Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Украина. Ру. 11 марта 2002
Визиты западных наблюдателей (которые накануне выборов в Верховную раду зачастили в Киев с грозными предупреждениями о недопустимости нарушений во время предвыборной кампании) поставили администрацию Кучмы в весьма сложное положение.
С одной стороны, невозможно представить себе, что чиновники всех уровней, которые входят в блок "За ЕдУ!", не будут работать на победу своего блока. С другой - Запад может объявить выборы сфальсифицированными, что грозит не только лишь большим международным скандалом. Официальный Киев пытается просчитать своих западных партнеров по геополитическому покеру.
Достоверно известно, что у Запада есть на руках козыри в виде показаний украинского экс-премьера Павла Лазаренко и записей Мельниченко. Однако выложат ли эти козыри на стол? Последствия в виде международной изоляции Украины (но только не со стороны России) или и того круче в виде дестабилизации политической обстановки в крупнейшей европейской стране - пугают Запад точно так же, как и украинские власти.
Похоже, что в этой деликатной ситуации у части чиновников президентской администрации родилась спасительная идея о том, как пройти между Сциллой поражения на выборах и Харибдой "белградского варианта".
В ходе визитов таких именитых гостей, как экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт и заместителя госсекретаря Полы Добрянски, весьма отчетливо прозвучали обвинения в адрес властей со стороны лидера блока "Наша Украина" Виктора Ющенко. Г-н Ющенко неоднократно заявлял о том, что против него используется административный ресурс. Примеры тому - отказ в предоставлении помещений для встреч с избирателями, заклеивание рекламных бигбордов и уничтожение листовок блока "Наша Украина". Сюда же относится и отказ в предоставлении лидеру "НУ" прямого эфира на региональных телеканалах. Для удобства работы западных наблюдателей на сайте блока "Наша Украина" рубрика "Злоупотребление на выборах" теперь имеет англоязычный вариант.
В связи с этим напрашивается простой вывод: Запад будет оценивать честность и прозрачность парламентских выборов исключительно по поведению Ющенко - если лидер "НУ" будет удовлетворен результатами выборов, то и Запад признает их легитимность (хоть радикальная антикучмовская оппозиция будет перед зданием ООН акты самосожжения устраивать). Наблюдатели отмечают, что Запад практически открыто подталкивает Киев в объятия Ющенко. В этом плане администрации президента сегодня гораздо проще кулуарно договориться с лидером "Нашей Украины" о некотором полюбовном разделе части депутатских мандатов за спиной (и за счет) оппозиции (Мороза и Тимошенко), чем рисковать своим международным имиджем.
И такие договоренности, вероятно, уже имеются. Например, по данным зампредседателя Комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Вячеслава Игрунова, "Наша Украина" и "ЗаЕдУ!" разделили между собой мажоритарные округа в Житомирской области, чтобы избежать конкуренции.
Вообще, точек соприкосновения между властью и Ющенко, как известно, предостаточно.
Еще до начала избирательной кампании некоторые политологи высказывали мнение, что идея блока "Наша Украина" (точно так же, как и "За единую Украину!", и "Женщин за будущее") родилась в администрации президента. И поэтому Виктор Ющенко никогда не переступает грань, за которой начинается не показная, а реальная оппозиционность к Кучме (сие, правда, ему не мешает активно использовать фактор западного давления на официальный Киев - "геополитический админресурс" - в жесткой конкурентной борьбе за админресурс украинский). Характерно, что не так давно в "Киевском телеграфе" был опубликован рейтинг управляемости украинских политиков со стороны президента, в котором Виктор Андреевич оказался на почетном третьем месте, пропустив вперед Владимира Литвина и лидера "Женщин" госпожу Довженко.Впрочем, на этот вопрос можно посмотреть и с другой стороны. Как сказал автору один достаточно крупный чиновник украинского правительства, в среде высшей киевской бюрократии весьма распространена ностальгия по временам, когда между Украиной и Западом отношения были "не разлей вода". "Кредиты, транши, помощь просто какая-то - бери не хочу. Сейчас, конечно, уже не то", - говорит он. По словам собеседника, паразитизм на западной финансовой помощи, а также на посредничестве в распродаже украинской собственности транснациональным корпорациям, по-прежнему остается голубой мечтой очень значительного класса украинских госслужащих. И именно они составляют сильный лоббистский ресурс Ющенко и его блока в структурах власти.Посему списывать экс-премьера в глухую оппозицию режиму очень даже преждевременно. Он по-прежнему может рассматриваться как один из возможных вариантов "преемника".Правда, такой вариант никак не устраивает еще одну мощную лоббистскую группировку в Украине - крупные отечественные финансово-промышленные группы, которые небезосновательно опасаются передела в пользу американских и европейских компаний ключевых украинских рынков и активов после прихода к власти откровенно прозападных сил. Собственно, исход борьбы между "национальной буржуазией" и "компрадорской бюрократией" в конечном итоге и определит кандидатуру нового президента страны.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |