Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Белорусские новости,
2 мая 2003
Вячеслав Будкевич
Сегодня президент Беларуси Александр Лукашенко посещает Военную академию, где принимает участие в торжествах по случаю 50-летия этого учебного заведения. Интерес первого лица государства к Военной академии объясняется не столько юбилеем, сколько взглядами президента на место Беларуси в современном мире. Хотя бы силовой козырь, по мнению Лукашенко, должен заставить наконец уважать страну. А если не уважать, то, по крайней мере, задумываться над шагами по отношению к молодому независимому государству и его нетипичному для Европы лидеру.
Над необходимостью модернизировать Вооруженные силы президент, наверное, впервые задумался в 1999 году — до, во время или после войны в Югославии, которую недостаточно оснащенная армия Милошевича так или иначе была обречена проиграть. Однако осмыслить в белорусских войсках опыт балканского конфликта, новые теории военного искусства при застойном генерале Александре Чумакове было просто невозможно. Поэтому-то с 2000 года и начался поиск новых военачальников, новых теорий, призванных обеспечить качественно новое состояние армии.
Все это или почти все удалось сделать новой команде военных чиновников во главе с вызванным из московской ссылки генералом Мальцевым. (До назначения министром обороны в 2001 году Леонид Мальцев уже возглавлял белорусское военное ведомство в 1995 — 1996 годах, но затем был снят президентом — якобы за появление на трибуне в нетрезвом состоянии — и получил синекуру в военной структуре СНГ в Москве. — Прим. ред.) Каких бы эпитетов он ни удостаивался в связи с повторным вхождением в одну и ту же воду, следует отдать министру должное. Проведенную им реформу по размаху вряд ли можно с чем-нибудь сравнить в современной истории Беларуси. При этом не стоит забывать, что преобразования в Вооруженных силах, реализованные в таком масштабе, были бы невозможны без участия государства, и в первую очередь финансового.
Правильность кадрового выбора, сделанного президентом, подтвердили крупномасштабные учения, проводившиеся в стране в 2001 и 2002 годах. Именно они окончательно закрепили новую организационно-штатную структуру армии, позволили на практике проверить последние разработки белорусских ученых в области теории военного искусства, основываясь, естественно, в первую очередь, на югославском опыте. Безусловно, масштабные маневры "Неман-2001" и "Березина-2002" можно было бы назвать пиром во время чумы. Однако учеба армии заключается не только в повседневных занятиях, но и проведении комплексных, а иногда и экспериментальных учений, как было в этом случае. Так учится армия любой страны — богатой или бедной, и ни у кого не вызывает сомнения правильность подхода. В ходе таких учений Вооруженные силы в определенной степени отчитываются перед руководством страны за то, чему они научились в какой-то период, за использованные на учебу средства. И ничего в этом нет необычного и неприемлемого, если не считать диковинной формы главнокомандующего. Но это уже чисто белорусская специфика.
В Беларуси перестройкой армии довольны все: от военных чиновников до президента. Вот только удовлетворение это разное. Люди в погонах довольны дополнительным финансированием, позволившим предметнее вести подготовку войск, президент — козырем в игре на международной арене. Нынешнее состояние Вооруженных сил страны позволяет ему уже несколько лет подряд твердить о том, что белорусская армия является самой боеспособной в Европе. При этом он ссылается на неких зарубежных экспертов, о которых никто не слышал. Оценки местных экспертов скромнее, хотя достоинств белорусской армии они не умаляют.
Объективно считается, что белорусские Вооруженные силы со своими 1 800 танками, 120 самолетами, 80 вертолетами, системами ПВО по уровню оснащенности входят в первую десятку европейских армий, опережая другие страны СНГ (кроме России, конечно) и бывшего Варшавского договора. Правда, арсенал этот достался от СССР, но у соседей и того нет. Подобное состояние, если ничего не предпринимать, сохранится еще лет 5-10. После этого все оружие окончательно устареет и морально, и физически. Что-то предпринимать — значит закупать новые виды техники и вооружения, модернизировать то, что есть в наличии.
В какой-то степени Беларусь это делала и делает. Совсем недавно были обнародованы сведения, согласно которым новые системы вооружений действительно закупались, причем даже в самый расцвет застоя белорусской армии. Так, в 1997 году авиационный парк пополнился самолетом МиГ-29 УБ и вертолетом Ми-172, в 1998-м — вертолетом Ми-8 и двумя Су-25 УБК.
Однако в первую очередь поддержание высокой эффективности вооружения достигалось модернизацией военной техники. К разработкам такого рода с полным правом можно отнести танки Т-72М1, которые по своим характеристикам приближены к Т-90, системы залпового огня "БелГрад", истребители МиГ-29БМ и т.д. Особое внимание в Беларуси уделялось и уделяется созданию и внедрению в войсках автоматизированных систем управления (АСУ). Причем речь идет об АСУ не только какой-либо одной системой вооружения, а об автоматизированных системах управления подразделениями, соединениями, видами Вооруженных сил.
Что касается боеспособности белорусской армии, то оценить по этому критерию невоевавшие войска весьма проблематично. Поэтому вести речь можно только о теоретической боеспособности, которая складывается из оснащенности, укомплектованности, мобилизационной готовности, профессионализма, морально-психологического состояния личного состава и многих других параметров. Все это у белорусской армии на достаточно высоком уровне.
Составить хотя бы приблизительное впечатление о практической боеспособности войск позволяют масштабные учения, на которых в первую очередь оценивается грамотность военного руководства, оперативность и эффективность управления войсками, а уж потом (хотя и не в меньшей степени) — точность стрельбы, скорость бега и т.д.
Очередные подобные маневры пройдут на территории республики в октябре 2003 года. Замысел учений "Чистое небо" президент одобрил в начале апреля. Коротко сценарий маневров Лукашенко охарактеризовал так: "чтобы было, как в Ираке". Но в смысле "неба" в Ираке ничего нового по сравнению с Югославией не было. Тактика войск коалиции не претерпела существенных изменений. Другое дело, что была впечатляющей и сухопутная фаза операции. Поэтому можно с большой долей уверенности предположить, что при акценте на противовоздушную оборону большое внимание на учениях будет уделено и действиям сухопутных войск.
И все же "Чистое небо" — это прежде всего первые в истории суверенной Беларуси масштабные учения всей системы противовоздушной обороны страны с ее самолетами, зенитными ракетными комплексами, системами управления, радиоэлектронной борьбы и т.д. По заявлению президента, в маневрах будут задействованы около 80 самолетов и вертолетов. Вот здесь возникает опасение, что на поверку в белорусских Вооруженных силах может не оказаться такого количества полноценно подготовленных экипажей. А искусственное натаскивание их перед учениями может дорого стоить. Хотя для летчиков, как известно, лишний час в небе — счастье, будь это обычные тренировочные полеты или показательные учения. Но в любом случае при ежегодном налете в 20-25 часов (и это только у летчиков, которые несут боевое дежурство) застраховаться от чрезвычайных происшествий проблематично.
По мнению некоторых аналитиков, время проведения учений — демонстрации, так сказать, железного кулака — президентом выбрано не случайно. Проводя аналогию с 2001 годом, эксперты предполагают, что маневры приурочены к какому-то значимому политическому событию в жизни страны, например референдуму о продлении полномочий. Действительно, учения "Неман-2001" проходили накануне президентских выборов. Но "Березина-2002" не предваряла собой абсолютно никакой политической акции. В принципе, возможно, что в 2000 году, когда планировался "Неман", президент и имел в виду канун выборов, дата проведения которых была известна. Но тогда следует предположить, что в 2002 году, когда замышлялись учения "Чистое небо", глава государства уже знал, когда проведет референдум. Однако вопрос о продлении своих полномочий Лукашенко, скорее всего, будет выносить на плебисцит вместе с проектом Конституционного акта, а дата референдума по этому документу в 2002 году наверняка не была известной. Так что, вероятнее всего, в политическом плане белорусский лидер просто предусмотрел очередную демонстрацию силы.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |