Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Время MN,
29 мая 2003
Виталий Портников
Сегодняшний саммит Шанхайской организации сотрудничества призван продемонстрировать тот уровень доверия, который был достигнут в Центральной Азии.
И действительно, если вспомнить, насколько напряженной была обстановка в эпоху, когда по разные стороны границы стояли советские и китайские военнослужащие, нельзя не признать, что изменения произошли поистине кардинальные. Тем более что сейчас речь идет уже не о диалоге, а о многостороннем сотрудничестве весьма непохожих друг на друга стран и политических режимов.
И вновь, как и на каждом таком саммите, будет обращать на себя внимание отсутствие Туркмении. Сапармурат Ниязов - вообще не любитель присоединяться к международным организациям. Даже на ритуальные саммиты СНГ, которые уж наверняка ничего не меняют в политике участвующих государств, туркменский лидер прибывает далеко не всегда - и сейчас тот факт, что один из самых помпезных саммитов содружественных президентов проходил именно в Ашхабаде, воспринимается уже как воспоминание из давно ушедшей эпохи. Можно, конечно, возразить, что Туркмения тяготеет к двусторонним контактам и потому не стремится входить в ШОС. Но дело совсем в другом - в различных представлениях о безопасности, связанных с отличием в политическом устройстве. Все остальные государства Центральной Азии - и Китай, между прочим, и даже Россия - это страны, власть в которых уверенно себя чувствует только при условии консенсуса политических элит (или кланов).
А Туркмения - это владение одного человека. Ему будет хорошо - и всем будет хорошо. Решит он подружиться с соседями - чудесно. А решит поссориться с ними или обмануть - просто замечательно. Кто возразит - того покажут на большущем телевизоре исключительно ради самообъявления себя подонком и предателем нации. При этом даже невозражающие не могут чувствовать себя в безопасности: как раз накануне московского саммита президент Ниязов сместил с должности начальника генштаба генерала Сердара Чарыярова, обвинив его в пособничестве террористам. И никакого тебе неудовольствия военных или там переворота - все по-прежнему стабильно и замечательно.
Российские СМИ с волнением восприняли гневную филиппику председателя думского комитета по иностранным делам Дмитрия Рогозина, заклеймившего Ашхабад в пособничестве движению "Талибан" и наркотрафику из Азии. Российские парламентарии вообще отличаются удивительным талантом с изумлением неофитов воспринимать то, что всем остальным давным-давно известно. Да, Туркмения была одной из немногих стран, поддерживавших добрые отношения с талибами - именно этим и объяснялся ее отказ участвовать в антитеррористической коалиции. Но что самое интересное: эта позиция Ашхабада - не пускать американцев - встречала самую
горячую поддержку у части российского политического истеблишмента. Хорошо помню, как в эфире канала ТВЦ ее преподносил как образцовую другой депутат, Алексей Митрофанов, так что даже у хозяина студии - а им был, между прочим, Константин Затулин - сдали нервы и он стал интересоваться у Митрофанова, почему это притесняющий русских Туркменбаши должен нравиться ему только потому, что не впускает в страну американцев. Но во время недавнего визита президента Ниязова в российскую столицу стало ясно, что позиция президента Путина все же ближе к позиции депутата Митрофанова, чья старшая сестра как раз сейчас и займется в МИД защитой соотечественников в Туркмении, чем ко взглядам депутата Рогозина или политолога Затулина.
И это тоже легко можно понять. Президент в России - прежде всего высокопоставленный лоббист интересов кланов и группировок, составляющих российскую политическую и экономическую жизнь. И было бы странно, если бы Путин не позаботился об интересах "Газпрома", с трудом управляемого его протеже Алексеем Миллером. Другое дело, что в Кремле не ожидали от туркменского партнера такой прыти - согласившись на отмену договора о двойном гражданстве, президент России меньше всего мог рассчитывать на односторонние шаги своего недавнего гостя, выставляющие московские переговоры в явно неблаговидном свете. Если бы Ниязов хотя бы дождался процедуры денонсации соглашения, если бы вспомнил о том, что законы обратной силы не имеют, если бы вообще задумался, что для некоторых людей - даже если они президенты - репутация имеет значение... Но тогда не было бы ни золотой статуи, ни потемкинского благолепия туркменской столицы, ни Шихмурадова на большом экране - тогда Туркмения была бы совсем другой страной и ее гражданам совершенно не нужны были бы российские паспорта...
А так - что может противопоставить нахрапистости туркменского президента Москва? Осторожные заявления дипломатов, напоминающих, что хорошо воспитанные люди так не поступают? Гневную филиппику Рогозина и осуждающие выступления на парламентских слушаниях? А знают ли российские парламентарии, какое количество парламентских слушаний по ситуации в Туркмении провели их коллеги на Западе? Только что это изменило?
Для того, чтобы действительно что-то произошло, должна претерпеть серьезные изменения сама российская внешняя политика. Изначально не было ничего хорошего в сотрудничестве Туркменбаши с талибами. Как ничего особо хорошего нет и в не до конца проясненных туркменско-иранских отношениях, давно уже пугающих тех лидеров стран Центральной Азии, кто стремится к поддержанию светского характера своих государств и противостоит экспорту "исламской революции". Но в Москве предпочитали смотреть на все это сквозь пальцы, пока не начались стихийные митинги у российского посольства в Ашхабаде с сожжением портретов Путина. Действительно, неприятно, когда горят портреты. Но гораздо неприятнее, когда рвутся снаряды. А безопасность в Центральной Азии может быть обеспечена только совместными усилиями. И не столько совместными усилиями участников ШОС, сколько совместными усилиями России, Китая и США.
Потому что, если бы в Вашингтоне увидели, что в Москве на самом деле хотят что-то менять, там смогли бы объяснить турецким генералам, что невозможно без слез наблюдать за шалостями столь дорогого для них Туркменбаши. А если бы президент Ниязов - как в страшном сне - столкнулся бы с раздражением Москвы и Анкары, с расторжением контрактов, с оттоком капиталов, с демаршами дипломатов, он мгновенно повел бы себя по-другому. Он ведь гибкий, наш Сапармурат Атаевич, недаром набирался опыта на Старой площади. Но пока от имени Москвы говорит Дмитрий Рогозин, бывший инструктор ЦК КПСС может спать спокойно...
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |