Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Независимая Молдова,
15 мая 2003
Интервью Президента Республики Молдова В.Воронина агентству "МОЛДПРЕС"
- Господин Президент, 15 мая Республика Молдова принимает председательство в Комитете Министров Совета Европы. Это, безусловно, и огромная ответственность, и честь для нашего государства. Но, тем не менее, еще совсем недавно сам факт будущего председательства подвергался сомнению, оппозиционная пресса уверенно писала, что этого не случится никогда. Но эти прогнозы не оправдались. В чем просчитались скептики? Что позволило стране уверенно занять столь почетное кресло в Совете Европы?
- Не думаю, что вы верно передали дух ситуации. По-вашему выходит, что власть и радикальная оппозиция сидели сложа руки и лишь обменивались прогнозами: "будет - не будет". Было все иначе. Была настоящая битва за Страсбург. С одной стороны были те, кто работал изо дня в день для того, чтобы Молдова смогла соответствовать столь серьезной миссии, чтобы к стране было как можно меньше недоверия со стороны других государств, чтобы статус председательсвующего государства воспринимался в Совете Европы в качестве заслуженного. С другой стороны были те, кто активно работал над совершенно другим сценарием, кто стремился выставить Молдову в качестве этакого антиевропейского бантустана, где изо дня в день нарушаются права человека, где и в помине нет никакой демократии, а народ живет в обстановке страха и репрессий. Это один из редких случаев, когда во имя решения внутриполитических задач оппозиционные политики были готовы нанести поражение собственной стране в целом. Именно поэтому битва за Страсбург была для нас в первую очередь битвой за Молдову, за ее престиж, за возможность выступить равной среди равных государств Европы.
- Но ведь были и те, кто полагал, что властям не следует выполнять резолюции ПАСЕ, что это уступка оппозиции, что это не совсем патриотично. Говорили даже, что власть будет выглядеть слабой и неавторитетной в глазах народа.
- Республика Молдова, равно как и другие государства, вступая в Совет Европы, взяла на себя целый список обязательств перед этой организацией. Обязательства надо выполнять, требованиям и стандартам нужно соответствовать. Это и есть современная цивилизованная политика. То, что взятые на себя обязательства Молдова не выполняла долгие годы, не свидетельствует о патриотичности представителей предыдущих властей. Это свидетельствует лишь об их безразличии к имиджу и репутации нашей страны. То, что, оказавшись в оппозиции, эти люди тут же потребовали от новой власти срочного и неукоснительного выполнения обязательств перед Советом Европы, лишь подчеркивает цинизм таких политиков. Да, нам было очень не просто за какой-то год сделать все то, чего не делалось с 1994 года. Но я замечу, что только сильная и авторитетная власть, опирающаяся на доверие народа, оказалась в состоянии реализовать столь жесткий план в столь короткие сроки. А потому я уверен, что сильная власть - это не хунта, хватающаяся при виде студенческих демонстраций за плетки и дубинки. Сильная власть - это власть, небоящаяся демократии, это власть, стремящаяся соответствовать самым высоким международным требованиям, это власть, готовая изо дня в день открыто говорить со своим народом. Кто этого не понял, тому следует заниматься политикой подальше от Европы, а лучше всего вообще сменить занятие.
- Господин Президент, председательство Молдовы в Совете Европы по срокам совпадает с выборами в местные органы власти. Можно ли рассматривать проходящую избирательную кампанию да и сами выборы в качестве своеобразного теста на демократичность?
- Да, конечно, это экзамен. Именно поэтому мы пригласили к участию в мониторинге выборов большое количество международных наблюдателей, в том числе и от Совета Европы. Важно и то, что проходящие у нас выборы в значительной мере стали результатом совместной работы Парламента Молдовы и Совета Европы над новым законом о местном публичном самоуправлении. Но я полагаю, что главным экзаменатором все-таки является народ Молдовы, именно ему предстоит вынести самые безапелляционные оценки.
- Все обратили внимание на то, что нынешние выборы проходят в очень жестком полемическом режиме. Местные выборы 1999 года были более вялыми. Кажется, что тогда политические конкуренты лишь дружески похлопывали друг друга по плечу. Чем вызван нынешний всплеск активности?
- Вы знаете, у меня сложилось впечатление, что в Молдове местная власть занимает слишком уж скромное место. Непозволительно скромное. При всех лозунгах о расширении полномочий местных властей происходит неуклонное снижение авторитета и ответственности примэрий. Иногда кажется, что местная власть, увлекшись какими-то сугубо личными делами, давным-давно ушла в подполье. На поверхности лишь произвол и коррупционные скандалы. Это не преувеличение. Я постоянно езжу по стране, встречаюсь с простыми людьми, каждую неделю получаю сотни писем, а потому могу оценить сложившуюся ситуацию. Так вот, до 80, а то и до 90 процентов проблем и вопросов, с которыми люди обращаются ко мне как к президенту, - это вопросы не президентского уровня, это вопросы к управдому. То есть эти проблемы могут и должны решаться местной властью. Я, конечно же, стараюсь по возможности вникать и реагировать на просьбы о помощи, но, согласитесь, так не должно быть в принципе. У нас должна появиться авторитетная, сильная, полномочная, инициативная местная власть. Фактически у нас должна появиться самая главная власть в стране, та власть, которая, действительно, на расстоянии вытянутой руки, та власть, которая ежедневно приходит на помощь к своим гражданам. Люди это поняли и потому столь активно участвуют в теперешних местных выборах.
- Ни для кого не секрет, что главная интрига выборов разворачивается в Кишиневе...
- Никакая это не интрига. Интригам должен быть положен конец. Пора понять, что Кишинев - это столица государства, а не частная лавочка. Город деградирует на глазах. От прежнего Белого Города остаются лишь жалкие напоминания. За прошедшие годы не построено ни одного общественного здания, ни одного театра, музея, библиотеки. Напротив, все приходит в негодность - от городских квартир и подъездов до парков, улиц и коммуникаций. Городское хозяйство в целом функционирует с беспрецедентным цинизмом. Тарифы за коммунальные услуги таковы, что осилить их в состоянии только очень богатые люди. До простых кишиневцев, которых большинство, никому нет дела. Их бытовые проблемы, их социальные и культурные запросы никого не интересуют. Самое отвратительное то, что кишиневцев пытаются приучить к мысли, что это все и есть нормальная, современная городская жизнь. Но люди ездят по миру, сравнивают и понимают, что ситуация в их родном городе - это скорее исключение, чем правило. Жизнь в других столицах СНГ уже давно, еще в середине девяностых годов, получила второе дыхание, экономический спад и разорение давно уже сменились полным восстановлением всех атрибутов городской жизни: строятся школы, недорогое жилье, люди получают квартиры. А что у нас? Я считаю, что городу уже много лет нужен настоящий хозяин, а не политикан и не барин, раздающий по праздникам милостыню. Всем нам нужен другой Кишинев, не вымерзающий зимой и задыхающийся от нечистот летом, а живой, комфортный, строящийся, растущий. Люди, живущие в столице, должны получать качественные коммунальные услуги, а не становиться жертвами постоянных розыгрышей и трюков. И это никакая не утопия. Утопия это только для тех, кто за долгие годы пребывания у власти продолжает думать исключительно о себе, о своем личном кармане и своем клане. Но время таких политиков прошло. Именно поэтому я, в первую очередь как кишиневец, как житель столицы, как гражданин, буду голосовать против таких политиков и такой политики. Я буду голосовать против Серафима Урекяна.
- Господин Президент, социологические опросы указывают на устойчиво высокий рейтинг правящей партии. Как Вы считаете, в чем основной секрет популярности коммунистов?
- Я не знаю, что там говорят рейтинги, но я знаю одно - мы против дешевой популярности. Мы ведем ежедневную и напряженную работу, тем самым, делая все возможное, чтобы оправдать доверие избирателей. Других целей у нас нет.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |