Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Российские вести,
24 апреля 2003

Астана ищет друзей

Алик Назаров

Президент Казахстана еще раз сделал выбор в пользу России

Неожиданно быстрое заключение договора между Россией и Казахстаном по вопросу совместной охраны границ Казахстана имеет свое объяснение. Согласие Нурсултана Назарбаева на самое тесное сотрудничество с Москвой обусловлено его отношениями с США и Европой.

15 апреля текущего года, на состоявшейся в г. Омске встрече президентов Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева, помимо экономических вопросов (сотрудничество в области энергетики и раздела Каспийского шельфа) главным все-таки был военный. Большая часть сообщений, переданных информационными агентствами, а также публикация коротких комментариев по поводу встречи буквально на следующий день после ее проведения, отличаются достаточно поверхностным анализом. И напрасно.

Совместная охрана границ Казахстана лишь на первый взгляд - рутинная проблема двусторонних отношений. В действительности она затрагивает весь комплекс внутриполитического развития южного соседа России. Казахстанский президент уже с начала зимы 2003 г. оказался в очень непростой ситуации. Его отношения с Вашингтоном резко ухудшились, как, впрочем, и с большинством европейских столиц. В первом случае дело касается задержания в США бывшего советника казахстанского президента Джеймса Гиффена по обвинению в даче взяток от американских нефтяных компаний чуть ли не самому Нурсултану Назарбаеву и бывшему министру нефтяной и газовой промышленности Казахстана, бывшему премьер-министру этой страны Нурлану Балгимбаеву. "Казахгейт", как окрестили это дело уже несколько лет назад в США, где вопрос о коррупции среди высших чиновников Казахстана и вовлеченности американских граждан, работавших там в роли советников, медленно тлел и, наконец, завершился скандальным арестом.

Не менее драматично обстоит дело и на "европейском" направлении казахстанской внешней политики. Европарламент принял 13 февраля 2003 г. резолюцию, в которой содержалось осуждение нарушений политических прав и свобод граждан в Казахстане. Астана попыталась 9 апреля текущего года изменить ситуацию и поставила вопрос перед Делегацией по связям со странами Центральной Азии о "позитивных изменениях в Казахстане". Но решение, принятое на слушаниях, оказалось неутешительным: председатель "Делегации" Антонио Ди Пиетро заявил, что никаких изменений нет и Резолюция о политической ситуации в Казахстане остается в силе.

Все эти события повлияли на тактику действий Нурсултана Назарбаева в отношениях с Россией. Заключив соглашение с Москвой о совместной охране границ, он постарался заинтересовать российскую сторону перспективой тесного военно-политического сотрудничества и даже объявил о "стратегическом партнерстве" с Россией. Не забыл Назарбаев и об экономической составляющей нового курса. В частности, в вопросе раздела Каспийского моря казахский лидер высказал согласие с необходимостью "учета интересов всех сторон", но сделал это так, что российская сторона почувствовала в его словах поддержку своей версии делимитации Каспия. Правда, при этом все почему-то забыли о серьезных противоречиях Азербайджана и Ирана.

Таким образом, Астана перешла на путь новых отношений с Москвой, но сделано это было по необходимости, а также из желания оказать нажим на США и Европу. Для России сложившееся положение будет означать лишь одно - принимать Казахстан и его президента таковыми, какие они есть, но не надеяться, что "стратегическое партнерство" объясняется некими глубинными геостратегическими и геоэкономическими причинами, которые вдруг оказались осознаны руководством соседней страны.

Тем не менее, какими бы ни были побудительные мотивы казахской стороны, "проект" ЕврАзЭС, до сих пор использовавшийся Астаной в пропагандистских целях, может обрести реальную экономическую составляющую, что уже само по себе неплохо.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ