Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Приднестровье,
13 мая 2003
В.Бондар
19-20 апреля в Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко проходила международная научная конференция на тему:
"Приднестровская государственность в контексте современного международного опыта федерализма".
Данный материал был представлен автором вниманию ее участников. Сегодня мы знакомим с ним всех наших читателей.
Окончательное урегулирование конфликта между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой предполагает не только усиление мер доверия, но и создание системы гарантий выполнения достигнутых договоренностей с целью недопущения рецидива конфликта. Понятно, что в создаваемой системе должны найти свое место дипломатические, политические, экономические, военные и другие составляющие этого сложного механизма. Предстоит разработать и апробировать методы их применения и взаимодействия исходя из местных, специфических условий и компонентов.
Наша цель в коротком сообщении остановиться лишь на одном - военном - аспекте гарантий. Собственно этот, еще не созданный, механизм уже приобрел свое предположительное название - "военно-гарантийная операция по урегулированию приднестровского конфликта".
Необходимость подобной операции, в особенности на так называемый переходный период, вполне очевидна. Сегодняшняя ситуация "холодной войны" между Республикой Молдова и Приднестровьем, длительное (более полугода) отсутствие переговорного процесса, непрекращающаяся экономическая, политическая, дипломатическая и иные блокады Приднестровья со стороны Молдовы, продолжающаяся "информационная война", наконец, проводящаяся усиленными темпами модернизация вооруженных сил Республики Молдова - все говорит в пользу такой операции. Да и примеры новейшей истории разрешения конфликтов доказывают возможность рецидивов не только самого конфликта, но и его военной фазы (недалекий пример Южного Йемена и Эритреи, наш собственный пример событий не только 1992 года, но и сегодняшних дней, когда руководство Республики Молдова практически отказалось выполнять все без исключения документы, подписанные между сторонами).
Рассматривая и обсуждая идею проведения военно-гарантийной операции, следует, на наш взгляд, опираться не только на мировой, но, в первую очередь, на свой собственный опыт. Миротворческая операция, проводимая с августа 1992 года в Приднестровье, оказала исключительно положительное влияние на все аспекты урегулирования, послужила базой начала и продолжения переговорного процесса.
Была найдена изумительная по красоте, абсолютно неожиданная по смелости замысла, удивительно простая по механизму исполнения формула, когда впервые в мировой практике проведение миротворческой операции было поручено конфликтующим сторонам. Вчерашние враги встали на защиту мира. Миротворческим подразделениям Российской Федерации была отведена роль посредников или, как иногда говорят, роль разделительной стороны. При этом формирование Объединенной контрольной комиссии (ОКК), объединенного военного командования (ОВК), института военных наблюдателей осуществлено на паритетной основе для всех трех сторон.
Все решения Объединенной контрольной комиссии и ее военного органа - объединенного военного командования - принимаются только методом консенсуса. Практически возможность применять "право вето" предоставлена любой делегации, независимо от того, это делегация Великой России или непризнанного Приднестровья.
За более чем десятилетие своей деятельности ОКК удалось не допустить резкого обострения ситуации, превентивными мерами предотвращались любые попытки провокаций и беспорядков. Зона безопасности круглосуточно контролируется миротворческими подразделениями трех сторон и четырехсторонними военными наблюдателями.
Немаловажным является и то, что комиссии удалось наладить плодотворное сотрудничество с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), подписав 21 июля 1994 года "Принципы сотрудничества между миссией ОБСЕ и ОКК в зоне безопасности". Условия этого соглашения действуют и сегодня. Позитивным шагом было присоединение в 1998 году к миротворческой операции и Украины через институт военных наблюдателей.
Подводя некоторые итоги деятельности ОКК и миротворческого процесса в целом, можно с уверенностью сказать, что наиболее четкой характеристикой этой деятельности является фраза из еженедельных докладов объединенного военного командования, которая гласит, что "ситуация в зоне безопасности - управляемая и контролируемая". И это не пустые слова. За прошедший период удалось не только сохранить мир и спокойствие, но и создать реальные гарантии экономической и хозяйственной деятельности, проведения политических мероприятий и переговоров между сторонами на всех уровнях, а главное - подписать основополагающие документы окончательного урегулирования конфликта. Одним из таких документов стал Меморандум "Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем" от 8 мая 1997 года. Свои подписи под этим документом поставили президенты Российской Федерации, Украины, Республики Молдова, Приднестровья, а также Действующий Председатель ОБСЕ. В документе впервые было сказано о строительстве нового, общего государства, создаваемого Республикой Молдова и Приднестровьем. В этот же период восстановлены три автомобильных моста через реку Днестр.
Примечательно и то, что численность миротворцев в зоне безопасности сократилась с 4800 человек в 1992 году до 969 человек в настоящее время.
Мы приводили эти примеры лишь для того, чтобы показать, что прообраз будущей военно-гарантийной операции уже существует, уже апробирован и зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны.
И все же, какие новые особенности мы видим в предполагаемом механизме? Сейчас высказываются разные точки зрения относительно участников операции, их подчиненности, дислокации, мандате и так далее. Рассматриваются разные варианты.
Но, отвечая на многочисленные вопросы, необходимо выяснить, хотя бы гипотетически:
1. Что будет собой представлять новое государственное образование по отношению к окружающим странам, приобретет ли оно статус нейтрального неприсоединившегося или потеряет его?
2. Каковы цели, задачи и механизмы военно-гарантийной операции?
Осмелимся высказать свою точку зрения, свое видение и, если хотите, желание. Наиболее приемлемым для нового, молодого и экономически слабого государства был бы статус нейтрального, неприсоединившегося государства. Говоря о слабости, мы имеем в виду, что сегодня ни Молдова, ни Приднестровье не являются экономически сильными государствами.
В случае позитивного решения данной идеи возникает реальная возможность в обозримом будущем отказаться обеим сторонам от такого института, как вооруженные силы, и тем самым ликвидировать одну из внутренних угроз - угрозу применения военной силы к Приднестровью. Но на данном этапе следует, на наш взгляд, сохранить как внутренние, так и внешние военные гарантии. Под внутренними военными гарантиями мы понимаем равноправное участие специальных воинских подразделений сторон в самой операции до момента принятия кардинального решения, о котором сказано выше.
Что касается внешних военных гарантий, то их участниками, по нашему убеждению, могли бы остаться нынешние страны-гаранты - Россия и Украина. Главенствующую роль во всей операции могла бы взять на себя Украина, исходя из следующих причин:
1. Россия в силу принятых на себя так называемых стамбульских обязательств вынуждена вывести из Приднестровья весь воинский контингент и вывезти или утилизировать все боеприпасы, военную технику и снаряжение.
2. Украина непосредственно граничит с зоной конфликта, и наибольшую опасность возможные рецидивы представляют именно для нее.
3. Со стратегической, военной точек зрения только Украина способна в буквальном смысле слова немедленно осуществить то или иное военное решение в данной зоне.
Принципиальным является и другое. Внешними участниками проведения военно-гарантийной операции могут стать лишь те страны или международные структуры, которые получат на это согласие обеих сторон конфликта.
Абсолютно обязательным во вновь создаваемом механизме гарантий должно остаться "право вето" по тем решениям, которые принимаются коллегиально.
Нам известно, что сегодня рассматриваются и другие варианты. В частности, вариант выполнения операции силами ОБСЕ или НАТО.
Коротко можно отметить следующее. ОБСЕ не имеет ни малейшего положительного опыта не только в проведении военно-гарантийных, но даже и локальных миротворческих операций. Что касается блока НАТО, который в последнее время очень активно проявляет интерес к теме разрешения приднестровского конфликта, то следует отметить, что ни Республика Молдова, ни Приднестровье не являются членами этой организации. Не являются участниками альянса и страны-гаранты Россия и Украина. Более того, появление натовских военных на берегах Днестра может быть в настоящее время чревато нежелательными последствиями для этих стран хотя бы исходя из существующего здесь общественного мнения.
А теперь вернемся к нашему вопросу о целях и задачах операции. Неоспоримо, что основной целью военно-гарантийной операции, даже после создания нового федеративного государства, является сохранение мира и применение превентивных мер для предотвращения возможных рецидивов конфликта. В случае, если превентивные меры оказались неэффективными, к стороне - нарушителю основополагающих договоренностей или провоцирующей силовое решение спорных ситуаций должна применяться и сила до восстановления "статус-кво".
Что касается мандата. Естественно, что наиболее весомым, приемлемым и перспективным был бы мандат ООН. Но этим мандатом должны быть наделены все участники операции, включая Приднестровье. Боюсь, что сегодня это неприемлемо. Вторым вариантом можно считать мандат ОБСЕ. Но и здесь имеется больше минусов, чем плюсов.
Наиболее реальным, всем понятным и технически выполнимым является мандат СНГ Думается, что, в конечном итоге, именно такое решение устроит всех и, в первую очередь, стороны конфликта.
И все же (и это главное) не следует забывать, что военно-гарантийная операция - лишь часть общей, всеобъемлющей системы гарантий, включающих, как уже было сказано, гарантии политические, дипломатические, экономические и целый ряд других.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |