале заседаний N562 на Мясникова, 39. По всей вероятности, власти хотят иметь большее влияние на процесс приватизации, нежели это было в случае со «Славнефтью». Формально продажу акций осуществляет Фонд госимущества Минэкономики. Однако отсутствие руководителя фонда (Геннадий Подгорный, успешно осуществивший продажу 10,83% акций «Славнефти», в феврале был отправлен в отставку) не помешало правительству окончательно определить условия торгов. Все и так понимают, что процессом приватизации нефтехимии руководят глава администрации президента Урал Латыпов и помощник президента Сергей Ткачев, исполняющие волю Лукашенко. Директор фонда отныне фигура договорная и в большей степени политическая.
Беларусь еще в начале 2002г. объявила о приватизации нефтехимических заводов. Ровно год назад Лукашенко встретился с руководителями «Лукойла», «Славнефти», «Итеры», «Сургутнефтегаза» и «СИБУРа» и пригласил всех поучаствовать в приватизации белорусской промышленности. Однако нефтяные генералы выразили неудовлетворение и с разной степенью откровенности разочарование от встречи с руководителем Беларуси, отказавшись покупать 10-15% акций.
Долгое время белорусское правительство вынашивало тайные планы по привлечению иностранных инвесторов. Ходили слухи, что British Petroleum или консорциум австрийских банков выступят в роли профессиональных биржевых спекулянтов, взвинтив цены до астрономических цифр. Маркетологи из Financial Times предлагали белорусскому правительству разработать и провести грамотную PR-кампанию по привлечению западных инвесторов. Однако стоимость специального приложения к FT - $150 тыс. - автоматически перевело это предложение в разряд излишней роскоши.
Весной нынешнего года правительство озвучило промежуточные предложения, которые должны удовлетворить в первую очередь президента страны. Большинство требований не имеет никакого отношения к правилам биржевых торгов и весьма опосредованное к экономике как таковой. Победитель конкурса должен будет перечислить сумму стоимости акций поквартально в течение 2003-05гг. и, что не менее любопытно, «профинансировать инвестиционные проекты заводов на безвозмездной основе». То, что инвестиционные планы компаний на 2003г. уже сверстаны, чиновников из администрации не обеспокоило: кто захочет - придет, остальные нас не интересуют.
Белорусские власти не позволяют привлекать заемные средства - покупка должна осуществляться только за счет собственных доходов инвестора. В противном случае, как неоднократно утверждал Лукашенко, «мы можем и сами реконструировать наши предприятия за счет собственных кредитов». К сожалению, президент не учитывает один нюанс: все ценное оборудование этих предприятий уже заложено под кредиты.
При этом правительство намерено и дальше курировать каждое предприятие, как это было до сих пор. Инвестор не может «предпринимать действий, вследствие которых нарушаются сложившиеся производственно-технологические связи с концерном «Белнефтехим» и «инициировать принятие управленческих решений, которые ухудшают финансово-хозяйственные результаты ОАО». Вдобавок ко всему новый собственник должен сохранить среднесписочную численность коллективов всех предприятий, социальные гарантии для работников заводов и систему соцкультбыта в целом, а также гарантировать участие в социальных программах (ледовые дворцы?).
Экономически все это выливается в весьма приличные расходы. К примеру, начальная цена пакета акций «Нафтана» в размере $476 млн. вкупе с инвестиционной программой на сумму $246 млн., а также акции «Полимира» стоимостью $311 млн. и $61 млн. инвестиций в совокупности превышают миллиард долларов США. Второй проект «Азот» - «Химволокно» обойдется инвестору как минимум в $500 млн. Трудно припомнить, когда российские нефтекомпании участвовали в проектах с таким размахом инвестиций. «Честно говоря, ни один нефтеперерабатывающий завод столько не стоит», - сказал представитель одной из крупных российских нефтекомпаний. СИБУР уже отказался от борьбы, «Сургутнефтегаз» заявил, что следует хорошенько обдумать озвученную информацию.
Не стоит забывать, что победителем конкурса станет тот, кто даст самую высокую цену за пакет, а конечная цена не может быть ниже начальной. Трудно себе представить, чтобы инвесторы выстраивались в очередь за акциями белорусских заводов, когда им выставляют практически невыполнимые условия, при которых порог вхождения на рынок становится непреодолимым.
Для участия в конкурсе необходимо внести задаток в размере 10% начальной цены. Замминистра экономики Беларуси предположил, что мало найдется желающих заморозить $100 млн. на полтора месяца, и покупатели появятся в последние дни мая.
Так что без дополнительных консультаций у Беларуси немного шансов продать эту часть собственности. Мало того, что начальная цена новополоцкого пакета завышена, так ведь у «Нафтана» еще и негативный финансовый баланс - очень много долгосрочных кредитов и заложенной под них собственности. Поэтому можно рассуждать о заказных материалах и обвинять во всех грехах прессу, но лучше посоветоваться с профессиональными экономистами и биржевыми маклерами на предмет повышения привлекательности продаваемых лотов. Договор купли-продажи будет заключен в течение 20 дней после утверждения правительством результатов конкурса. Если последний состоится.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |