Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
4 марта 2002
Появилась информация о возможном присутствии американских военных в Грузии. Как Вы можете оценить стратегические последствия этой ситуации?
Стратегические последствия этой ситуации - дальнейшее проникновение мировой сверхдержавы на постсоветское пространство. Еще несколько лет назад это казалось невозможным, однако теперь совместные усилия по борьбе с терроризмом в Афганистане уже привели к тому, что американские базы начинают размещаться на территории Таджикистана, Киргизии, Узбекистана. Теперь же речь идет о Кавказе, речь идет о зоне Панкисского ущелья, а может быть, не только Панкисского ущелья, потому что, я не думаю, что американские советники, о которых пока идет речь, ограничат свое пребывание исключительно Панкисским ущельем. Я не вижу в этом ничего хорошего для России. Свои проблемы во взаимоотношениях с Грузией лучше было бы решать без посредничества американцев. К тому же, я хочу заметить, было бы большой наивностью полагать, что американцы теперь на все 100% разделили опасения России, связанные с Чечней в то самое время, продолжая встречаться с эмиссарами чеченских боевиков в Вашингтоне или в других столицах государств – членов НАТО. Мне кажется, война в Чечне теплится еще до сих пор благодаря тому, что мировая сверхдержава критически относится к действиям России в Чечне. Потому что азиатские и мусульманские союзники США, такие как Турция, Саудовская Аравия оказывают по официальным и неофициальным каналам всяческую помощь сопротивлению в Чечне. До недавнего времени в эту цепочку была вовлечена и Грузия, иначе как бы появилась вся проблема в Панкисском ущелье. Эта проблема возникла, как следствие решения грузинского руководства принять участие в складывающейся антироссийской коалиции на Кавказе, как следствие желания Грузинского руководства заиметь козырь в отношениях с Россией, рычаг давления на Россию, пригласив на свою территорию чеченских боевиков. Рычаг давления на Россию Грузии официальной необходим хотя бы для того, чтобы разменять этот козырь на новую роль России в зоне грузино-абхазского конфликта. С самого начала Грузия настаивала на том, чтобы Россия сама, действиями своих миротворцев подталкивала Абхазию к возвращению в лоно Грузии. Мы против этого выступали, мы ссылались на документ, подписанный всеми сторонами в 94 году, который называется “Мандат миротворческих сил”, а теперь такое впечатление, что более слабый шантажирует более сильного и добивается определенных подвижек. В частности, в программу неофициального саммита руководителей стран СНГ в Алма-Ате включен вопрос об изменении мандата миротворческих сил в Абхазии. Так что, мне кажется, что если мы будет достаточно глубоко рассматривать ситуацию в этом районе, то никаких поводов для эйфории по поводу очередного совпадения американских и российских интересов в борьбе с терроризмом у нас не должно быть. А сегодня такая эйфория, может быть не от хорошей жизни, звучит в словах некоторых наших неофициальных деятелей, например, в сегодняшнем интервью РИА “Новости” заместителя руководителя аппарата правительства Алексея Волина, в сегодняшнем интервью спикера Совета Федерации Сергея Миронова, некоторых других сенаторов. Это очевидная глупость - думать, что американцы приходят в этот уязвимый район для того, чтобы помочь России справиться с его собственными проблемами. Американцы приходят туда для того, чтобы контролировать. Американцы 10 лет помогали Югославии и республикам бывшей Югославии, и результатом этого было полнейшее расчленение Югославии и череда очень громких скандалов, а в конечном счете, военная агрессия, осуждение, попытка осудить Милошевича Гаагским трибуналом. Если мы немного подумаем о том, чего стоит американская помощь в сложной ситуации, о том, как она продемонстрирована на примере соседней Югославии, то, мне кажется, у нас не будет повода для того, чтобы говорить об американской благотворительности в зоне Панкийского ущелья.
Достаточно напряженная ситуация складывается в Крыму, связанная выборами. Можно ли говорить о том, что Киев принимает меры для понижения российского влияния в этом районе?
Я думаю, то, что происходит в Крыму можно рассматривать как испытание на прочность этих пресловутых новых российско-украинских отношений. Сами эти новые российско-украинские отношения, потепление между Россией и Украиной возникло как следствие того, что Россия пришла на выручку Президенту Кучме во внутриполитическом кризисе. Владимир Путин своим желанием пойти на уступки Леониду Кучме в запутанных двусторонних вопросах разомкнул складывающееся в прошлом году кольцо международной изоляции. Но теперь все это в прошлом. И Украина, как и Крым, идет на выборы 31 марта. И вот в этих условиях в понедельник центральный районный суд города Симферополя снимает с дистанции, отменяет регистрацию нынешнего председателя Верховного Совета автономии Леонида Грача – лидера и фаворита избирательной гонки. Леонид Грач - не просто один из кандидатов на выборы, он еще и возглавляет блок, он так и называется “Блок Леонида Грача”. В ходе этой избирательной кампании это блок сторонников компартии Крыма, которая в большинстве своем русскоязычная и выражают особое отношение к русскому пролому Крыма и особое свое внимание к русскому языку и к русскому влиянию в Крыму. Леониду Грачу принадлежит фраза, что тело Крыма принадлежит Украине, а душа и сердце по-прежнему России. В устах этнического украинца, которым является Леонид Грач – это достаточно смелое заявление. К тому же, хочу заметить, Леонид Грач единственный на Украине, выбранный населением, хоть и путем двухступенчатых выборов, руководитель региона. Нигде на Украине, за исключением Крыма, глава области не выбирается населением, везде назначается президентом. Только в Крыму выбирается парламент, который выбирает своего председателя. Вот, таким председателем с 98 года является Леонид Грач. И как раз с 98 года в Крыму начали развиваться позитивные процессы, стали приходить инвестиции, в том числе и из России, вернулись отдыхающие. То есть был период относительной экономической стабильности, экономического подъема в Крыму. Сегодня все это под вопросом, потому что, конечно, этот ход со снятием Грача, по общему мнению киевских и московских экспертов-аналитиков не мог быть предпринят без прямого давления со стороны Киева. Да, и сам Леонид Грач достаточно ясно об этом говорит, и публично, и в частных беседах. Более того, конкретно указывается на главу администрации Президента Украины Владимира Литвина, который накануне, в пятницу и субботу был в Крыму и, как кажется многим, дал отмашку на решение суда. Суд в Крыму, суд в Украине, суд в России абсолютно беспристрастным и объективным не назовешь. Что касается конкретно этого суда, то жена судьи работала у главного оппонента Леонида Грача, у бывшего премьера автономии Сергея Куницына. Очевидно, что все происшедшее – расплата за вот такую пророссийскую ориентацию спикера украинской автономии и доказательство того, что слова о дружбе, сотрудничестве, партнерстве, слова о единственной пророссийской ориентрации, которая теперь есть у Украины, (на прошлой недели Леонид Кучма об этом сказал) являются не больше, чем словами. Это очень тревожно, и, мне кажется, заставляет переоценить события недавнего прошлого, заставляет переоценить кое-какие жесты, которые со стороны России по отношению к Украине сделаны, в том числе подписание прощения долгов и отсрочки платежей за газ и т.п. Так что мы просто не можем быть безразличны, равнодушны к происходящему в Крыму, где около 70% русского населения и около 80%, 90% населения русскоязычного. Если мы будем безучастно следить за происходящим в Крыму, то Крым в недалекой перспективе просто превратится в новое Косово, станет полем для экспериментов крымских татар и их политически активного меджлиса. Они взвинчивают напряжение. Сегодня в ответ на снятие Грача состоялось решение Избиркома Крыма о снятии 30 других кандидатов с выборов в Крыму, в числе которых оппоненты Леонида Грача. По всему Крыму происходят митинги. В Симферополе разбит палаточный городок. Такое впечатление, что мы возвращается в 94-95 года. Либо Кучма не контролирует уже ситуацию, и его собственные чиновники, глава его собственной администрации, который, кстати, возглавляет предвыборный блок “За единую Украину”, уже считают Кучму недостаточно действующим Президентом, доживающим свой срок Президентом, либо сам Кучма лукавит, и есть серьезные основания говорить, что так оно и есть, потому что на все призывы вмешаться, следуют какие-то смешные объяснения, что он только что узнал, с кем не бывает, и все прочее.
Вопрос к Вам как к директору института стран СНГ. Играет ли интернет сколько-нибудь заметную роль в интеграционных процессах между странами СНГ и существуют ли какие-либо программы, направленные на то, чтобы заставить интернет работать в этом направлении?
Интернет является инструментом открытого общества. Мне кажется, что в тех условиях, в которых живут наши соотечественники в иных странах СНГ, интернет для них является открытым окном, возможностью получать более объективную информацию. Потому что назвать объективной ту информацию, которая публикуется в где-нибудь в Средней Азии или в Закавказье, нельзя. К тому же, информационное присутствие России в поле соседей по СНГ все время сокращается и сокращается целенаправленно. На Украине это приобрело характер государственной политики, впрочем, не только на Украине, в Казахстане, в Грузии и так далее. Поэтому интернет – это возможность, возможность эту можно использовать и нужно использовать, на самом деле, мы и используем. Скажем, наш институт дважды в месяц выпускает свой бюллетень, обновляет его, у нас активно работающий сайт в интернете, и наш диалог со многими в ближнем зарубежье, которым мы в основном занимается, как раз происходит через интернет.
Совсем недавно закончилась Олимпиада в Солт Лейк Сити. Как известно, Москва претендует на проведение Олимпиады 2012 года. Как Вы считаете, каковы шансы столицы на победу в конкурсе городов, претендующих на право проведения Олимпиады?
При нынешнем отношении МОК и при нынешнем уровне компетентности наших спортивных чиновников приходится в этом сомневаться, конечно. Меня неприятно поразило то, что руководители нашего спорта оказались такими беззубыми и бессильными в Солт Лейк Сити. А еще больше удивило то, что они собственные недостатки попытались утопить в череде трескучих заявлений, каждое из которых было сделано с огромных опозданием после того, как все уже стало свершившимся фактом. Не надо было демонстрировать такую толерантность и гибкость, принуждая нашу пару вслед за канадцами вторично подниматься на первую ступеньку пьедестала, а, сделав это, через какое-то время не надо было смешить весь мир своим уходом с Олимпиады, если эти руководители сами не собирались этого делать. Вот, мне кажется, отсутствие последовательности, суета и неумение профессионально защищать интересы российского спорта, вот, это главный вывод из работы в Солт Лейк Сити, на фоне, конечно, деградации нашего спорта вообще, которую трудно связать только со злой волей чиновников, а нужно связать с общим упадком нашей культуры, нашей экономики, с недостатками финансирования и так далее. Поэтому, лично у меня убавилось оптимизма по поводу возможности решения в пользу Москвы вопроса о проведении Олимпиады. Хотя, я уверен, если бы такое решение было принято, Москва достойно приняла бы Олимпиаду, как минимум, не менее достойно, чем это было в 1980 году, и что было на моей памяти.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |