Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Иван Симоненко (Киев)
Есть различные точки зрения на то, чем завершились почти недельные переговоры в Крыму российского и украинского Президентов Владимира Путина и Леонида Кучмы, зачастую проходившие с глазу на глаз, в особо доверительной обстановке. Одни, из проамериканской оппозиции, квалифицировали встречу двух президентов в Ялте как "очередное национальное унижение Украины". Другие, искренне заинтересованные в развитии украино-российских отношений, обращали внимание, что руководители двух стран "обсуждали все самые горячие темы в отношениях Москвы и Киева - начиная с газового консорциума и вступления в ВТО и заканчивая совместными проектами в самолетостроении". Все же, пожалуй, наиболее точно дух этих очень важных, с точки зрения геополитических и геоэкономических перспектив развития Украины, переговоров отразила газета "КоммерсантЪ", заметив, что "на публику была вынесена лишь самая приятная сторона встречи".
Чтобы разобраться с этой другой стороной, обратимся к фактам.
Киев по-прежнему хочет "две матки сосать".
Прежде всего речь шла о готовности Украины к продвижению в создании газового консорциума. Примечательно, что президент РФ в этот раз говорил со своим украинским коллегой о транзите не только российского газа, но также нефти и электроэнергии, демонстрируя, таким образом, компромиссный шаг навстречу удовлетворения украинских финансовых аппетитов и экономических амбиций. Однако было признано, что переговоры о создании консорциума смогут продвинуться более успешно лишь после того, как к ним 7 мая в Киеве подключится Германия. То есть, Киев стоит на своем и по-прежнему хочет "две матки сосать".
Второй темой обсуждения была подготовка к очередному саммиту СНГ и создание единого экономического пространства на территории Украины, России, Белоруссии и Казахстана. Однако некоторые высказывания украинского президента и других политиков вызывают сомнения в искренности интеграционных намерений Украины в рамках "четверки". "Украине необходимо думать о создании в будущем единого экономического пространства с Евросоюзом. Это наше будущее",- заявил Кучма. В русле такого заявления находятся высказывания главы парламентской фракции СДПУ(о), экс-президента Украины Леонида Кравчука: "Единое экономическое пространство. Честно говоря, я не знаю что это такое. Я, например, убежден, что сейчас об этом говорить преждевременно". Видимо, не случайно еще до начала ялтинской встречи президентов Кучмы и Путина, проамериканское Интернет-издательство pravda.com.ua обращало внимание на то, что Украина "несколько замедлила свое продвижение в направлении так называемого "союза четырех" - то есть создания единого экономического пространства вместе с Россией, Казахстаном и Беларусью". И несмотря, мол, на то, что "усилилось российское давление на Украину с целью согласования шагов по вступлению во Всемирную организацию торговли", "Союзу четырех" придет конец. Хотя при этом, только четверть украинцев считают, что Украине есть какой-то смысл развивать отношения со странами Европейского Союза, а более половины опасаются НАТО, как агрессивного военного блока.
Украина решила пренебречь интересами партнеров
Третьим важным вопросом стало предстоящее вступление двух стран в ВТО. Как известно, Украина решила пренебречь интересами партнеров по "четверке" и вступать в ВТО самостоятельно, хотя это противоречит московским договоренностям 23 февраля 2003 года. Однако Владимир Путин в этот раз был настроен довольно миролюбиво. "Но если какие-то расхождения и будут сохраняться, это не сведет к нулю наши усилия по созданию единого экономического пространства",- тут же успокоил всех российский президент.
Между тем, такая самодеятельность Украины способна обернуться тяжелыми социално-экономическими последствиями для страны. По словам Министра экономики Валерия Хорошковского. - "вступление в ВТО будет иметь существенные отрицательные последствия". Это означает, что в 2004-2005 гг. нас ожидает банкротство предприятий, новые волны безработных и малообеспеченных граждан, появление, в дополнение к депрессивному состоянию территорий, новых депрессивных городов, в том числе и областных центров, которые уже сейчас, за исключением нескольких миллионников, зависят от одного-двух предприятий, "выживших" под грузом либерализации 1994-2003 годов. "При отмене льгот в производстве мы столкнемся не столько с мерами поддержки промышленности, а с элементом отечественной социальной политики. Льготы и непрямые субсидии много лет сдерживали от банкротства наследие СССР - предприятия с большими трудовыми коллективами, градообразующие предприятия", - честно признался министр.
Обсуждалось также взаимодействие с ЕС. Российский президент высказался за то, что страны СНГ совместно включились в работу по созданию зоны свободной торговли с ЕС. Но, понимая всю отдаленность подобной перспективы, стороны далее переключились на внутренние проблемы.
"Союзная" граница Украины на замке
Владимир Путин не скрывал, что у России и Украины большие законодательные разногласия не только с Евросоюзом, но и между собой. Он предложил создать рабочую межправительственную группу, которая будет разрабатывать предложения по гармонизации законодательств России и Украины усилиями парламентов двух стран в области санитарного контроля, технических параметров границы и других острых приграничных с Украиной проблем, касающихся развития и усложнения и до того непростых приграничных отношений. К примеру, как раз в дни встречи президентов в Крыму гражданин Белоруссии был задержан (не иначе легендарным Цюрюпой) при попытке пересечь украинскую границу на комбайне. Совсем другие подходы Киева к другой границе - западной: согласно постановлению Кабинета министров Украины с 1 июля 2003 г. вводится безвизовый режим въезда в Украину для предъявителей дипломатических паспортов Святого Престола (Ватикана). То есть, моментально, как только Польша объявила о выходе из Соглашения об упрощенном порядке пропуска через границу, с 1 июля 2003 г. - даты введения польской стороной визового режима в связи с вступлением в ЕС.
Еще проблемнее обстоят дела с коллективной интеграцией. По выражению "Главреда", известного украинского аналитического агентства, даже Армения пришла в ЕврАзЭС в качестве наблюдателя, а Киев все не определится с полноценным членством. Единое экономическое пространство договорились строить, а Украина со своей навязчивой идеей зоны свободной торговли, но отрицанием координации валютной политики, выступает против всех своих союзников. Москва хочет реконструировать ДКБ, а Киев рвется в НАТО. Не говоря уже о посылке так называемого "гуманитарного" батальона на иракский фронт.
Поговорили…
С учетом специфики интересов военного союза стран СНГ в современной обстановке и благодаря украинской политике многовекторности, само собой возник момент отказа от закупок АН-70 для ВВС России. Ведь в России реализуется программа поддержки собственного авиастроения, и в ее рамках совершенно незачем финансировать АНТК им. Антонова, конкурирующего не только с российскими фирмами на рынке грузовых авиаперевозок, а и в военной области. Этот факт, отметим, вполне логично дополняет и выпячивает всю внутреннюю натянутость "дружественности российско-украинского переговорного процесса" в майской Ялте 2003 года. Хотя "на публику была вынесена лишь самая приятная сторона встречи".
После осмысления сведений об этом, "некоторые украинские СМИ и политики оказались охвачены легкой истерикой". Россия, выходя из проекта, лишает рентабельности запуск самолета в серию, появляющейся как минимум при 170 единицах стартового пакета. Ранее Россия намеревалась закупить 160 самолетов, Китай собирался приобрести 20. А сама Украина по бедности может себе позволит приобрести в ближайшие годы не более 5 машин. То есть, вне рамок единого союзного экономического пространств ни АНТК им. Антонова, ни даже госбюджет Украины не смогут довести проект до завершения, он будет погублен. Как загублено уже многое…
Пребывание в Крыму, как высказался Леонид Кучма, "дало возможность поговорить обо всем без исключения".
Поговорить, особенно в праздники, полезно и для души, и для сердца. Но разве для того встречаются главы государств, чтобы только поговорить? Что делать-то дальше будем, братья-славяне?
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |