Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Кремль.Org,,
5 апреля 2003
Андрей Грозин
На данный момент, ситуация вокруг пограничного сотрудничества России и Казахстана, складывается достаточно благоприятно. Стоит напомнить, что во время своего последнего визита в Москву президент Назарбаев говорил о том, что из внешнеторгового оборота России и Казахстана именно на приграничное сотрудничество приходится порядка 70-75% от всего товарооборота наших стран, а это весьма показательная цифра. Но, тем не менее, приводя эти же самые цифры 22-23 февраля, Нурсултан Назарбаев сказал, что ни Москву, ни Астану подобное положение еще не устраивает. Президент Казахстана считает, что необходимо расширять сотрудничество в этом направлении дальше, в том числе проводить более сбалансированную политику, вместе с тем, не понижая статуса связей приграничных областей и регионов, подтягивать до них и общефедеральные показатели.
Однако, существует некая диспропорция в распределении приграничного сотрудничества. Наиболее развиты отношения с Казахстаном у пяти областей, это - Омская, Курганская, Челябинская, Оренбургская и Астраханская области. На эти регионы приходятся основные показатели от общего товарооборота. В это же время менее развитыми остаются отношения сопредельных территорий Алтайского края и Новосибирской области. Я думаю, наши страны обоюдно заинтересованы в том, чтобы эта диспропорция была исключена, и торговые связи на федеральном уровне должны подтянуться до уровня региональных связей государств. На мой взгляд, между регионами России необходимо проводить более сбалансированную политику. В частности, это относится к Тюменской области, у которой коэффициент сотрудничества с Казахстаном ничтожно мал. Хотя, следует учесть, что приграничная территория этого региона не так обширна, как у Оренбургской или у Омской области.
Кроме того, ассортимент и структура приграничного экономического взаимодействия, на мой взгляд, демонстрирует некоторую однобокость с обеих сторон. Большая доля в приграничном сотрудничестве приходится на сырьевой сектор, на экспортно-импортные операции с сырьем. Скажем, в западных регионах Казахстана, граничащих с соответствующими российскими территориями, это прокачка и поставки сырой нефти, очень существенное количество которой, приходится на структуру КТК, проходящую с запада Казахстана до Новороссийского порта. Безусловно, физическая масса товарооборота есть, но в ограниченном ассортименте. Это можно сказать, основываясь на примере той же Омской области. Основные показатели по взаимодействию Казахстана с Омской областью, дает Омский НПЗ, который поучает поставки казахстанского сырья. Показатели подобного рода подтверждают то, что рост физического объема регионального сотрудничества наших государств достигается за счет сырьевого ассортимента. К сожалению, пока существует только один масштабный проект на базе Экибастуза, это российско-казахстанское СП, которое патронируется РАО "ЕЭС России". Но и там достаточно длительный процесс переговоров, который длится уже более трех лет, и, хотя основные противоречия там сняты, остаются небольшие вопросы технического свойства.
Ситуация отличается только в Восточно-Казахстанской области, в которой сосредоточены основные промышленные гиганты республики. В этом регионе местная администрация ориентирована на развитие более высокотехнологичных проектов, обмен готовыми изделиями и на привлечение российских инвестиций. В остальных случаях, составляющая по расширению совместных технологических проектов ничтожно мала, что очень характерно для северных и восточных регионов Казахстана и граничащих с ними областями РФ. Если рассмотреть деятельность российских областей, то можно наблюдать примерно ту же самую картину. Из российских регионов в сопредельные регионы Казахстана экспортируется агросырье и продукция для казахстанского машиностроения.
Все же, в последнее время ситуация сильно меняется. Позитивным фактором становятся плановые встречи руководителей российских и казахских областей и краев, которые проходят два раза в год. Но заместители губернаторов встречаются гораздо чаще, и на более низком уровне постоянно проходит подробная проработка законодательной базы и технологических проектов. Поэтому, сам процесс создания законодательной базы и решение каких-то текущих вопросов можно оценить более, чем положительно. Проблемы, которые появляются, решаются достаточно быстро и чаще всего на местном уровне, без апелляции к центру, и с той, и с другой стороны. Хотя, главы российских приграничных регионов более самостоятельны в своих действиях, чем руководители равного им звена на казахстанской стороне. Уровень централизации и подчиненности казахских регионов центру намного выше российского. Ситуации, сравнимые по насущности с "Экибастузким углем" и проблемами по прокачке нефти, всегда решаются не на областном уровне, а правительством Казахстана. Российским же губернаторам, дано гораздо больше прав решать вопросы такого плана. Эта разница в возможности принятия самостоятельных решений немного затрудняет оперативное реагирование и своевременное парирование каких-то сложностей. Если бы эта структура была однородной, то очень многие вопросы решились бы в рабочем порядке, чего часто не происходит. Но, с другой стороны, надо подчеркнуть и следующее: казахстанские регионы за счет большей подчиненности центру, получают более окончательные решения.
В целом, у приграничных отношений России и Казахстана присутствуют позитивные тенденции к дальнейшему развитию. Особенно, если привести в пример экономические отношения России с другими странам СНГ. В частности, российско-украинский товарообмен развит намного меньше, чем российско-казахстанский. Более того, 7,5 тысяч километров российско-казахстанской границы - сами по себе достаточно серьезный повод для строительства качественных взаимоотношений, которые имеют паритетный интерес двух государств.
Что касается вопросов связанных с незаконной миграцией и наркотрафиком, то, на мой взгляд, необходимо учитывать, что другие государства Средней Азии связаны с Россией в основном через Казахстан. (И не только с Россией. Простой пример: тот же Туркменистан прокачивает на Украину газ через территорию России, но первоначально через территорию Казахстана. То есть, эти связи, которые существовали, технологические цепочки, которые были построены при советской власти, никуда не делись и никуда не денутся в ближайшем будущем.) Поэтому, ничего более приоритетного, чем то, что было заявлено в ФСБ о борьбе с наркотрафиком, добавить нельзя. Необходимо вводить элементы нормальной организации работы в пограничном режиме России. К сожалению, в силу отсутствия разного рода ресурсов, Казахстан не может полностью решить проблемы по пресечению транзита наркотиков через свои границы. Наверное, имеет смысл активизировать совместно с Россией процесс по прикрытию границ Казахстана от других государств Средней Азии. Организация нормального пограничного режима на южных границах Казахстана должна быть делом не только Казахстана, но и России. Проще решить эти вопросы именно так, а не строить полноценную границу с Казахстаном, что безумно дорого. Дешевле и проще повернуть сибирские реки в Азию, чем построить полноценную границу в 7,5 тыс. км. Особенно, если учесть те договоренности, которые уже достигнуты на высших уровнях России и Казахстана. Если наши отношения будут развиваться так же динамично, то вложение огромных средств окажется просто не нужным. Российско-казахстанская граница должна оставаться прозрачной и при этом обеспечивать полноценное развитие экономических связей двух государств. Перспективы и преимущество должны быть отданы Казахстану, как основному стратегическому партнеру России в постсоветской Азии.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |