Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
газета "Haaretz"
Лили Галили
Этнические русские в Израиле хотят иметь свою культурную автономию, свою неправительственную общинную организацию и, в конечном счёте, русскую деревню с церковью. Но государство ощущает их как угрозу своему еврейскому характеру.
Максим Мошкалёв: "Еврейский народ не помнит своей собственной истории"
Четыре года назад Мошкалёв, инженер по профессии, приехал сюда с Уральских гор. Он приехал по Закону о Возвращении, так как был женат на женщине, имеющей право иммигрировать сюда и как отец её сына. Мошкалёв воспринял иммиграционный процесс серьёзно; там, на Урале, он читал книги по еврейской истории и начал изучать иврит.
"Я не сионист", говорит он, "но я хочу знать." После года в Израиле брак развалился. Мошкалёв говорит, что взаимоотношения не выдержали трудностей абсорбции. Сейчас он живёт в Нетании недалеко от своего сына, работает в "Ам Исрагаз" днём и как охранник еврейских общин в районе возле Тулькарма ночью. Он называет их "нашими поселениями".
Когда он говорит о своей жизни и жизни нееврейской русской общины в Израиле, он использует термины, используемые евреями, когда они говорят о жизни в диаспоре. Он обеспокоен ассимиляцией и жизнью здесь, способной разрушить наследие и культуру, которые эмигранты принесли с собой. Он также чувствует враждебность и подозрение от своего еврейского окружения, когда кто-то замечает крест, который он носит на шее.
"Еврейский народ не помнит своей собственной истории", говорит он с горечью. "У вас была тяжёлая история. Все эти тысячи лет вы не забыли вашей религии и наследия. Вот, что я люблю в еврейском народе. Но вы смотрите по другому на людей, подобных мне, имеющих те же стремления. Для меня это точно так же".
Мошкалёв был активен в попытке организовать этнических русских в Израиле. Эта попытка возглавляется Анатолием Герасимовым. Герасимов является дипломированным медицинским работником по профессии, приехал в Израиль пять лет назад со своей еврейской женой - врачом министерства здравоохранения, и их двумя дочерями, младшая из которых служит в армии. Герасимов, не являющийся евреем, был ранен в Советской Армии и живёт на пособии по инвалидности. В прошлом году Герасимов вкладывал всю свою энергию в учреждение зарегистрированной ассоциации этнических русских.
Сейчас есть 50 человек активных в группе, потенциал которой в Израиле Герасимов оценивает в четверть миллиона, большинство которых являются светскими и меньшинство христианами, следующими предписаниям своей религии.
Государство иммиграции
В длинном письме, отправленном несколько дней назад президенту Моше Кацаву, так же, как и в переговорах с другими должностными лицами, Герасимов ссылается на международную конвенцию по правам национальных меньшинств, не особо требуя, чтобы государство признало этническое меньшинство, которое он представляет.
" Нашими основными задачами являются сохранение русской культуры и создание механизмов интеграции между нею и израильской культурой," писал Герасимов. Для нас, русских израильтян, важно, чтобы Государство Израиль признало нас такими, какими мы есть. " До сих пор он не получил отклика президента.
Этнически русские представляют новое испытание государству. В течении всех лет своего существования Израиль определял себя, как государство алии - еврейской иммиграции. В последние годы Израиль стал государством иммиграции в более широком смысле слова, и кажется как будто ни у кого нет никакой идеи о том, что делать с этим фундаментальным изменением. Существование здесь примерно 250 тысяч русских неевреев и их попытки организовать себя на национальной основе осознаётся как угроза еврейскому характеру государства.
" Мы имеем много общего с русскими евреями", говорит Герасимов. " Мы выросли на одном языке, мы ходили в те же школы. Но, тем не менее, мы два разных народа - евреи и русские. Есть еврейская культура и есть русская культура. Поэтому мы хотим организоваться. Каждая еврейская община в России поддерживает связи с родиной - так почему бы нам, русским, не поддерживать связи с Россией ? Желание меньшинств организовываться на основе национальности и культуры является естественным процессом в каждом нормальном государстве".
Это мнение не поддерживается в Израиле вообще, и особенно в офисе регистрации некоммерческих ассоциаций. В прошлом году "Русская этническая группа" повторно обратилась с просьбой о регистрации на правах некомерческой ассоциации. В заполненной ими форме, они определили свои цели: " Помочь в полной интеграции русских израильтян в израильское общество. Юридическая и социальная поддержка русских, живущих в Государстве Израиль".
В течении года их анкета была отклоняема. " Они представляют силу, желающую автономию в Израиле и причинить ущерб еврейскому характеру государства," сказал газете Haaretz регистратор некоммерческих организаций Амирам Богатт. " Право организовывать не может быть эксплуатировано для вреда государству. Мы получили дополнительный материал, поясняющий их реальные намерения".
Откликаясь на просьбу увидеть этот материал, офис
регистратора послал интервью из русско-язычной газеты с Алексеем Коробовым,
одним из руководителей "Славянского Союза", который также подал заявление на
регистрацию как некоммерческая ассоциация. Но "Славянский Союз" является
совершенно другой организацией, не скрывающей своей враждебности к Государству
Израиль, и его активисты даже призывали - после визита
в
Рамаллу - к ликвидации законного в настоящее время государства и создания
другого на его месте. Тем не менее, в регистратуре некоммерческих организаций
они очевидно действуют на предположении, что все неевреи одинаковы.
"Хорошие солдаты"
Аркадий Мазин, журналист, который служит советником члена Кнессета Романа Бронфмана (партия МЕРЕЦ), рассказывает, что Герасимов связался с его мамой-нееврейкой, успешной художницей, в попытке привлечь художников в свою организацию. "Моя мама серьёзно задумала присоединиться к нему, и я также встречался с ним несколько раз на профессиональной основе. Они говорили о культурной автономии, но они определённо не против Израиля.
Моя мама не присоединилась, но я не вижу, почему им не разрешили сформировать ассоциацию. Что, если завтра они скажут в России, что еврейские общины противоречат русскому характеру государства? Когда они не находят ответа здесь, то они обращаются ко всем видам элементов в России, которые помогут им, таким как националист Жириновский или коммунистический лидер Шандыбин. Это меня пугает.
"Новый режим в России старается создать сеть влияния по всему миру, построенную на людях из России в различных диаспорах, и Израиль среди них. Если мы не будем осторожны, то есть опасность, что эти люди станут агентами влияния зарубежных государств, даже если неосознанно. Даже несмотря на то, что я иммигрировал в Израиль ребёнком, я всё ещё боюсь остатков советского режима, и президент Путин среди них. Он сейчас делает целенаправленное усилие, чтобы объединить всех русских эмигрантов по всему миру и не только из-за альтруизма".
Логическим заключением из этой ситуации должно быть то, что государство Израиль должно обеспечить локальные решения особых нужд этой большой группы, чтобы они не смотрели куда-то ещё. На этой неделе Герасимов уехал в Россию для ряда встреч с российскими должностными лицами, клиром Русской Православной Церкви и представителями российских еврейских общин.
" Мы не угрожаем еврейскому характеру государства," сказал он перед своим отъездом. "Еврейский характер государства исчезнет только тогда, когда сами евреи изменят это определение. Когда мы пришли сюда, мы хорошо знали , что это еврейская страна, евреи являются хозяевами этой страны и еврейский народ сидит во главе стола, вокруг которого мы тоже хотим сидеть. Но почему государство не подготовлено иметь хорошие отношения с представителями иных национальностей и не видеть их как врагов и антисемитов, но скорее как лояльную общину, поддерживающую государство? Русские - хорошие работники и хорошие солдаты".
Некоммерческая ассоциация облегчит сбор денег на активность "этнических русских". Среди ближайших задач, в дополнение к социальной и культурной деятельности, учреждение центра юридической помощи этническим русским с теми особыми проблемами, с которыми они сталкиваются - как, например, люди, увольняемые с работы за ношение креста. Мошкалёв также хочет создать центр по распространению информации о нанесении ущерба русским христианам в Израиле по примеру еврейских организаций, распространяющих информацию в СМИ о нанесении ущерба евреям где-либо в мире. Например, он хочет обратить международное внимание на русскую школьницу из Нетании, которая была избита шайкой еврейских девочек и осталась инвалидом.
Большая мечта включает создание "Русской деревни" в центральном Израиле. Эта воображаемая деревня будет построена в традиционно русском стиле, иметь этнические рестораны, маленькую гостиницу, принимающую местных и зарубежных туристов, школу, где будут преподаваться русская история и Новый Завет и, конечно же, русскую православную церковь, которой не хватает в центре страны.
Русская Православная Церковь в Израиле не была достаточно помогающей "этническим русским". Кто-то из Римско-католической церкви здесь, знакомый с церковными делами обобщённо объясняет: "Местное русское православное руководство боится вступить в несогласие с израильскими властями и правительственными министерствами, от которых они зависят. Эта церковь слаба и фактически подчинена Греческой Православной Церкви, имеющей в настоящий момент свои собственные проблемы. Католическая Церковь, более сильная, рассматривает предоставление им помощи при условии принятия ими католицизма. Почему нет? Подобное уже происходило в истории".
Таким образом, пока Католическая церковь, с одной стороны, и российские власти с другой видят потенциал в четверти миллиона людей, Израиль игнорирует проблему в надежде, что она уйдёт сама по себе.
" Почему вы не хотите нас здесь?", удивляется Мошкалёв. " В конце концов, Государству Израиль нужны молодые люди. У мусульман вдвое больше детей. Европейцы поняли это и открывают двери азиатам. Наша страна должна учиться у мира".
Перевод с английского - Валерий Новосельский
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |