Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
ГазетаСНГ,
4 апреля 2003
Любовь Воропаева
Нешуточные страсти разгораются вокруг намерения Украины сдать в концессию России часть своей нефтетранспортной системы. Вчера член Комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Гудыма заявил, что украинский президент и правительство не исключают возможности предоставления в концессию одной из российских компаний нефтетранспортной системы Украины и нефтяного терминала «Южный».
Подтверждением тому стало недавнее заявление Леонида Кучмы об одобрении возможности поставок российской нефти нефтепроводом из Бродов в Одессу в реверсном направлении. При этом глава государства выразил недовольство неактивностью польской стороны в достройке нефтепровода от Бродов до Гданьска, а также внесение правительством в парламент проекта закона об изменениях к статье закона Украины «О концессиях» относительно транспортировки нефти.
Напомним, что необходимость внесения изменений в вышеназванный закон вызвана реализацией проекта создания Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) на базе нефтепровода “Одесса-Броды». Поправки в закон «О концессиях», принятый летом 1999 г., предусматривают возможность передачи магистральных нефтепроводов в концессию. Таким образом украинское правительство рассчитывает привлечь иностранных инвесторов к созданию консорциума по транспортировке каспийской нефти посредством украинской нефтетранспортной системы.
Однако иностранные инвесторы вряд ли захотят вкладывать свои деньги в создаваемый консорциум, если магистральные нефтепроводы останутся полностью под контролем государства. В связи с этим правительство приняло концепцию, которая предусматривает совершенствование действующего законодательства, а именно предоставление возможности передачи магистральных нефтепроводов в концессию. Причем в концессию планируется передавать не всю нефтетранспортную систему, а лишь ту часть, которая обеспечит реализацию проекта транспортировки нефти в рамках ЕАНТК: терминал “Южный“, и трубопровод “Одесса-Броды“.
Естественно, что российская сторона высказала свою заинтересованность в использовании этого трубопровода для обеспечения транзита энергоресурсов в Старый Свет. Украина - как один из основных транзитеров нефти и нефтепродуктов в Европу - была и остается для России важным стратегическим партнером. Для Киева это возможность увеличить поступление средств в бюджет от транзита нефти. В настоящее время объем транспортировки жидкого углеводорода снизился почти в два раза в связи с введением в эксплуатацию обходной нитки Суходольная – Родионовская.
Поэтому предложение российско-британской компании ТНК о прокачке российской нефти из Брод в Одессу было принято на рассмотрение украинской стороной с благосклонностью. Однако на пути у реализации этой инициативы возникли серьезные препятствия. США, Германия и Польша призвали Украину не отдавать в исключительное пользование России нефтепровод «Одесса-Броды». Об этом заявили послы этих трех государств на Украине. В газете «День» была опубликована статья под заголовком «Двусмысленный реверс».
Послы трех стран считают, что использование нефтепровода «Одесса-Броды» в обратном направлении не имеет перспективы. При этом они утверждают, что с окончанием строительства нефтепровода «Дружба-Адрия», который в обход Украины соединяет север России с Адриатикой, украинский нефтепровод останется пустым, и Украина потеряет стратегическую возможность стать страной-транзитером нефти мирового класса. При этом американский, германский и польский послы призвали Украину добиваться корректировки международных соглашений, чтобы предусмотреть возможность транспортировки через ее трубопроводы не только российской, но и каспийской нефти.
Реакция западных послов вполне объяснима. Запад давно и по-настоящему опасается ослабления своего влияния на постсоветском пространстве. Украина же, как известно, хоть и посматривает в сторону Вашингтона, однако понимает, что Россия для нее – единственно надежный стратегический партнер.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |