Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Kreml.org,
13 мая 2003
Константин Затулин, директор Института стран СНГ
Как бывает в истории всех наших интеграционных попыток, все будут делать вид, что идет большая работа, и выдавать за очень серьезные достижения взаимные мелкие уступки
В белорусской столице будет предпринята попытка реализовать декларацию, которая была озвучена на встрече четырех президентов: Путина, Назарбаева, Лукашенко и Кучмы в Москве в феврале месяце. Тогда, в момент обострения международной обстановки, накануне войны в Ираке, Президент Путин попробовал, как мне кажется, консолидировать наиболее крупные из бывших союзных республик вокруг России, выдвинув на этой встрече новую инициативу о создании Объединения региональной интеграции. Повод и время были связаны с желанием продемонстрировать то, что Россия остается "законодателем мод" на постсоветском пространстве. В канун острого международного кризиса это требовалось российскому Президенту, который, как известно, занял свою особую позицию по отношению к американцам.
Более же фундаментальная причина данной инициативы, связанная уже с состоянием самого постсоветского пространства, заключалась в желании втянуть, наконец, в интеграционное объединение Украину. Потому что рассчитывать на то, что в делах интеграции заиграет СНГ, уже не приходится. А ведь до сего дня СНГ является единственным объединением, в рамках которого мы как-то пытаемся на многосторонней основе сотрудничать с Украиной, пытаемся развивать политику интеграции и согласованных действий. Во всех других форматах Украина с Россией на постсоветском пространстве в многосторонних объединениях не участвует - в ЕврАзЭС Украины нет, в Договоре о коллективной безопасности ее тоже нет. Укрепляя ЕврАзЭС и ДКБ, Президент России и Правительство России все время наталкиваются на то, что Украина продолжает оставаться за бортом этих объединений и не хочет в них вступать.
Поэтому Путин, используя свое личное влияние на Кучму и факт своей вовлеченности во внутриукраинские дела, выдвинул новое предложение и тем самым попробовал "притянуть" Украину таким образом, чтобы это не выглядело как капитуляция Украины, явная сдача ею позиций при вхождении в ЕврАзЭС и так далее. То есть он сделал еще один шаг навстречу Кучме, предложив ему абсолютно новую форму региональной интеграции. В этом, как мне кажется, и заключен весь смысл того, что будет происходить 15 и 16 мая в Минске.
Тогда, в феврале, четыре президента договорились о том, что начинает работу группа высокого уровня во главе с вице-премьерами (от России в ней участвует Христенко), и эта группа встречалась уже четыре раза. Уже четырежды вице-премьеры пытались обсудить, каким образом им воплотить в жизнь политическую декларацию о создании Объединения региональной интеграции (ОРИ). На мой взгляд, до сих пор это не получается именно потому, что после того пароксизма взаимной любви, который случился в феврале, после этого Ламуэртова поцелуя вылезли все старые проблемы и противоречия, в результате которых мы столкнулись с нежеланием Украины всерьез участвовать в интеграционистском проекте, находя самые разные поводы.
Несмотря на то, что их новый премьер вроде бы с востока Украины, он, однако, отказывается, насколько мне известно, подписывать документ о создании общего валютного пространства. А это именно то, что как нечто конкретное хотел бы видеть в ОРИ Путин.
И в результате толкут воду в ступе - с одной стороны, отказаться совсем от этой затеи значило бы нанести ущерб инициативе, которая была поддержана и публично декларирована на февральской встрече четырех лидеров, а, с другой стороны, реально продвинуться вперед не получается. Как в таких случаях бывает в истории всех наших интеграционных попыток, все будут делать вид, что идет большая работа, и выдавать за очень серьезные достижения всякие мелкие взаимные уступки, которые не затрагивают существа предложенного в феврале. Во всяком случае, уже публично критика прозвучала. 28 апреля Лукашенко обрушился с критикой на ход дел в группах высокого уровня, заявив, что если так будет продолжаться и впредь, то он сделает вывод, что не нужно на это тратить время. То есть он публично обнаружил то, что король-то голый и дела не двигаются.
С чем сталкивается Россия? Россия имеет несколько пересекающихся, дополняющих или противоречащих друг другу проектов интеграции со странами СНГ: Союз России и Белоруссии, Евразийское экономическое сообщество и его военно-политическая составляющая - Договор о коллективной безопасности и, наконец, эта новая Организация региональной интеграции. Союз России и Белоруссии на сегодняшний день находится в тупиковом состоянии, и одна из причин этого - то, что даже договор 99-го года не выполняется в полном объеме. Белоруссия на сегодняшний день хотела бы сохранить положение, при котором она пользуется льготами, но при этом не идет на действительное воссоединение с Россией.
Белорусская элита поняла, что если объединение состоится на двусторонней основе, то тогда Россия просто-напросто поглотит Белоруссию. Белорусская элита не скрывает, что она была бы согласна на более тесное и скорейшее объединение, если бы это было многостороннее объединение, в рамках которого оставалась бы хоть какая-то гарантия независимости или полунезависимости каждого из участников. Почему, по мысли белорусов, состоялся Европейский Союз? Потому что в нем много участников и нет ни одного безусловно доминирующего. В объединении России с Белоруссией есть абсолютно доминирующий, и это - Россия. Поэтому идеальной схемой, с точки зрения белорусов, было бы, если бы это было объединение, скажем, России, Украины, Белоруссии и, возможно, Казахстана. Фактически в рамках ОРИ ей этот формат и предложен. Он дает гарантию меньшим, чем Россия, участникам, а при наличии многосторонности Россия не будет доминировать. Они опасаются России, они хотят воспользоваться ресурсами и возможностями России и вместе с тем хотят получить гарантии того, что рано или поздно это не превратится в единое государство. Вот в этом смысл ЕврАзЭС, ОДКБ, в этом и смысл Объединения региональной интеграции.
По сути, ОРИ является полнейшим клоном ЕврАзЭС за исключением одного - в нем нет довеска в виде Таджикистана и Киргизии, которые ни на что не влияют. Но зато есть Украина. А любой союз на постсоветском пространстве, в котором нет России или Украины, это всегда неполноценный союз, потому что отсутствие хотя бы одного - это почва для интриг и замыслов, направленных на конфронтацию и на двоецентрие внутри СНГ. Россия исторически является одним таким центром, а другим пытаются, при поддержке извне, сделать Украину. То есть, в конечном счете, идея, когда Россия и Украина не вместе, - это идея, на которой строится вся политика как мировой сверхдержавы, так и всяких других злоумышленников, выступающих против усиления России на постсоветском пространстве.
Украина не хочет идти на серьезное экономическое и на военно-политическое объединение с Россией, потому что рассчитывает, что ее геополитическое положение, востребованность для планов сдерживания России на постсоветском пространстве будут оценены и над ней разольется наконец золотой дождь евро-долларов. Украина тянет эту карту, хотя сегодня она не может так просто, грубо выйти из договоренностей с Россией. Сегодня Кучма не в том положении, чтобы он мог пренебрегать Россией. Путин не так давно спас Кучму от свержения, поэтому, пока власть на Украине слаба, та тянет время. На Украине в этом власти все, в том числе и оппозиция, содействуют. Но после того, как время Кучмы пройдет, - закончится и время даже формального участия Украины в подобных интеграционных проектах.
Это серьезно осложнит ситуацию для России. Время работает здесь не на нас. Поэтому-то Путин и стремится как можно быстрее связать Украину какими-то обязательствами, чтобы добиться, пока Кучма еще у власти, каких-то продвижений. Но, к большому сожалению, он, в общем-то правильно понимая суть проблемы, чересчур увлекся попытками соблазнить Украину, обнять ее покрепче. В результате продолжается деградация российского фактора на Украине. Мы продолжаем не обращать внимания на то, что следовало бы, жестче ведя себя с Украиной, не рассчитывать на продажных политиков, которые там сегодня находятся у власти, а готовить там свою собственную силу. Это могло бы быть сделано, но мы от этого сами отказались: своей комплиментарной политикой по отношению к украинской администрации мы сами себя связали по рукам и ногам.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |