Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Приднестровская Молдавская Республика

Геннадий Коненко

После того, как участникам переговорного процесса - Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина и ОБСЕ - были предложены на рассмотрение новые проекты документов по окончательному урегулированию приднестровской проблемы (июль 2002 г. и февраль 2003 г.), предусматривающие федеративное устройство будущего молдавского государства, и появилась надежда на разрешение застаревшего конфликта между Кишиневом и Тирасполем, средства массовой информации и читатели стали проявлять больше интереса к Молдавии и Приднестровью и региону в целом.

Публикуемый ниже материал, как кажется, может дать определенную картину того, что сегодня представляет собой Приднестровская Молдавская Республика.

В одном из следующих номеров информационно-аналитического бюллетеня Института стран СНГ будет помещена статья также и по Республике Молдова.

В административном отношении Приднестровский регион состоит из Каменского, Рыбницкого, Слободзейского, Дубоссарского и Григориопольского административных районов и включает также как отдельные административные единицы города республиканского подчинения Тирасполь и Бендеры. Тирасполь является столицей Приднестровской Молдавской Республики (ПМР).

Население. По подсчетам статистиков, на начало 2002 год в Приднестровье проживало около 650 тысяч человек (17% населения Молдавии). Из них: примерно 225 тысяч молдаван (более 34% населения ПМР), более 190 тысяч украинцев, около 190 тысяч русских, 14 тысяч болгар, более 12 тысяч евреев, почти 5 тысяч гагаузов и около 20 тысяч человек - представителей других народностей. Последняя перепись населения в Приднестровье проводилась в 1989 году.

Официальными языками ПМР являются русский, украинский и молдавский (на кириллице) языки.

Историческая справка. В средние века Приднестровье являлось зоной смешанного расселения славян, молдаван и кочевых народов Северного Причерноморья. В Х1У-ХУ1 вв. территория находилась под контролем крымских татар, в XVII в. на нее распространилось господство Османской империи.

Договор 1711 года между Петром 1 и молдавским господарем Д.Кантемиром предусматривал, что, в случае успеха в войне против турок, граница России с Молдавией пройдет по Днестру.

В результате русско-турецкой войны 1787-92 гг. Приднестровье входит в состав России.

В 1812 г. в Российскую империю было включено междуречье Прута и Днестра, где создается Бессарабская губерния.

В 1918 г. после оккупации Бессарабии румынскими войсками провозглашается ее воссоединение с "исторической родиной". Левобережье Днестра остается за Россией. 12 октября 1924 года на этой территории создается Молдавская АССР в составе Украинской ССР.

26 и 27 июня 1940 года советское правительство выдвигает Румынии два ультиматума с требованием безоговорочной передачи СССР Бессарабии и Северной Буковины. 28 июня 1940 г. войска Красной Армии вступают на эти территории. В соответствии с принятым в августе того же года решением Верховного Совета СССР была образована Молдавская Советская Социалистическая Республика. В ее границы были включены и районы Приднестровья.

Приднестровский конфликт. Сложные социально-политические проблемы в Молдавии накануне распада СССР, приход к власти крайне правых националистических сил, проводивших политику ущемления прав некоренного, в первую очередь, русскоязычного населения, привели к обострению обстановки в Приднестровье, а затем в марте 1992 г. и к вооруженному противостоянию между Кишиневом и Тирасполем. Прекращение огня было достигнуто благодаря вмешательству России, в результате чего 21 июля 1992 г. было подписано российско-молдавское Соглашение о принципах мирного урегулирования конфликта.

В настоящее время в зоне конфликта расположены миротворческие силы России, Молдавии и Приднестровья, действуют Объединенная контрольная комиссия и Объединенное военное командование. В зоне конфликта присутствуют также военные наблюдатели от Украины.

При посредничестве России, Украины и ОБСЕ между Кишиневом и Тирасполем ведутся переговоры об окончательном урегулировании приднестровского конфликта и особом правовом статусе Приднестровья. В апреле 2003 г. по обоюдному согласию сторон была сформирована и приступила к работе совместная молдавско-приднестровская комиссия по выработке новой Конституции страны, которая при участии наблюдателей от России, Украины, ОБСЕ и Евросоюза должна будет определить основные принципы федеративного устройства будущего общего молдавского государства. Приднестровье выступает за создание федерации, в которой ее субъекты обладали бы равными правами. Молдова же выдвигает идею построения т.н. "ассиметричной" федерации, где приднестровский регион имел бы особый статус, но занимал бы подчиненное по отношению к Центру положение.

Политическая система. В соответствии с Конституцией, принятой на референдуме 24 декабря 1995 г., и изменениями, внесенными в нее на основании Конституционного закона от 30 июня 2000 г., статус Приднестровья определен как "суверенное, независимое, демократическое и правовое государство". Главой провозглашенной 2 сентября 1990 года "Приднестровской Республики" (полное название "Приднестровская Молдавская Республика" было введено 5 ноября 1991 г.) является президент. 9 декабря 2001 г. на эту должность был вновь избран И.Н.Смирнов, который одновременно является главой исполнительной власти - председателем правительства.

Еще до президентских выборов 2001 г. по инициативе И.Н.Смирнова в законодательный орган страны Верховный Совет был внесен проект упомянутого выше Конституционного закона, который предусматривал дальнейшее усиление власти президента. ПМР из парламентско-президентской республики, по сути, становится президентской.

Верховный Совет ПМР является однопалатным парламентом, состоящим из 43 депутатов. На прошедших 10 декабря 2000 г. выборах победу одержала коалиция, в которой главную роль играло движение "Обновление", созданное при непосредственном участии И.Н.Смирнова и его ближайшего окружения. В итоге сторонники приднестровского лидера имеют в законодательном органе более 50% депутатских мандатов. Движение "Единство Приднестровья", созданное представителями российского среднего бизнеса, не рискнув стать официальным участником избирательной кампании, выступило вместе с "Союзом промышленников, аграриев и предпринимателей Приднестровья" (СПАП). Обе организации получили в парламенте 13 мест. Кроме представителей "Обновления", "Единства" и СПАП, в ВС ПМР были избраны 5 "независимых" и 2 кандидата от левой оппозиции. Председателем Верховного Совета вновь стал Г.С.Маракуца.

Политический спектр в регионе неоднороден. На левом фланге приднестровского политического спектра заметны Партия народовластия, Совет ветеранов войны, труда и вооруженных сил, Союз женщин, Союз защитников Приднестровья. Сюда можно было бы отнести также Коммунистическую партию трудящихся Приднестровья, организацию "Честь и Родина", Коммунистическую партию Приднестровья - КПСС, но в силу своей малочисленности самостоятельной роли в политической жизни региона они практически не играют.

В центре находятся общественно-политическое движение "Единство Приднестровья", Союз промышленников, аграриев и предпринимателей, а также образованное в срочном порядке к парламентским выборам 2000 года пропрезидентское движение "Обновление", о котором речь шла выше.

Правое крыло представляет, и то с известной натяжкой, движение "За развитие Приднестровья", которое выступает за рыночный путь развития и активизацию диалога с Кишиневом, хотя подобных лозунгов придерживаются также и некоторые "левые", не говоря о "центристах".

Отдельно следует сказать о такой организации, как Объединенный совет трудовых коллективов Приднестровья, который сыграл решающую роль в мобилизации населения на отпор националистическим поползновениям Кишинева в конце 80-х - начале 90-х г.г. и в первые годы после провозглашения Приднестровской Молдавской Республики. Как известно, в ОСТК начинали свою политическую карьеру многие известные сегодня политические деятели ПМР.   

Сейчас, когда основная масса средних и мелких предприятий, фабрик, заводов простаивает, роль ОСТК существенно упала, но структура, как таковая, осталась, и руководство ПМР часто использует организацию в пропагандистских целях

Кроме законодательной и исполнительной власти, в Приднестровье имеется, как и в других государствах, судебная власть.

Имеются собственные вооруженные силы, состоящие из сухопутных частей и авиационных (вертолетных) подразделений. Их численность составляет примерно 5 тыс. человек, а при полном развертывании может достигать (по оценкам приднестровцев) 18 тысяч человек. Кроме Министерства обороны, в Приднестровье функционируют и другие силовые ведомства: Министерство государственной безопасности, Министерство внутренних дел и подчиненные им структуры.

Экономика. В Приднестровье, занимающем 12% территории РМ, сосредоточено около 30% промышленного производства Молдавии. На долю Левобережья приходится 90% вырабатываемой в РМ электроэнергии. Через регион проходят все важнейшие транспортные и энергетические коммуникации, связывающие Молдавию с другими странами СНГ.

Политическая неурегулированность приднестровского вопроса и политика таможенной и экономической блокады Приднестровья со стороны Молдавии продолжают оказывать негативное воздействие на экономику региона.

Объем промышленного производства сократился в 2002 г. до 284 млн. долл. США (в 2001 г. он равнялся 381 млн. долл.). Наиболее сильно пострадали от репрессивных мер Кишинева, поддержанных Западом, бюджетообразующие отрасли - металлургия, электротехническая промышленность и др. В черной металлургии спад достиг 52%, в электротехническом производстве-35%, машиностроении-28%, производстве стройматериалов-22%.

Остановить падение производства руководство ПМР надеется с помощью создания совместных предприятий и приватизации. Президент подписал на этот счет соответствующий закон. Однако результаты приватизации весьма неутешительны. Перешли в частную собственность буквально единицы промышленных объектов.

В Приднестровье на сегодня зарегистрировано примерно 250 совместных предприятий, 70% из них связаны с оффшорными зонами. За большинством СП стоят российские партнеры, а также инвесторы из Германии, Италии, Франции и др. стран.

Тяжелым оставалось положение в агропромышленном комплексе. Снижение объема произведенной сельхозпродукции в прошлом году по сравнению с 2001 г. вновь составило порядка 10%. Сократилось производство зерна, овощей, молока, яиц. По-прежнему не обрабатывается треть пахотных земель. Урожайность зерна за последние 10 лет упала с 35-40 ц/га до 13,5 ц/га, овощей - с 200-250 ц/га до 56 ц/га.

И здесь, как выход из сложившейся ситуации, руководство попыталось найти на пути приватизации земли. 6 апреля в Приднестровье был проведен референдум по вопросу частной собственности на землю, который, однако, был признан несостоявшимся по причине массовой неявки населения к урнам для голосования. Впервые жители Приднестровья не поддержали инициативу властей.

Иностранный инвестор пока неохотно идет в Приднестровье, надо полагать, по причине той же нерешенности приднестровской проблемы в целом и отсутствия ясности относительно прав региона в вопросах собственности и, прежде всего, на расположенные на его территории экономические объекты.

Внешнеторговый оборот Приднестровья в 2002 г. уменьшился на 33% и составил 467 млн. долл. США вместо примерно 600 млн. долл. в 2001 г.. Экспорт равнялся цифре в 154,5 млн. долл. - уменьшение в 2 раза по сравнению с 2001 г. Импорт также сократился и составил 312,5 млн. долл. Отрицательное сальдо, таким образом, достигло достаточно внушительной по приднестровским масштабам суммы - 158 млн. долл. США.

Приднестровская продукция идет сегодня, главным образом, в Россию, Италию, Германию, Грецию, Китай и др. Экспортные поставки в США сократились на 98% за счет отказа американцев покупать сталь и прокат Молдавского металлургического завода, расположенного в ПМР. Импорт осуществляется из России, Украины, Германии, Польши.

Бюджетная ситуация Приднестровья в 2002 г. также оставалась сложной с учетом тяжести обслуживания внешнего долга (988,5 млн. долл. США). Из них 803,7 млн. долл. (включая пени 350,6 млн. долл.) составляет задолженность за поставки российского природного газа.

 По данным статистического управления Приднестровья, среднемесячная номинальная зарплата в 2002 г. составила 43 долл., в то время как минимальная потребительская корзина, согласно Федерации профсоюзов Приднестровья, составляет более 50 долл.

В целом социально-экономическая ситуация в Приднестровье характеризуется дальнейшим нарастанием кризисных явлений, коррупцией, криминализацией бизнеса, падением жизненного уровня населения, ростом безработицы.

По мнению целого ряда политических и экономических экспертов, главная причина имеющихся многочисленных проблем в Приднестровье, так же, как и в Республике Молдова, заключается в разделенности страны, и чем быстрее будут окончательно нормализованы отношения между Кишиневом и Тирасполем, тем быстрее и эффективнее эти проблемы можно будет решать общими силами на благо всего населения, проживающего на обоих берегах Днестра.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ