Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Геннадий Коненко
В апреле 2002 года Министерство иностранных дел Молдавии разработало документ под названием "Концепции внешней политики Республики Молдова", в котором Европейский союз рассматривался как один из "системных центров силы", существующих в современном мире. Вследствие этого, по мнению МИД РМ, всестороннее развитие отношений с Евросоюзом должно стать важной приоритетной задачей внешней политики страны. В документе говорилось далее, что, поскольку ЕС является двигателем европейской политической и экономической интеграции, присоединение к этой организации будет способствовать укреплению государственности, национальной безопасности и территориальной целостности страны, а также преодолению внутриполитического противостояния и обеспечению устойчивого социально- экономического развития Молдавии.
В ходе работы четвертого заседания Совета по сотрудничеству Республика Молдова - Европейский Союз молдавская сторона достаточно четко очертила план своих дальнейших тактических шагов в направлении Евросоюза: на первом этапе Кишинев намерен инициировать переговоры о заключении Соглашения о свободной торговле, затем о включении РМ в процесс "стабилизации и ассоциации", на следующем этапе Молдавия будет добиваться получения статуса ассоциированного члена ЕС, после чего и полноправного члена организации. На этом же форуме молдаване твердо заявили о готовности выполнять "еэсовские" рекомендации, касающиеся соблюдения демократических принципов и верховенства закона, проведения рыночных реформ и т.д.
Такая позиция Кишинева сказалась и на его политике по отношению к СНГ. В своих предложениях по совершенствованию деятельности Содружества, подготовленных к очередной встрече в верхах в рамках СНГ, молдавское руководство указывало на необходимость внедрения в организации единых правовых, социальных и экономических стандартов, совместимых со стандартами ЕС.
В июле 2002 года молдавский президент В.Воронин, стремясь заручиться поддержкой в проведении своей европейской интеграционной политики, в обращении к населению заявил, что интеграцию стран СНГ нужно использовать для совместного движения в сторону Европы. Он подчеркнул при этом, что страны СНГ и, прежде всего, Россия, также стремятся к расширению сотрудничества с Евросоюзом и другими европейскими организациями.
В том же месяце на встрече глав государств-членов ГУУАМ В.Воронин был более откровенен - по его словам, интеграционный потенциал СНГ важен как средство "для внедрения в европейское сообщество" и распространения "ценностей и механизмов" ЕС за пределы географической Европы.
С учетом официально заявленного Кишиневом курса на европейскую интеграцию Евросоюз, несмотря на то, что в стране еще не выполнены все его требования по улучшению инвестиционного климата в стране, ужесточению борьбы с коррупцией и теневой экономикой, нормализации сотрудничества с бреттон-вудскими институтами, идет на оказание Молдавии существенной экономической и финансовой помощи. В ЕС исходят из того, что, поскольку в скором времени Республика Молдова будет непосредственно граничить с расширенным Евросоюзом, предоставляемая помощь необходима ей для стабилизации политической и социально-экономической обстановки.
Правовой базой отношений между РМ и ЕС является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное 28 ноября 1994 года и вступившее в силу 1 июля 1998 года. Кроме того, в конце 2001 года Европейская комиссия ободрила т.н. "Стратегию сотрудничества с Республикой Молдова на 2002-2006г.г.", а также программу технического содействия на 2002-2003г.г.
Помощь ЕС, оказываемая Кишиневу довольно значительна.
Во-первых, упомянутое выше соглашение предоставляет РМ режим наибольшего благоприятствования в торговле. Страны-члены Евросоюза уже сегодня занимают второе после государств СНГ место во внешнеторговом обороте РМ.
Во-вторых, на РМ распространяется система общих тарифных преференций, а в декабре 2001 года Постановлением ЕС для Молдовы введена в действие новая схема преференций на 2002- 2004 г.г., согласно которой экспортируемые в ЕС товары делятся только на две категории - чувствительные и нечувствительные товары. В результате, скидки на адвалорные пошлины для чувствительных видов молдавской продукции составляют не 3,5, а 8%, для другого вида продукции - 40% вместо 20. Наличие режима "специальных" преференций придает дополнительную привлекательность проектам создания в Молдавии совместных предприятий, ориентированных на экспорт.
Удельный вес стран ЕС в молдавском импорте составил более 27%, а экспорте - 22%. Взаимный товарооборот достиг почти 400 млн. долл. США. Молдавские экспортные поставки осуществляются в Италию (37% от общего объема экспорта в ЕС), в Германию - 33%, а также Францию, Австрию, Великобританию и др.
Эти же страны возглавляют список иностранных импортеров: ФРГ занимает первое место (34% всего импорта из ЕС), затем идут Италия - 26%, Франция около 11% и Англия - примерно 5%.
В-третьих, общая сумма полученных Молдавией еэсовских кредитов в 1994-2000г.г. на поддержание платежного баланса и обслуживания внешнего долга равняется 60 млн. евро. РМ получила также 10 млн. евро из 15, предоставленных ЕС по кредитной линии в 1998 году. По линии ТАСИС с 1991 года Кишиневу было выделено 95 млн. евро. В настоящее время страны ЕС покрывают 86% всех финансовых инвестиций, включая субсидии в местную экономику.
В 2002 году Молдавия была единственной страной СНГ, которой ЕС увеличил техническую помощь с 18,5 млн. евро до 21 млн. В рамках программы продовольственной безопасности ЕС молдаване получили в 2001 году грант в размере 5 млн. евро. Возможно, в этом году им будет предоставлен еще один грант на аналогичную сумму.
Традиционно Молдавии оказывается и донорская помощь со стороны Германии, Нидерландов, Дании, Англии и Франции. Голландия, например, в 2001 году выделила Кишиневу 10 млн. долл. США на поддержание макроэкономической стабильности.
Как представляется, всю эту финансовую помощь и техническое содействие Евросоюз оказывает не только с целью укрепления социально-политической и экономической ситуации в Республике Молдова, исходя из соображений будущего "соседства" с ней, но и, прежде всего, по причине того, что с приходом в Молдавии к власти коммунистов наметились серьезные подвижки в развитии дружественных отношений с Россией, которая в известной степени усилила свои позиции в регионе.
Эта линия на расширение взаимовыгодного сотрудничества в различных областях продолжается и сегодня. Вступил в силу Договор о дружбе и сотрудничестве между нашими странами. В прошлом году президент РМ В.Воронин неоднократно посещал Москву. На конец текущего года запланирован визит в Молдавию российского президента. Все эти обстоятельства не могут не беспокоить и ЕС, и США с НАТО. Не случайно объем помощи Республике Молдова и внимание к ней со стороны западников существенно возросли именно с 2001 года.
Есть еще одна, на наш взгляд, причина, побуждающая западников идти на предоставление разноплановой помощи Молдавии, которая откровенно используется ими как средство косвенного влияния на политику Кишинева. США и ЕС давно уже тяготятся российским военным присутствием в регионе и хотели бы покончить с ним, развязав себе, таким образом, руки для дальнейших действий по ликвидации пророссийски настроенного Приднестровья и решения приднестровской проблемы по своему сценарию.
И здесь цели молдавского руководства и Запада, как ни странно, совпадают. Недаром официальный Кишинев постоянно подталкивает Москву к быстрейшему завершению вывоза вооружений и боеприпасов и вывода остатков своих войск из Приднестровья и соблюдению сроков, намеченных для этого на последнем заседании СМИД ОБСЕ в Португалии. Недаром до сих пор Кишинев не дает ответа на российские предложения по механизму будущей военно-гарантийной операции, призванной обеспечить надежное выполнение сторонами (Молдавией и Приднестровьем) достигнутых договоренностей по окончательному урегулированию и нормализации отношений между ними.
Сотрудничество между РМ и ЕС и другими западными структурами получило дополнительный импульс в конце 2002 года, когда в декабре президент В.Воронин направил председателю ЕС, главам государств-членов ЕС официальное обращение с просьбой оказать Молдове соответствующее содействие в ее интеграции в ЕС. Он заявил, что "европейская интеграция является одним из главных приоритетов внешней и внутренней политики Молдовы", что этот выбор поддерживают все политические партии и большая часть общества (опять не обошлось без ссылок на сближение России и других стран СНГ с ЕС и США, что соответствует, мол, национальным интересам Республики Молдова). В этом же обращении президент РМ вновь обвинил Приднестровье в том, что его сепаратистская политика "снижает эффективность проводимых реформ, дестабилизирует социально-экономическую обстановку в стране" и является главным препятствием на пути Молдавии в ЕС.
Явно стремясь к дальнейшей интернационализации приднестровской проблемы, В.Воронин предложил провести по этой проблеме политические консультации по линии Молдова-ЕС, а также ЕС-Россия, ЕС-Украина и ЕС-ОБСЕ. Такие консультации уже ведутся на уровне представителей НАТО, ЕС и ОБСЕ, как сообщил об этом заместитель Генерального секретаря НАТО Г.Альтенберг на его недавней встрече с президентом В.Ворониным в Белграде.
Следует подчеркнуть, что политика Кишинева на присоединение к евро структурам нашла полную поддержку со стороны США. Президент Дж.Буш во время официального визита В.Воронина в Вашингтон (17-20 декабря 2002 года) приветствовал предпринятые молдавским руководством в этом направлении шаги - создание Национальной комиссии по европейской интеграции, обращение президента РМ к председателю ЕС, начало разработки концепции этой интеграции и др.
Молдавия вскоре делает новый шаг по подключению ЕС к решению приднестровского конфликта. Президент В.Воронин, предложив Приднестровью начать совместную разработку новой Конституции будущего объединенного молдавского государства, приглашает принять участие в этом в качестве наблюдателей- консультантов и представителей ЕС, а не только участников переговорного процесса - Россию, Украину и ОБСЕ.
Но США настойчиво продолжают внушать молдаванам мысль о необходимости тесной координации действий с ЕС и др. европейскими организациями. Сами американцы вместе с еэсовцами принимают решение о введении визовых санкций по отношению к лидерам Приднестровья - им запрещен въезд на территорию стран ЕС и США, на что тут же последовали слова благодарности со стороны Кишинева. Правда, при этом возникает вопрос, а каким образом чеченские террористы попадают в Европу и посещают европейские столицы. Хотя удивляться, наверное, не стоит - "двойные" стандарты у американцев и некоторых их союзников весьма в ходу.
Дальнейшее развитие отношений между РМ и ЕС показывает, что западники оказывают все большее влияние на ход переговорного процесса по урегулированию проблемы Приднестровья. В марте с.г. на пятом заседании Совета по сотрудничеству между Республикой Молдова и Европейским Союзом было отмечено, что в последнее время связи между РМ и ЕС развиваются в нарастающем ритме, и что, благодаря взятой Молдовой линии на европейскую интеграцию, Евросоюз станет в ближайшем будущем ее стратегическим партнером. ЕС подтвердил свое намерение содействовать вместе с ОБСЕ и международными посредниками (интересно, кто конкретно здесь имеется в виду?) поиску эффективного политического решения приднестровского вопроса при соблюдении принципа неделимости Республики Молдова. Представители ЕС выразили готовность участвовать в качестве посредника в разработке новой Конституции страны. Позднее глава миссии ОБСЕ в Кишиневе У.Хилл сообщил, что в штаб-квартире организации приступили к отбору экспертов в области государственного права для работы в Совместной молдавско-приднестровской комиссии по разработке новой Конституции РМ.
Американцы тем временем продолжают "дирижировать оркестром".
В сообщении пресс-службы МИД РМ по итогам визита в Кишинев посла США при ОБСЕ С.Микинеса отмечалось, что"в условиях расширения европейских и евроатлантических институтов до границы Республики Молдова, а также учитывая курс страны на европейскую интеграцию в ЕС", есть необходимость "более активного подключения европейских институтов к урегулированию приднестровского конфликта". Сам же С.Микинес заявил, что Соединенные Штаты будут уделять переговорному процессу повышенное внимание, подчеркнув отсутствие каких-либо разногласий между США. ЕС и ОБСЕ относительно урегулирования приднестровской проблемы.
Вообще, последние контакты президента В.Воронина с высокопоставленными лицами из ЕС и НАТО по вопросам, связанным с приднестровскими делами, не могут не настораживать. Некоторые наблюдатели, считают, что речь может идти о подключении к. приднестровскому урегулированию в той или иной форме Североатлантического альянса. Во всяком случае, эта идея была озвучена тем же Г.Альтенбергом. Но натовцы, естественно, хотят только помочь ускорить переговорный процесс по реинтеграции Молдавии, ибо нынешние его участники, как об этом неоднократно заявляли молдаване, не справляются со взятой ими на себя миссией.
И вот уже Х.Солана, бывший социалист, бывший Генсек НАТО, а ныне Верховный представитель ЕС по внешней политике и обороне, в беседе с В.Ворониным в Афинах очень обеспокоился медленными темпами в деле приднестровского урегулирования и заявил, что Евросоюз будет еще активнее участвовать в этом процессе дипломатическими и политическими средствами, а если приднестровские лидеры будут препятствовать переговорам, ЕС готов рассмотреть возможность принятия других ограничительных мер, в том числе финансово-экономического порядка. Кстати, в настоящее время у посредников на переговорах - представителей России, Украины и ОБСЕ нет претензий к приднестровцам по поводу их "поведения". И Альтенберг, и Солана обещали Кишиневу также свою помощь в обеспечении безопасности границ Молдавии.
Что дальше? К сожалению, приходится констатировать, что после некоторой активности российских представителей на переговорах в конце прошлого года и в начале текущего Россия, похоже, опять склоняется к позиции стороннего наблюдателя
В отличие от западников, которые изыскивают любую возможность для доведения до высшего руководства РМ своего видения решения приднестровского узла проблем (и делают это на достаточно высоком уровне), Россия разъясняет свою позицию президенту В.Воронину, в лучшем случае, на уровне заместителей министра.
Конечно, многие сегодня себе ясно представляют, что нынешний экономический и военный потенциал России, несравнимый с потенциалом Советского Союза, не позволяет адекватно реагировать на проникновение третьих стран в традиционную зону российского влияния, в том числе и в Молдавию. Но ведь твердо заявить о том, что мы не забыли о наших здесь интересах, Москва не только может, но просто обязана, раз уж американцы и другие, не смущаясь, заговорили о своих "национальных" интересах на постсоветском пространстве. Впрочем, когда они стеснялись поживиться за чужой счет.
Что касается молдавского руководства, которое сумело к 2003 году стабилизировать социально-политическую обстановку в стране, прежде всего, с помощью России, то, как кажется, у Москвы есть достаточно рычагов, чтобы воздействовать на Кишинев в нужном нам ключе. Причем, от этого, в конечном счете, по нашему глубокому убеждению, выиграет народ, проживающий и на правом, и левом берегах Днестра. Осталось за малым - иметь желание эти рычаги задействовать.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |