Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
А.Фадеев
В последнее время все явственнее становятся черты новой политики западного сообщества в отношении России и Белоруссии. Практически, оба государства столкнулись с цепью внешнеполитических вызовов, главной целью которых является их “маргинализация”, как в рамках европейского региона, так и в мировом масштабе. Недавний односторонний выход США из Договора по противоракетной обороне (ПРО) стал не только очередным ударом для Кремля, но и публичным актом унижения президента и правительства Российской Федерации, учитывая тот факт, что два десятилетия руководство США не решалось приступать к строительству своего антиракетного комплекса. Сегодня сам выжидательный характер внешней политики России и пассивная позиция Кремля и Смоленской площади, проявляемые даже в сфере чисто российских интересов на мировой арене, привела Вашингтон к мысли, что с Россией можно совершенно не считаться.
Непродуманная союзническая политика России, ее флирт с заокеанским партнером в борьбе с “мировым терроризмом” (явлением, которое на самом деле не существует в реальности) уже привели к военному присутствию и обустройству военных контингентов США и НАТО на постсоветском пространстве - в Средней Азии и в Грузии, а также в непосредственной близости от южных границ РФ и ее воинских частей в Таджикистане – в Афганистане. На очереди, как можно предположить, создание военных баз США в Молдове и Украине, которые замкнут южный пояс безопасности НАТО, что встретит (в лучшем случае) вялое противодействие Кремля, а, скорее всего, очередное дежурное подтверждение курса на невмешательство в дела суверенных стран. Кроме того, Калининградский эксклав в самой недалекой перспективе будет отрезанм от России не только визовыми, экономическими и таможенными границами, но, с принятием Литвы в НАТО, вообще окажется во враждебном окружении стран Альянса.
Очевидно, что одновременно с “капсулированием”, изоляцией и удушением Калининградской области РФ аналогичные шаги будут осуществляться и по отношению к Белоруссии. Схема отрыва Белоруссии от Союзного государства, так и не созданного, правда, на практике, и организации ее международной блокады вполне просматривается уже сейчас. Она предусматривает объявление республики страной-изгоем, как государства, якобы, поставляющего оружие другим “террористическим” странам, группам и лицам, связанным с организациями террористов. Можно предвидеть, что новый статус мирового поставщика вооружений террористам будет закреплен за Республикой Беларусь через систему международного представительства и формализован в международно-правовом плане.
В этом случае России, в том числе и как стране, провозгласившей своим приоритетом борьбу с мировым терроризмом, ничего не останется, как только присоединиться к потенциальным санкциям ООН (ПАСЕ, ОБСЕ…) по организации блокады Белоруссии, предусматривающим ее международную и экономическую изоляцию, перекрыв ей, под рукоплескания мировой “демократической” общественности, энергетические, сырьевые и транспортные потоки, а также прекратив всяческие политические, военно-технические и экономические контакты. А там недалеко и до операции НАТО под флагом международных миротворческих сил “по принуждению к миру” страны-пособника террористов – Белоруссии…
Между тем, и у России, и у Белоруссии есть реальные возможности для того, чтобы избежать столь драматичного сценария. В военно-политическом аспекте обе страны в рамках Союзного государства могли бы предпринять ряд шагов по более тесному военному сближению, начав со строительства единой системы противовоздушной обороны. Более того, на первом этапе, учитывая расторжение США советско-американского Договора 1972 г. по ПРО и активное создание своей системы национальной противоракетной обороны (НПРО), Россия и Белоруссия могли бы приступить, в целях обеспечения безопасности белорусских границ, Калининградского эксклава, военно-морских баз российского Балтийского флота и западных российских регионов, к развертыванию союзной системы ПРО (СПРО) на территории Республики Беларусь, Калининградской, Псковской, Смоленской и Брянской областей РФ. Проведение этих оборонных мероприятий в сжатые сроки подразумевает использование технического потенциала, электронных комплексов обнаружения, наведения и боевых компонентов, включая ядерные головки противоракет, функционирующей много лет Московской региональной системы ПРО, уникальной с точки зрения практического воплощения самых передовых НИОКР в сфере ПВО-ПРО и не имеющей (пока) аналогов в мире. Кроме того, это был бы и адекватный ответ на заявленное Республикой Польша стремление разместить компоненты американской ПРО на кораблях польских ВМС.
Такая союзная система ПВО-ПРО стала бы реальным шагом к восстановлению стратегической стабильности в мире, купируя, в том числе, возможность нанесения первого авиационно - ракетного удара по территории союзной Белоруссии под любыми выдуманными предлогами. Кроме того, логика борьбы с терроризмом диктует России создавать такой противоракетный щит, способный перехватывать и уничтожать ограниченное число ракет, выпущенных группировками международных террористов с пограничных территорий или акватории Балтийского моря.
По линии развития европейской ассоциации, не учитывающей интересы России и Белоруссии, международно-правовые усилия союзной дипломатии можно сосредоточить на трех проблемах, способных отложить сроки принятия в члены ЕС или вообще воспрепятствовать вхождению отдельных стран “первой” и “второй” волны, граничащих с РБ и РФ, в Европейский союз. Например, Россия могла бы консолидироваться с борьбой Австрии и Германии против ядерной угрозы со стороны старых АЭС, в том числе, с борьбой за соблюдение мер ядерной безопасности на территориях центрально- и восточноевропейских стран-кандидатов на вступление в Евросоюз, имеющих атомные электростанции (АЭС). С этой точки зрения ядерная безопасность литовской Игналинской АЭС выглядит значительно ниже подобных АЭС в Богунице (Словакия) и Козлодуе (Болгария), которые ранее признавались в Европе проблемными. Россия и Белоруссия в этом контексте имеют веские основания требовать заморозить все политические и международно-правовые шаги по ассоциированию Литвы в евроструктуры по крайней мере до 2009 г., когда все старые реакторы Игналинской АЭС, постоянно несущие угрозу безопасности миллионам европейцев, будут окончательно остановлены и законсервированы.
Другой группой вопросов, которые могли бы рассматриваться в качестве основы для адекватного ответа изоляционистской политики по отношению к Калининградской области и РБ, выступают существующие проблемы стран-кандидатов, свидетельствующие о несоответствии их Копенгагенским политическим критериям членства в ЕС, – здесь речь, прежде всего, идет об отсутствии господства права, нарушении прав человека и национальных меньшинств (например, по отношению к русским и русскоязычным в Прибалтийских государствах). Данные проблемы необходимо поднимать на общеевропейском уровне, поддерживать практику рассмотрения дел русских и русскоязычных граждан в международных судебных инстанциях, привлекать к ним внимание европейской общественности. Если Турции много лет по этим основаниям отказывали в приеме в Евросоюз, то чем лучше ее в этом отношении Прибалтийские страны, где на законодательном уровне и на практике нарушаются права национальных меньшинств?
С другой стороны, Польша, уже получившая (начиная с 1990 г.) в рамках программ ФАРЕ и, затем, ИНТЕРРЕГ, а также по линии OLAF сотни миллионов евро, достигла лишь незначительных успехов по борьбе с отмыванием “грязных” капиталов, и сегодня продолжает оставаться одной из самых проблемных стран в Европе в плане поставок на Запад наркотиков и “живого товара” – проституток из ряда постсоветских государств, являясь своеобразными восточными воротами Старого континента для этих криминальных потоков. Помимо этого, Республика Польша представляет экологическую угрозу для Европы, продолжая активно загрязнять, наносить вред окружающей среде вредными выбросами своих предприятий по сжиганию отходов, выпадающими прежде всего на территорию приграничных Калининградской области и Белоруссии. Выброс канцерогенных диоксинов и фуранов польскими предприятиями превышает допустимый уровень в 860 раз (!), а выброс тяжелых металлов – в 600 раз (!).Кстати, из-за этого и в самой Польше не удается наладить производства экологически чистых продуктов питания. С этими вопиющими примерами нарушения общего экологического пространства РФ и РБ тоже необходимо решительно бороться совместными усилиями.
С Россией и Белоруссией в последнее время совешенно не церемонятся, представители США и других стран “демократического пула” все активнее пытаются установить свое политическое господство в регионах, непосредственно окружающих их. Поэтому, в соответствии с существующим международным правом, исходя из своих собственных государственных интересов, Россия и Белоруссия могут совместно и порознь предпринимать ответные, упреждающие меры, соответствующим образом выстраивая свою внешнюю политику. Требует срочного переосмысления политика партнерских отношений Российской Федерации со странами-союзниками по антитеррористическому блоку. Россия не должна стать заложницей международной борьбы США с терроризмом, слепо отдавая под их контроль зоны своих национальных интересов и пассивно выжидая пока у нее отнимут единственного союзника - Белоруссию.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |