Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Время МН,
30 апреля 2003
Несмотря на протесты международных правозащитных организаций и более чем нелестные отзывы зарубежных аналитиков об экономической политике Узбекистана, ежегодное собрание совета директоров ЕБРР в Ташкенте все-таки состоится.
4 и 5 мая влиятельные банкиры и финансисты будут демонстрировать свою лояльность узбекскому режиму и, судя по предварительной информации, в очередной раз пообещают очередную партию денег.
Торжественный сбор участников собрания начинается уже сегодня, и именно сейчас в столице республики завершилась реконструкция гостиниц, доставшихся Узбекистану от советской власти. Однако большинство гостей настаивает на размещении их не в модернизированных отелях, а в тех, что построены в последние годы. Имеются в виду "Интерконтиненталь" и "Шератон", расположенные в бдительно охраняемом центре города.
Впрочем, охранять банкиров будут в стране повсюду. С этой целью, в частности, Службой национальной безопасности (бывшее КГБ) сформировано специальное подразделение из 68 человек. На долю этих людей выпадет самая хлопотная задача - всегда быть рядом с главами делегаций и их окружением. В спешном порядке, всего за месяц до начала саммита, для специзбранников оперативно организовали тренировки по рукопашному бою, равно как стрельбу и занятия английским. В распоряжение каждого выделен автомобиль на случай, если кому-то из банкиров вздумается прокатиться по автотрассе в один из исторических городов республики. Благо до Самарканда, Бухары и Хивы не так уж и далеко.
Параллельно с работой по усилению мер безопасности узбекские власти неустанно трудятся и на нелегком фронте демократических преобразований. В рамках этого курса на самом высоком уровне прозвучала однозначная команда: до 5 мая не трогать активистов правозащиты и иных недовольных режимом граждан. Многим из самых активных протестующих и не поддерживающих власть журналистов в то же время откровенно намекают, что чувствовать себя в безопасности они смогут лишь до завершения международного мероприятия, и ни днем более.
В канун банковского форума тихо свернули критику в адрес руководства Узбекистана и США. Американский посол Джон Хербст, например, в беседе с представителями прессы подчеркнул, что делегация его государства прибудет в Ташкент в полном составе. Он словно забыл, что именно госдепартамент США распространил заявление, в котором предостерегал своих граждан от необдуманного посещения этой республики. Позиция посла понятна, поскольку страна, делегировавшая его сюда, искренне заинтересована в поддержании и развитии самых тесных взаимоотношений с Узбекистаном.
Речь в первую очередь идет о стратегическом военно-техническом партнерстве на максимально обозримый исторический период. США не скрывают, что рассматривают Узбекистан в качестве базы, обеспечивающей стабильный и гарантированный контроль не только над Центрально-Азиатским регионом, но и Россией, и Китаем. Уже сегодня США и НАТО активно демонстрируют поддержку режиму Ислама Каримова в деле пресечения возможных народных волнений. Например, проводят совместные учения в самой неспокойной с точки зрения безопасности Ферганской долине. Официально учения обусловлены необходимостью координации усилий в случае экологических катастроф или разгула стихии. Однако все без исключения участвующие в учениях стороны отрабатывают взаимодействие по подавлению массовых беспорядков.
Что же следует ожидать от проведения в Ташкенте собрания банкиров ЕБРР и как оно отразится на состоянии экономики Узбекистана? Скорее всего, очередная порция иллюзий узбекского истеблишмента, связанная с притоком иностранных инвестиций, останется на уровне мечтаний и несбывшихся надежд. Запад прекрасно осведомлен об истинном положении дел, о том правовом беспределе в отношении иностранных бизнесменов, который стал в Узбекистане нормой. Не заблуждаются банкиры и в части гарантий инвестиций, о чем постоянно повторяют чуть ли не все члены узбекского правительства. Они знают цену этим словам, как знают и судьбу многих состоятельных иностранцев, рискнувших здесь своим капиталом.
Да, они дипломатично воздержатся от резких заявлений в адрес принимающей стороны, будут доброжелательны и корректны. Но им хорошо известно, что незадолго до ташкентской встречи ЕБРР узбекские власти, дабы хоть как-то сдержать галопирующую инфляцию, практически наглухо задраили границы для бизнесменов, а у тех из них, кто уже завез товар в страну, его попросту конфисковали. Знают они и то, что незаконная и массовая конфискация товара у местных предпринимателей позволила власти пополнить бюджет страны почти на 4 млрд сумов, максимально сблизив тем самым официальный курс с курсом валюты на "черном" рынке.
И все же бесспорно одно. Минимальные деньги, кардинально не влияющие на экономику Узбекистана, ЕБРР, конечно же, Каримову даст. Даст, учитывая его прозападный внешнеполитический курс и безоговорочную поддержку США во всех их военно-гуманитарных акциях. Но даст столько, чтобы правительство, раструбив на белый свет о признании его заслуг в сфере реформ, смогло присвоить из этой суммы по минимуму.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |