Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

«Проблема-2004» - ликвидация образования на русском языке в Латвии

По материалам информационных агентств и

латвийской прессы подготовила

Екатерина Роберова

16 апреля руководство департамента образования Рижской думы ознакомило прессу со своим планом по доведению русских школ до готовности к реформе-2004. Пока русским школам предписываются языковые пропорции предметов на латышском и русском - 60% к 40. Этими пропорциями государство, по словам директора департамента, показывает, что "готово идти на компромисс". Причиной нежелания переводить детей с родного языка на чужой государство упорно называет "неинформированность". Посему на двух языках выпущены три разных агитброшюры о билингвальном образовании — для родителей, учителей и учеников. Как известно, о неготовности к реформе официально уже заявили 11 рижских школ.

Развитие ситуации в Латвии вокруг планов ликвидации системы среднего и профессионального образования на русском языке вызывает растущую озабоченность всех тех, кто не согласен с проводимым в этой стране наступлением на права русскоязычного меньшинства. Речь идет о судьбе 40% детей школьного возраста, для которых русский является родным языком, а по сути – о будущем целого поколения.

Как сообщает департамент печати и информации МИД РФ, на днях министр образования и науки Латвии К.Шадурскис заявил, что правительство не намерено отменять решение о переводе с 2004 г. русских средних школ на латышский язык обучения. Таким образом, Латвия в очередной раз демонстративно проигнорировала многочисленные призывы международных организаций, в частности ПАСЕ, к латвийским властям с настоятельной рекомендацией внести поправки и выполнять Закон об образовании 1998 года в соответствии с положениями и духом европейской Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. В этом документе, подписанном, но до сих пор не ратифицированном Латвией, закреплено право национальных меньшинств на получение среднего образования на родном языке.

В течение нескольких последних лет родители учащихся, педагоги, социологи и сами ученики русских школ Латвии неоднократно обращались к латвийским властям с призывом пересмотреть планы ликвидации полноценного среднего образования на русском языке. Нельзя не оценить активную гражданскую позицию авторов этих обращений, считающих, что задуманная реформа образования лишает детей, принадлежащих к языковому меньшинству, права на выбор языка обучения и противоречит принципам демократии и задаче интеграции общества.

Если не придерживаться "двойных стандартов", то трудно квалифицировать иначе, как курс на ассимиляцию, национальную политику властей страны, где представители языкового меньшинства, насчитывающего до 36% населения, не имеют по закону права обращаться к властям на родном для них русском языке даже в местах компактного проживания, ограничены в праве получать и распространять на нем информацию, подвергаются языковой дискриминации при приеме на работу, а теперь лишаются и возможности обучать на русском своих детей.

Русскоязычные жители Латвии, как и все полуторамиллионное русскоязычное население стран Балтии при вхождении этих государств в состав Европейского союза вправе ожидать наделения их всей без изъятий совокупностью прав, какими пользуются языковые меньшинства в других странах-кандидатах в соответствии со стандартами, выработанными Советом Европы и ОБСЕ.

Чем быстрее политики Латвии избавятся от стереотипов мышления национального радикализма, тем быстрее и гармоничнее пойдет процесс интеграции латвийского общества. Тем самым официальная Рига могла бы не на словах, а на деле продемонстрировать свою приверженность демократическим ценностям и способствовать созданию климата добрососедства с Россией.

После сделанных латвийскими властями заявлений, в Риге был создан штаб по защите русских школ. В его состав вошли представители общественных организаций, ряда движений, депутаты Сейма Владимир Бузаев и Николай Кабанов. Цель работы новой организации — добиться отмены реформы школьного образования.

Как рассказал изданию "Вести Сегодня" член правления Русской общины Латвии Олег Гоцуляк, у детей должно быть право учиться на родном языке: "При принятии закона парламентарии полностью проигнорировали мнения родителей–налогоплательщиков, учителей, независимых специалистов. Хотя давно известно, что насильственный перевод школ с русским языком обучения на латышский ни к чему хорошему не приведет. Уровень образования снизится, дети маргинализируют, по окончании школы пойдут на улицы. Соответственно, возрастет преступность. Так что насилие над детьми породит лишь насилие".

Пока в штабе — 15 человек. Они будут координировать действия, направленные против вступления в силу этого закона. Например, уже началась посильная помощь мероприятию ЛАШОР — сбор подписей в защиту русского образования. А в конце мая запланировано проведение массовой акции протеста. "Ни одно из реальных, разумных предложений ЗаПЧЕЛ в парламенте принято не было из–за открытой русофобии сеймовского большинства, — говорит Владимир Бузаев. - Партия "Равноправие" с 1996 года борется против закрытия образования на русском языке, и тогда рядовые латыши на улице удивлялись, что это возможно в Латвии. Они считали, что наша борьба — это провокация. Теперь пропаганда "промыла" им мозги. И только выйдя на улицу, мы сможем привлечь внимание к проблеме, о которой сами латыши, возможно, и не догадываются".

Председатель "Солидарности" Иван Стальной напомнил, что первой крупной акцией его молодежного движения был митинг в Межапарке именно в поддержку русских школ. "Участие в работе штаба — мой гражданский долг. "Солидарность" ранее планировала собственные акции против вступления в силу пресловутой реформы. Уверен: теперь совместными усилиями мы сможем добиться отмены этого закона".

А Олег Гоцуляк поведал, что штаб по защите русских школ не собирается монополизировать решение "проблемы–2004". Тот, кто хочет и может помочь, имеет возможность высказать свои предложения, обратившись в Общественный комитет по правам человека или в РОЛ. "Только вместе можно помочь нашим детям", — говорит Олег.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ