Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Ольвия-пресс,
21 апреля 2003

Елена Черненко: «И Кишинев, и Тирасполь в будущем общем государстве должны вести самостоятельную экономическую политику»

Практически во всех дискуссиях о будущей федерации, которые сегодня активно развернулись в Молдове и ПМР, главный акцент – политический. Однако до сих пор никто так и не провел серьезного анализа и не дал ответа на вопрос: а возможно ли вообще вот так взять и механически объединить экономические системы двух государств? Не станет ли народу от такого объединения только хуже? Чтобы приоткрыть завесу в этом вопросе, информационное агентство «Ольвия-пресс» обратилось к человеку номер один в экономике Приднестровья. И вот что считает министр экономики ПМР Елена Черненко:

«Мы за последние 10 лет пошли абсолютно разными путями – и в налоговом законодательстве, и в бюджетном законодательстве, и в трудовом законодательстве. Абсолютно разными. Поэтому просто объединить две экономические системы – это не только невозможно, но это и неразумно. Даже если и будет создано общее государство, в области экономической политики и Кишинев, и Тирасполь должны пойти каждый своим путем».

По мнению министра, один из серьезных аргументов в пользу неразумности объединения двух экономик – это принципиально разные налоговые системы Молдовы и Приднестровья. Кишинев, который давно уже загубил свою промышленность, живет в основном, за счет таможенных сборов. В то время как Тирасполь наполняет бюджет, прежде всего, за счет своего производства. И, по мнению экономистов, если соединить эти «две большие разницы», экономический крах в одном из государств неизбежен.

Как сообщила в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» Елена Черненко, «вопрос об объединении финансовых систем РМ и ПМР вообще не стоит - это просто невозможно, поскольку они строятся на разных базисах. Их объединение будет вредно и для Молдовы, и для Приднестровья. Бюджет РМ строится где-то на 75-80% за счет налогов от внешнеэкономической деятельности, мы же строим свою политику за счет налогов на 60% внутри ПМР и только где-то 30% мы набираем на налогах от внешнеэкономической деятельности. Таким образом, у нас совершенно разные базисы и каждый развивается своим путем. И если мы сегодня объединим две налоговые системы, например, примем налоговую систему Молдовы, для нас это приведет к мгновенной остановке всего производства. В случае такого объединения все наши предприятия должны будут платить налоги на ввоз до начала производства, налоговая нагрузка сразу возрастет на 30% для некоторых предприятий. Это ввозной НДС – 20%, и - для некоторых предприятий - это импортные пошлины плюс акцизы. Естественно, такими объемами нормативов оборотных средств мы не располагаем».

Еще один весомый фактор, который, по мнению специалистов, говорит о невозможности объединения двух экономик, - это различная тарифная политика Кишинева и Тирасполя. Известно, что в Приднестровье главную тарифную нагрузку несут предприятия, и за их счет существенно занижены тарифы для населения. В Молдове совершенно иная ситуация.

Как отметила в интервью «Ольвии-пресс» министр экономики ПМР, «у нас не просто разные тарифы, у нас разная тарифная политика. Молдова, например, избрала тарифную политику Европы – это уравнивание тарифов между производителями и населением. Однако совершенно не учтен тот фактор, что уровень доходов людей в Европе и в Молдове просто не сравним. Как сегодня может прожить молдавский пенсионер на 167 леев, заплатив в среднем 80 леев за электроэнергию, трудно даже предположить. Мы, напротив, когда разрабатываем тарифную политику, учитываем этот слой населения, у которого сегодня после оплаты коммунальных услуг еще должны остаться средства и на потребление. Поэтому в ближайшие 5 лет, даже если мы и будем поэтапно регулировать тарифную политику, но основной социальный ориентир, то есть когда тарифы для населения будут всегда отставать от тарифов для производителей, пока мы менять не собираемся. Получается, и в этой области мы с Молдовой абсолютно на разных полюсах».

Таким образом, по мнению министра, в области внутренней экономической политики пути Кишинева и Тирасполя несовместимы. В то же время общие интересы можно и нужно искать во внешнеэкономической деятельности. Именно здесь переговоры Молдовы и Приднестровья могут стать действительно результативными. Если, конечно, Кишинев искренне желает улучшить жизнь и своих граждан, и приднестровцев.

По мнению Елены Черненко, «в чем действительно можно и нужно находить точки соприкосновения и единый подход, так это во внешнеэкономических отношениях, в инвестиционной политике. Мы считаем, что сегодня внешнеэкономические инвестиционные договора, которые заключены с Молдовой, должны распространяться и на наши предприятия. Сегодня Молдова имеет преференции и по странам Европы, и по другим государствам, однако мы даже не знаем, по каким. Вместе с тем, мы в протокольном решении двух президентов в 2001 году договорились, что Кишинев предоставит нам все внешнеэкономические договора, а именно в договорах и предполагается ряд преференций при внешнеэкономической торговле с другим государством. Этим правом мы и хотели бы сегодня пользоваться. Однако Молдова не выполняет ею же подписанное соглашение. То есть, если мы говорим о людях, которые должны жить достойно на обоих берегах, мы, прежде всего, должны строить свою внешнеэкономическую политику так, чтобы она не влияла отрицательно на людей, независимо от того, где они работают - на «Тиротексе» или на Кагульской швейной фабрике».

И, пожалуй, ключевой вопрос экономического сотрудничества в рамках будущего молдо-приднестровского союза – это вопрос об общей валюте. Понятно, что ни одна из сторон не захочет заменить свои деньги на деньги соседей. В министерстве экономики Приднестровья предлагают довольно неожиданный компромисс для этой ситуации.

Как заявила министр экономики ПМР, «мы бы очень хотели, чтобы при разработке общей Конституции Молдова и ПМР выбрали евро (в качестве общей  денежной единицы). Это тоже единая валюта, почему молдавские леи или приднестровский рубль? Мы одновременно можем Молдове предложить рубль - мы по монетарной инфляции сегодня практически на одном уровне, точно также они могут сегодня нам предложить молдавский лей. Поэтому мы говорим о том, что давайте выберем компромисс и выберем евро и для Молдовы, и для Приднестровья. Я считаю, что это вполне реально. Мы ведь выпускаем бумажки – молдавские леи или приднестровские рубли – под какую-то определенную величину в национальном богатстве. Рубли и леи просто выполняют функцию обмена. Поэтому, почему бы не пойти на компромисс и не сделать единой валютой евро?» Однако независимые эксперты относятся к такой идее весьма осторожно. Причем их сомнения связаны не столько с тем, что евро нам просто могут не дать, сколько с политической стороной этого вопроса. В принципе, считают эксперты, вхождение в еврозону возможно. Но такой шаг может привести к тому, что Приднестровье попадет в зависимость от позиции Запада и его настроений и потеряет те гарантии нашей безопасности, которые готово предоставить государство-гарант Россия. Как отметил советник Председателя Приднестровского республиканского банка, академик Николай Попов, «евро просто так не дается. К евро присоединяются и к евро присоединяют. И присоединяются только те страны, уровень жизни которых сравним с нынешней еврозоной. Поэтому если говорить о том, в каком состоянии находится экономика Молдовы (по международным оценкам, на одном из последних мест в мире), то говорить о том, что РМ быстро поднимется до необходимого уровня и ее пригласят в зону евро, ожидать не приходится. Разве что только если, допустим, в Европе будет под давлением США выработана позиция, что давайте мы будущую эту федерацию приберем к рукам и оторвем ее окончательно от России и для этого давайте мы введем евро в будущей федерации, то в этом случае такой вариант возможен. Но с этим не согласится Приднестровье».

Альтернативу евро в качестве общей с Молдовой валюты, по мнению академика Попова, мог бы составить российский рубль. Вхождение Приднестровья в рублевую зону как раз и отвечает нашей провосточной ориентации. Однако серьезным препятствием на пути к российскому рублю может стать позиция официального Кишинева. Предвыборные обещания Воронина о вхождении Молдовы в союз России и Беларуси давно забыты. О какой-то пророссийской ориентации Кишинева тоже наивно говорить. Поэтому вопрос об общей валюте будущего федеративного государства, как, собственно, и о возможности сближения экономических систем, ожидает еще немало острых дискуссий.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ