Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Gazeta.kz.,
23 апреля 2003
Ольга Стеблова
Гидроресурсы Сибири могут помочь Казахстану.
В том потоке информации о сближении России и Казахстана, что буквально пролился в последнее время на общество обеих стран, надо сказать прямо, недостает конкретики. Конечно, есть контракты по расширению сотрудничества в нефтедобывающей сфере, есть идея строительства атомной станции на Балхаше…
Но в то же время не слышно пока о сколько-нибудь серьезных подвижках в налаживании, например, сотрудничества в транспортной сфере или высокотехнологичных отраслях. Не стала большой неожиданностью и новость о снижении объемов во взаимной российско-казахстанской торговле. Интеграция двух стран пока напоминает своеобразную колебательную систему, периодически изменяющую статус в разных своих отрезках.
В этой связи потенциально очень важным может стать проект, о котором недавно вспомнили. Речь идет о повороте сибирских рек на юг, в Казахстан и соседние с ним среднеазиатские республики.
Эта идея вполне достойна стать одним из центральных проектов экономической интеграции. У идеи поворота сибирских рек уже довольно большая история. Обсуждаться и изучаться она начала еще в СССР, во времена брежневского "застоя". Главным стержнем идеи тогда было то же, что и сейчас: ликвидировать с помощью избыточных водных ресурсов из сибирских рек дефицит гидроресурсов в южных регионах, позволив им успешно развивать сельское хозяйство для общесоюзных нужд. Экономическое содержание проекта не вызывало вопросов, но возможные экологические риски тогда стали причиной выступления против него российской общественности, во главе с рядом известных писателей.
Во времена Горбачева власти стали прислушиваться к голосу общества, и проект заморозили, а потом в связи с распадом СССР он и вовсе ушел в историю. И вот о нем вспомнили.
Реализация такого масштабного проекта очень сложна не только с точки зрения необходимых для этого ресурсов. В первую очередь надо изучить весь сложный "клубок" интересов, которые могут быть затронуты. Это и интересы собственно, России и Казахстана на государственном уровне, и их регионов, которые будут затронуты проектом, и в будущем - интересы среднеазиатских республик СНГ, в которые теоретически можно продолжить каналы для воды.
Что касается Казахстана, то он как в целом, так и на уровне отдельных областей может только выиграть. Известно, что по обеспеченности гидроресурсами в расчете на площадь территории республика уже в начале 90-х была на последнем (!) месте среди всех постсоветских стран. С тех пор ситуация только ухудшилась. Но и нынешние проблемы еще не предел: запуск в Китае известных проектов по регулированию стока трансграничных рек, прогрессирующее таяние ледников в горах Тянь-Шаня еще больше ухудшат ситуацию. А Казахстан уже сейчас испытывает в экономике, сельском хозяйстве, водоснабжении населенных пунктов серьезные проблемы. Например, по расчетам отечественных экспертов, уже в ближайшие годы страна может потерять до 50% своих сельхозугодий из-за деградации почв. Не последнюю роль в этом играют проблемы с водообеспечением.
Отдельный вопрос водоснабжение крупных городов, в том числе и столицы. Надежды на расширение мощности канала Иртыш-Караганда могут не оправдаться, если в Китае все же будет реализована программа регулирования стока Черного Иртыша.
В этих условиях вода из Сибири стала бы без преувеличения "спасительной влагой" для Казахстана. Кстати, есть у экспертов-демографов и мнение, что на территории республики никогда не сможет проживать достаточно многочисленное население по объективной причине - недостатка водных ресурсов. Вот и еще один, может быть, самый главный мотив для заинтересованности Казахстана в этом проекте.
Намного сложнее дело в России. На общегосударственном уровне это, наверное, интересно: такой грандиозный проект мог бы стимулировать многие промышленные предприятия и целый отрасли, создать массу рабочих мест. Но на уровне регионов, в которых протекают эти реки (очевидно, речь скорее всего будет идти об Оби и ее притоках) вероятны возражения. Возможно, и достаточно обоснованные. Проект потребует не только больших инвестиций, но и серьезнейшей предварительной экспертной работы, с учетом общественного мнения в задействованных регионах.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |