Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
ЦентрАзия,
3 мая 2003
Алишер Таксанов
Борьба с проявлениями коррупции в Средней Азии и, в частности, Узбекистане была начата еще при Советской власти, в начале 80-х годов, когда всесильный кэгэбист и глава государства Юрий Андропов направил в республику своих рьяных следователей. Тогда удалось раскрутить советскую мафию": местные чиновники делили с союзными теневиками хлопок, которого в помине не существовало (то есть, продавали "воздух"), а сам уголовный процесс, приобретший политическую окраску, назвали "узбекским". Нужно признать, это был сильный удар по кланам, делившим посты в узбекском правительстве и партийной номенклатуре. После распада СССР, в период независимости Президент Узбекистана Ислам Каримов учел все негативные моменты кланово-земляческой системы , которая испокон веков существовала на этой земле, и поэтому всячески старался свести на нет ее влияние, а также обретшую силу в советскую эпоху и в период горбачевской перестройки теневую экономику.
Урожай криминальных плодов
Осень 1998 года для Узбекистана ознаменовалось не только сбором национального достояния - хлопка, но и обилием криминального урожая - снятием с должностей крупных региональных и отраслевых руководителей, которые запятнали себя злоупотреблениями властью, хищениями, взяточничеством, откровенным показом того, что закон не существует для новых баев и нуворишей. Требовалось срочное лечение.
Но корни болезни слишком глубоко вошли в общественный организм, чтобы ее можно было решить хирургическим путем. Раковая опухоль теневой экономики обрела глобальный масштаб. В наследство главе государства ему досталась не только сама республика с ее деформированной экономикой и огромной армией незанятого населения, но и пережитки прошлого - хищения, взяточничество, связь с криминальным миром. Коррупцией был пропитан партийно-советский аппарат, эти же раковые клетки внедрилась и в организм новой рыночной структуры. А иного и быть не могло, ведь у власти остались прежние коммунисты-чиновники, только сменявшие костюмы на народных демократов. Обладая реальными рычагами власти, они по-своему перераспределяли национальный продукт страны.
Переходный этап от социализма к капитализму, как ранее от феодализма к коммунизму, для Узбекистана был сложен и связан с большими социально-политическими и психологическими потрясениями. Гиперинфляция, падение производства, дефицит товаров, национализм, местничество - это небольшой перечень подарков переходного периода, и это еще было не самым страшным. В это время началось перераспределение государственной собственности. Такой шаг мотивировался тем, что государству необходимо было вернуть под контроль денежную массу и финансовые средства, с одной стороны, а с другой - обеспечить работоспособность нерентабельных и малоэффективных предприятий и учреждений путем разгосударствления и приватизации. Если бы с покупателя требовалась бы декларация о доходах, то криминальные деньги никогда не возвратились в государственную казну, а вращались бы вне сферы государственного регулирования.
Узбекские нувориши, сначала скопившие капиталы на горбачевской перестройке, стали активно налаживать связи с правительственными органами, чтобы легче было скупать недвижимость, предприятия. Конечно, вначале деньги вкладывались в сферу торговли и общественного питания, которая приносила баснословные прибыли и в советскую эпоху, и в перестройку, и в период независимости. Значительная часть денег была тезаврирована в золото, иностранную валюту, недвижимость за рубежом. Но в отличие от российской теневой экономики, и это нужно признать, узбекская не была насквозь пропитана уголовным промыслом. Более того, она стала альтернативой российской "модели" теневой экономики, и обладала рядом специфических черт, которые ее отличали от неформальных отношений в Европе.
Президент Каримов с первых же годов независимости республики дал решительный бой "ворам в законе" и другим уголовным авторитетам. В короткие сроки крупные криминальные лица, не желая подвергать свою жизнь риску, покинули Узбекистан . Остались лишь мелкие гангстеры. Однако местные частные предприятия, банки и фирмы продолжали работать под "крышей". Только это была "крыша" власти. Рэкетом занимались государственные чиновники, особенно связанные с финансами, выдачей лицензий, административным управлением.
Например, в налоговую инспекцию и прокуратуру специалисты в большей части шли не для того, чтобы бороться с правонарушениями в хозяйственной сфере, а для того, чтобы заниматься откровенным вымогательством. Не раз мне приходилось слышать, как руководители фирм жаловались, что по всякому пустяку, обнаруженному ревизором, приходится платить взятку, причем не в местной валюте - суме, а в долларах. Причем, если предприниматель работал только с безналичным расчетом и, его нельзя было "поймать" с "налом", то проверяющий, имея полномочия, просто-напросто останавливал расчетный счет в банке и этим самым лишал возможности фирме вести финансовые операции. На возмущенные вопросы сотрудников, сколько времени это продлиться, слышалось холодное "столько, сколько нужно", мол, идет проверка. Это могло продолжаться месяцами. Фирма начинала терпеть убытки, и чтобы избежать разорения предпринимателю приходилось списывать часть имущества (например, компьютеры), продавать на рынке и отдавать деньги государственному рэкетиру. Или оформлять липовые контракты.
Проведенные опросы среди предпринимателей г.Ташкента в 1996 году показали, что из общего числа 56% бизнесменов честно признались, что всегда дают взятку проверяющему, будь то налоговый инспектор, сотрудник прокуратуры или правоохранительных органов. Более того, они всегда держат деньги про запас на случай проверки, и вне зависимости от того, нарушили ли в ходе хозяйственной деятельности какие-то инструкции или нормативные акты, или нет, определенная часть денег всегда идет на подкуп. Ведь проверяющий может значительно помешать работе фирме.
"Один раз мне налоговый инспектор со злостью сказал, мол, почему ты работаешь честно? Значит, ты сам не зарабатываешь "левые" деньги, и мне не даешь кормиться! А у меня есть еще начальство, которому я должен принести кусок хлеба", - такую историю рассказал мне товарищ, занимавшийся компьютерным бизнесом. Поэтому твоя честность никого не интересует! На нас, частных предпринимателей, государственные чиновники смотрят как на коров, которые можно бесконечно доить".
А "доят" практически все, кто хоть имеет какую-то власть, пусть даже в маленьком районе. С бизнесмена (мелкого, среднего, крупного) снимают кожу, кроме того, пожарники (проверяющие доказывают, что помещение не соответствует нормам пожарной безопасности и, естественно, опечатывают его), сотрудники санэпидемстанции (мол, санитарной гигиены нет), электрики (неправильно проведена электропроводка!), участковый милиции (не соответствует правилам общественного порядка). Свои требования могут предъявить органы водоснабжения, теплоцентрали и жилищно-эксплуатационных контор, связисты, а также территориальная (муниципальная) администрация.
По мнению предпринимателей, до сих пор сохраняется прессинг со стороны контролирующих и проверяющих органов. Согласно социологическим данным 1998 года, 40% респондентов отметили, что они подвергаются проверкам ежеквартально, 30% - раз в полгода. Причем 64% полагают, что суды не способны разрешить конфликты и споры между предпринимателями и контролирующими органами. Кроме того, несовершенство системы налогообложения по отношению к предпринимателю, а также принятая система таможенных пошлин, усложненная процедура оформления лицензии и других документов, таможенного досмотра при ввозе-вывозе товаров существенно сдерживают развитие частного малого бизнеса. Уровень налогообложения, по мнению 72% опрошенных, явно завышен и не стимулирует не только производство, но и вынуждает скрывать часть прибыли.
Говоря о других проблемах малого бизнеса, то не меньшую озабоченность вызывает и диспропорции в развитии рыночных механизмов на уровне регионов. На отсутствие необходимых условий для свободной конкуренции указали 52% опрошенных, 69% считают, что не обеспечивается равный доступ к материальным, финансовым ресурсам. 66% респондентов отмечают факты вмешательства государственных и других органов в деятельность предпринимателей в случаях, не предусмотренных законодательными и нормативными документами.
Такая противоречивость государственной политики неизбежно проецируется на хозяйственную деятельность самих малых и средних предприятий. Так, в интересах минимизации налогообложения они стремятся к занижению показателей прибыли в отчетных документах, а то и вовсе работают без соответствующего разрешения (лицензии). В связи с этим в сфере малого и среднего предпринимательства формируется нездоровая среда. Так, 60% респондентов указывают на наличие бюрократии с вымогательством (каждый третий предприниматель отметил, что ему приходится давать взятки). Подобные ситуации наиболее часто возникают в налоговых и таможенных службах (46%), банковских учреждениях (40%) и правоохранительных органах (39% опрошенных). Складывается общее тенденциозное мнение, что предприниматель - "дойная корова", с которой можно получать "левые доходы". Поэтому, в свою очередь, бизнесмен вынужден скрывать свои доходы от контроля, чтобы затем расплачиваться "по мелочам" с контролерами.
Имеющаяся тенденция развития теневой сферы предопределена в правовой незащищенности предпринимателя: официальная, открытая хозяйственная деятельность фактически не дает ему надежной защиты, он несет такие же риски, как и нелегальный бизнесмен. Ошибки руководителей предпринимательских структур наказываются одинаково с преступлениями тех, кто сознательно ведет незарегистрированную хозяйственную деятельность.
Муниципальная администрация управляет рынком не только рыночными методами. Наиболее привычными для патриархально-кланового общества является прямое директивное указание, которое нельзя не исполнить. Предприниматель не сможет сдать балансовый отчет в региональную налоговую инспекцию, пока не перечислить энную сумму в какой-нибудь фонд, сформированный хокимиятом якобы для оказания помощи бедным, пострадавшим от стихийных бедствий и прочего. На самом деле этот фонд используется в большей части для других целей.
Борьба с коррупцией в силовых структурах
Милиция - одна из силовых структур, которая, по мнению многих экспертов, повержена влиянию коррупции. Чтобы получить должность или офицерское звание, нужно заплатить по неофициальным каналам, причем немалые суммы. Конечно, и должность, и ранг в последующем позволяет милиционеру получать неофициальные доходы, таким образом, восстановить затраты. Наиболее популярными в узбекском МВД являются службы дорожной полиции (ГАИ - государственная автомобильная инспекция) и борьбы с рэкетом и коррупцией.
Быть милиционером ГАИ, значит, иметь хорошие доходы. Волшебная палочка, какой является полицейский, светящийся в темноте жезл, приносит в день столько денег, сколько милиционер официально зарабатывает за один-два месяца. И ему платят практически все водители, так как лучше отдать мзду, чем иметь неприятностей. А ведь, как говорит пословица, милиционер может докопаться даже до столба. Гаишнику, даже неопытному и молодому, достаточно найти несколько причин для задержания: нет огнетушителя, не привязаны у пассажиров ремни безопасности, отсутствует медицинская аптечка, "лысые" протекторы, и вообще, корпус грязный. Борцу за правду дорожный инспектор нагло заявит, что тот превысил скорость и создал аварийную обстановку. И покажет радар с фантастической цифрой, даже, если захочет, приведет свидетелей. Конечно, у водителя, мало знающему свои права, возникнет желание поскорее разрешить эту проблему. И единственным путем для этого станет взятка. "Высокие договаривающие стороны" быстро найдут размер, который удовлетворит обоих. Кстати, социологические опросы показали, что 2/3 водителей постоянно держат для подобных "контактов" определенную сумму денег. Впрочем, дорожный полисмен возьмет взятку и натурой, то есть продуктами питания, одеждой, всем, что вызовет у него интерес или принесет пользу семье. Бывали случаи, когда провинившийся водитель занимался физическим трудом на даче милиционера или стройке его дома.
Но если человек не пожелает расстаться с водительским удостоверением - а такое тоже бывает, - то ему долго придется разбираться в различных инстанциях, доказывать свою правоту. В большинстве случаев он ничего не добьется, кроме собственной головной боли. Честь мундира в правоохранительных органах превыше всего, и там не любят выносить сор из избы. Нужно заметить, что сотрудник дорожной полиции - чин, уважаемый в обществе, поскольку связан с получением больших неофициальных доходов. Отец-гаишник может накормить детей, выдать замуж дочь, купить автомашину, построить дом - и это все за счет незадачливых водителей. Поэтому и должность стоит соответствующим образом.
Не мене доходная служба в управлении МВД по борьбе с коррупцией и рэкетом. Все, кто хоть раз сталкивался с этой структурой, говорят, там одни бандиты, только в фуражке. Коррупцией занимаются, как это не странно, сами коррупционеры и действуют они уголовными методами. Мой товарищ, который побывал там, рассказал, какому моральному и физическому давлению и унижению он подвергался, как из него выбивали показания против себя и товарищей. "Я подписал все бумаги, затем продал квартиру и автомашину, лишь бы отделаться от них, и теперь никогда не займусь бизнесом", - боязливым голосом добавил он. Я не узнал друга, прежде жизнерадостного и веселого человека, которого мучили в милиции за то, что в фирме-партнере кто-то допустил финансовую оплошность. А отвечать заставили всех, кто прямо или косвенно был связан с этой компанией. Это называется круговая проверка, когда допросу и аресту подвергаются все предприниматели, которые в течение какого-то времени были партнерами или участвовали в одной хозяйственной операции. Поводом для проверки может стать даже нечеткая роспись, бледная печать и др.
Стоит добавить, что нелегальные доходы можно заработать и в других подразделениях милиции. Патрульно-постовая служба, служба охраны общественного порядка - тоже источник дохода. Я не раз беседовал с людьми, которых задерживали за то, что они не понравились милиционеру. Используя предлог - предъявить удостоверение личности, милиционер останавливает прохожего, незаметно (иногда и открыто) закидывает в карман ничего не подозревающей жертве пакетик с наркотиками или два-три патрона, а затем объявляет, что он преступник. Естественно, на беднягу сразу накидывается свора милиционеров, его обыскивают, и при свидетелях извлекают "вещественные доказательства". А если возмущенный человек начнет сопротивляться и требовать справедливости, то ему его "права" зачитают с помощью резиновых дубинок в отделении милиции, куда его доставят как опасного рецидивиста. А провести ночь среди уголовной братии, или злых "ментов" пожелает только мазохист. Причем, там же произойдет торг: или сидишь за наркотики, или несешь энную сумму денег. Последнее предложение принимается жертвой чуть ли не с восторгом и радостью. Получив баксы, жертва отпускается на свободу.
Как заявляют обыватели, в милиции найти честного сотрудника также трудно, как среди мусульман Ирана или Пакистана любителя свинины. Такое же положение и в таможне, прокуратуре. Проблема коррупции в органах достигла таких масштабов, что Президент Каримов вынужден летом 1998 года был заявить: "Глубоко заблуждается тот, кто думает, что работа в правоохранительных органах позволяет ему преступить закон и при этом остаться безнаказанным. Любое преступление, совершенное работниками органов, призванными стоять на страже законности и порядка, - это удар по престижу самих органов, удар по структуре власти… и меры наказания по отношению к ним будут самые суровые".
Между тем, следует признать тот факт, что суть негативных явлений в системе власти, сложностях экономической ситуации в стране.
Узбекская модель теневой экономики
Власти долгое время официально не признавали наличия в стране теневой экономики. Об этом запрещалось писать в печати, сообщать в других средствах массовой информации, даже проводить каких-либо серьезных научных исследований. Считалось, что это явление присуще только России и другим странам. Однако узбекская теневая экономика продолжала существовать и набирать обороты, не зависимо от мнения правительства. Любой человек, желающий купить или продать иностранную валюту, шел не в официальные обменные пункты, а на рынок, только валютный. И там, иногда на глазах милиции, обменивал по черному курсу, который в три-четыре раза выше официального . Между тем еще в 1995 году тогдашний министр финансов Б.Хамидов с пеной у рта доказывал журналистам, что черного валютного рынка нет, и от этого становилось смешно. Ведь позиция министра была понятной: стоит ему официально признать теневую экономику (то есть то, чего на свете нет), как он может иметь серьезные неприятности. Но об этом знало все население, само правительство и международные организации. Только существующее положение всех устраивало.
Только люди иногда смотрели на огромные здания, построенные на скромную зарплату каким-нибудь заместителем районного прокурора или начальником налоговой службы, или хокимом, то понимали, такое можно добыть только неправедным путем. Была выявлена закономерность: чем короче время службы ответственного лица на посту, тем быстрее и побольше он желает "захапать". Стали обыденными взятки в дошкольных учреждениях, техникумах и высших учебных заведениях. Без неофициальных доходов от пациентов не обслуживали врачи в больницах, не проводились операции. Нельзя было добиться планового ремонта квартиры, крыши, трубопровода или электросчетчика у жилищно-эксплуатационной конторы, если не сунуть работнику нужную сумму (это при обязательных ежемесячных выплатах за услуги ЖЭКу). Это было, в тоже время понятно, ведь высококвалифицированный врач получает официальную зарплату в размере 3000 сумов (или 7 долларов США) в месяц, а проводимая им операция негласно им оценивается, например, аппендицита в 100 долларов, а перитонита - 500 долларов. А что говорить о педагогах, чей труд оценивается в 10 долларов даже при наличии ученой степени?
При низком социальном положении теневые отношения играют не последнюю роль в человеческом сознании, а кое-где даже становятся ведущими в мотивации поведения. Так, к слову, врач ждет пациента не для того, чтобы оказать медицинскую услугу, а чтобы выбить деньги, а преподаватель с трепетом ожидает экзамена, на котором он соберет со студентов "дань".
Но когда теневая экономика стала столь заметной и большой, что скрывать факт ее функционирования в узбекской экономике уже не было смысла, только тогда и то в дозированном смысле народу стали сообщать об отдельных негативных фактах. Более того, президент И.Каримов даже в своей книге "Узбекистан на пороге XXI века. Угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса", вышедшей в свет в 1997 году, признал, что коррупция и теневая экономика существует в стране и оказывает реальное воздействие на общество. "Наличие в обществе криминальной "теневой экономики" порождает организованную преступность, в разлагающую сферу влияния которой попадают и представители властных государственных структур различных звеньев и различного уровня. Возникает коррупция, которая сопряжена, прежде всего, с использованием возможностей государственной службы для содействия или прямого оказания помощи организованным криминальным структурам. А это уже прямая угроза безопасности и стабильности в обществе в силу тех негативных последствий, которые несут обществу преступность и коррупция", - таково было мнение главы узбекского государства .
Стоит привести точку зрения зарубежных исследователей относительно развития теневой экономики в Узбекистане. По данным международной организации Transparency International, специализирующейся на борьбе с коррупцией, в 1999 году Узбекистан вошел в пятерку самых коррумпированных стран мира, пропустив вперед только Камерун, Нигерию, Индонезию и Азербайджан . Более того, в опубликованном докладе международной консультативной группы "Контрол рискс групп" отмечается, что "западный бизнес теряется перед вспышкой коррупции, отмечаемой в республиках бывшего СССР". Список, составленный на основе опроса мнений руководителей крупнейших компаний Великобритании, США, Германии и Скандинавских стран, возглавила Россия. Вслед за ней идут Нигерия, Украина, Азербайджан, Узбекистан, Гана и Казахстан. Замыкают десятку Болгария, Иран и Югославия. Согласно "Контрол рискс групп", каждые два из трех зарубежных проектов не реализуется в этих странах из-за того, что западные фирмы отказываются давать взятки.
Тень в зеркале официоза
Министерство макроэкономики и статистики Узбекистана в начале 1998 года стала проводить активные исследования по определению размеров теневой экономики и влиянию на официальный сектор. Итоги докладывались Совету безопасности при Президенте Республики Узбекистан. К сожалению, цифры остались засекреченными и обнародованы не были. Чиновники, видимо, посчитали, мол, нечего пугать население. Между тем, там давались расчеты доходов теневой экономики от проституции, доля нелегальных расходов предпринимателя на проведение операции через биржу и многое другое. С другой стороны, рядом частных экспертов были проведены собственные исследования, которые показали, что объем сегодняшней теневой экономики достигает 37,1%, тогда как в 1996 году она равнялась 39,9%. Однако есть версии, что ее реальный объем достигает 50% и выше, то есть в этом смысле Узбекистан не далеко ушел от криминальной России, хотя условия и причины их зарождения и развития несколько отличаются друг от друга.
По другим данным можно было определить долю серой экономики - так называемого неформального сектора, в котором действуют лица, не зарегистрированные в налоговых службах, не имеющих необходимых прав и лицензий, но оперативно работающие на рынке. Министерство макроэкономики и статистики республики подсчитало, что объем услуг, оказанный этим сектором в 1997 году, составил 15 млрд. сумов (или 1,51% ВВП), который возрос, по оценкам экспертов, в 2 раза по сравнению с прошлым годом.
Объем услуг, оказанных предпринимателями, которые, в свою очередь, не зарегистрированы в налоговых органах, оценивается в пределах 9,5% всех услуг, оказанных индивидуальными продавцами только в декабре 1997 года, и составляет около 61 млн. сумов, а всего за прошлый год эта цифра достигла 3,9 млрд. сумов или 0,39% ВВП страны. Как считают узбекские эксперты, наиболее высока доля незарегистрированных в общей численности физических лиц, предоставляющих платные услуги населению в воспитании детей дошкольного возраста (53,8%), строительстве индивидуальных жилых домов (43,7%), обучения населения - репетиторство (43,1%), сдаче жилья за проживание (43,1%), ремонте жилищ (36%).
По экспертным оценкам, потенциальный размер недопоступивших в бюджет страны налогов от физических лиц, занимающихся оказанием услуг населению без официального разрешения, составил около 220 млн. сумов (или 1,2 млн. долларов США по курсу черного валютного рынка), а от торговли - 1 млрд. сумов (5,5 млн. долларов).
Конечно, это мизер, ведь в реальности теневые услуги не поддаются реальному учету. А как можно учесть доход рабочей силы на нелегальных биржах труда, куда стекаются значительное невостребованное число специалистов и незанятых в труде людей. Там расчеты за отработанный день, например, при строительстве дома, возделывании огорода, воспитании детей оплачивается "налом" (то есть наличными деньгами) и без всяких подоходных отчислений.
Теневой экономике быть или не быть?
Гамлетовский вопрос для Узбекистана является открытым. Сказать, что государство активно борется с этим негативным явлением, значит пустить пыль в глаза. Ведется чистка аппарата от тех лиц, которые перестали устраивать руководителей, которые чрезмерно стали "хапать" народное добро и при этом не делиться. Ведется борьба со старушками, которые выносят на улицу продавать самсу , не имея на это лицензии. Продолжают ловить граждан, подозрительных для милиции. Иногда задерживают опасных преступников (об этом тогда показывают по телевидению). Но коррупция была и, как считают некоторые эксперты, будет существовать, поскольку благодатная почва позволяет ей расти и набирать силу. И даже президенту справиться с ней не по силам.
По мнению отдельных специалистов, расцвет теневой экономики определяется чрезмерным вмешательством государства в экономику, что создает благоприятную среду для преступных элементов, они наживаются за счет народа. Здесь получается, что государство выступает в роли нанимателя, потребителя, регулятора и производителя, а в этом случае коррупция неизбежна. Чиновники высокого ранга используют госказну в личных целях, а непосредственные подчиненные ищут побочный доход, вымогая взятки за любые мелочи, входящие в их служебные обязанности.
Метлой по коррупции
Начиная чистку в правоохранительных органах, президент Каримов, прежде всего, уделил внимание работе дорожной полиции. 14 ноября 1998 года узбекское правительство издало постановление, которое называлось "О мерах по повышению ответственности работников Государственной автомобильной инспекции МВД" , которое в преамбуле гласило, что "в последнее время со стороны работников Государственной инспекции при исполнении ими служебных обязанностей допускаются случаи грубости в отношении участников дорожного движения, нарушения их прав, превышение полномочий". Вопрос стоял не только об усилении ответственности милиции перед гражданами и государством, но и комлектовании ее кадров, а также осуществления "постоянных неофициальных проверок за служебной деятельностью работников ГАИ оперативными службами МВД совместно с работниками Службы национальной безопасности".
Другим путем стало разделение функций административно-территориальных организаций и правоохранительных органов в осуществлении контроля над экономическим процессом в стране. 19 ноября Президент Ислам Каримов издал Указ "Об упорядочивании организации проверок хозяйствующих субъектов". Согласно этому документу, упорядочивались проверки, сокращалось их количество, устранялись факты параллелизма и дублирования проверок, осуществляемых различными контролирующими органами, не допускалось их необоснованное вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий, наносящего экономический ущерб. В интересах защиты законных прав предпринимателей устанавливалось, что ревизия финансово-хозяйственной деятельности предпринимательских структур осуществляется в плановом порядке не чаще одного раза в год только по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов.
Дополнительные проверки возможны только при расследовании уголовных дел.
Самое главное, не допускается проведение горизонтальных проверок и ревизий,а проведение встречных проверок в других хозяйствующих субъектах допускается только в их части взаимоотношений с объектом проверки. То есть, говоря нормальным языком, если проверяют предпринимателя "А", то его партнера по бизнесу - "Б" -могут проверить только в части его контактов с "А", но не саму организацию, что бывало раньше. Кроме того, прокуратура, МВД и СНБ могут осуществлять ревизии только в порядке следствия по возбужденному уголовному делу. То есть "силовик" не может прийти по жалобе или по собственному желанию к бизнесмену и начать активный поиск компраматов .
Большую помощь Президент, как он не раз заявлял, ожидает от четвертой власти - прессы. Его мнение, что "средства массовой информации, призванные создавать общественное мнение по поводу таких важных дел, анализировать разные стороны жизни, к сожалению, не полностью используют предоставленные им права", с одной стороны не лишены смысла. Стоит вспомнить, как российская газета "Совершенно секретно" смогла свалить с поста такого зубра, как член Совета безопасности России, министр юстиции Ковалев, уличив в криминальных связях, а телевидение - Генерального прокурора Ю.Скуратова.
Если Президент ищет поддержки у прессы как открытое оружие против коррупции, то он выбрал правильное направление. Однако не существующая согласно Конституции Узбекистана, но реально функционирующая цензура, не дающая простору творчества и развития средств массовой информации, запрещающая освещать многие сложные и важные аспекты жизни страны, говорят либо о лицемерии главы государства, либо о проведении очередной кампанейщины с целью показать, кто есть хозяин.
Как говорит пословица, на то и щука в озере, чтобы карась не дремал!
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |