Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Независимая газета,
11 апреля 2003
Василина Васильева
Нурсултан Назарбаев пытается устранить перекосы в экономическом и политическом развитии страны
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев намерен реформировать политическую систему страны. Об этом он заявил в обнародованном на днях ежегодном послании народу. Приоритетные направления политической реформы, по мнению экспертов, позволяют сделать вывод о том, что президент прислушался к мнению оппозиции и готов к либерализации системы государственной власти. По мнению экспертов, заявление Нурсултана Назарбаева является существенным прогрессом в политическом развитии страны.
Обнародованная казахстанским лидером программа включает пять основных направлений. В первую очередь речь идет о модернизации системы государственного управления. Причем Нурсултан Назарбаев делает акцент на укреплении институтов гражданского общества - политических партий и неправительственных организаций. Как считает президент Казахстана, эта сфера нуждается в более четком законодательном оформлении, в частности, необходимы законы, формирующие государственный социальный заказ. Кроме того, глава государства предложил разработать новый закон о СМИ, который должен укрепить политические, экономические и правовые основы для свободной прессы, ограничив вмешательство государственных органов в деятельность СМИ. Еще одна из предложенных президентом реформ касается судебных и правоохранительных органов. В частности, речь идет о введении моратория на смертную казнь, а также о создании институтов присяжных заседателей и судебного санкционирования ареста обвиняемых.
Однако основной упор в послании президент сделал на модернизации избирательной системы. Правительству Казахстана поручено в кратчайшие сроки доработать проект поправок в закон о выборах, что, как сказал Нурсултан Назарбаев, "сделает избирательный процесс в республике еще более прозрачным и открытым". Планируется, что уже в этом году в Казахстане будет введена практика выборов сельских акимов. Если опыт окажется удачным, в будущем подобным образом казахстанцы будут формировать и другие органы местного самоуправления.
Примечательно, что инициативы Назарбаева по дальнейшей демократизации общества получили положительную оценку даже со стороны радикальной оппозиции. Так, член оппозиционного общественного объединения "Демократический выбор Казахстана" Петр Своик назвал "правильным и разумным решением" предложение главы государства дать политическим партиям исключительное право выдвигать своих кандидатов в мажилис (нижнюю палату казахстанского парламента). Изменение выборного законодательства считает своевременным и лидер Компартии Казахстана Серикболсын Абдильдин: "Законодательные изменения должны быть приняты до летних парламентских каникул, чтобы предстоящие выборы, ближайшие из которых - в маслихаты (местные представительные органы власти), могли пройти по новому законодательству".
Сам факт, что президент Назарбаев повел речь о законодательном закреплении давних предложений оппозиции, касающихся в первую очередь изменения избирательной системы страны, свидетельствует о том, что в Казахстане произошли серьезные политические перемены. "Если в этом году на политическом Олимпе республики не произойдет никаких потрясений, которые вынудят президента ужесточить власть в стране, то проведение заявленных реформ очень скоро даст ощутимые положительные результаты, - так ситуацию прокомментировал "НГ" директор казахстанской Группы оценки рисков Досым Сатпаев. - Конечно, не все будет столь идеально, как хочется казахстанской радикальной оппозиции, она все-таки требует намного больше, чем может себе позволить власть. Но нельзя не отметить, что нынешнее послание Назарбаева строилось на основе реальных возможностей и конкретных прогрессивных программ".
Еще пару лет назад Казахстан делал основной акцент на развитии экономики государства. Как утверждают эксперты, по темпам экономического развития страна достигла ощутимых успехов, опережая многих партнеров и соседей по СНГ. Вместе с тем в последнее время в стране наблюдается некий перекос: экономика развивается динамично, а политическая система законсервирована. Быстрые темпы экономического роста сформировали в стране класс активной бизнес-элиты, которая, получив достаточно мощные финансовые ресурсы, естественно, хочет быть причастной и к политике. "Учитывая, что политическая сфера Казахстана до сих пор оставалась закрытой и весьма консервативной, у новой казахстанской элиты до сих пор фактически не было возможности легально попасть на политический Олимп, - считает Досым Сатпаев. - Старая номенклатура не хочет вводить в свой круг новых сильных игроков. Это, естественно, порождает "конфликт поколений". Чтобы его разрешить, необходимо внести изменения в политическую систему страны".
По мнению аналитиков, предложенные президентом реформы ведут не только к обновлению кадрового состава государственного руководства за счет прихода в структуры власти молодых бизнесменов, но и к усилению роли парламента и более эффективной его работе. Причем все это может произойти уже после следующих парламентских выборов. "Безусловно, вопрос о дальнейшей политической либерализации в Казахстане назрел. Однако реальные демократические преобразования возможны лишь в той стране, в которой стабильно развивается экономика и не бедствует население, - считает директор казахстанского Института стратегических исследований Маулен Ашимбаев. - Назарбаев всегда исходил из убеждения, что любые политические реформы должны происходить поэтапно, параллельно с развитием экономики страны и повышением жизненного уровня ее граждан. Сейчас, кстати, президент поручил правительству значительно повысить размер минимальных пенсий и заработной платы. Доходы бюджетников вырастут на 20 процентов, а госслужащих - на 50..."
Некоторые эксперты допускают, что президент Казахстана пошел на либерализацию политической системы под давлением западной критики. Однако, как показывает практика, Назарбаев четко улавливает изменения в политической жизни своего государства, что всегда считалось управленческим коньком казахстанского лидера. И прошлогодний раскол политической элиты, часть которой ушла в радикальную оппозицию, по-видимому, стал для Назарбаева индикатором сбоя в политической системе страны и подтолкнул к принятию решительных шагов по ее реформированию.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |