Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Днестровский курьер
Дарья Ильина, Кишинев
Я всегда был уверен в том, что парламент - бубонная чума, отравляющая кровь нации. Ее нужно истребить", - заявил как-то лидер итальянских фашистов Бенито Муссолини. 2 октября 1922 года Муссолини со своими сторонниками, построенными в многотысячные колонны, отправился в поход на Рим. Испугавшись, тогдашняя итальянская власть ничего для их разгона не предприняла. Дальнейшая история фашистского движения в Италии известна всем. События, происходящие сейчас в Кишиневе, очень уж напоминают итальянскую историю 80-летней давности.
Парламент в осаде.
25 февраля исполнился год, как Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) выиграла парламентские выборы и пришла к власти. Но это значимое для ПКРМ событие прошло совсем уж незаметно. Коммунистам было как-то не до празднования своей годовщины, учитывая последние события, развернувшиеся в Кишиневе. Правящая партия продемонстрировала свою полную беспомощность.
В минувшую пятницу молдавский парламент оказался в осадном положении. Толпа бушующей молодежи (примерно 10 тыс. человек) окружила законодательный орган и три часа трепала депутатам нервы. Правда, до потасовок с органами правопорядка дело не дошло. Дело в том, что как раз в это время молдавские парламентарии, задавшись риторическими вопросами "кто виноват?" и "что делать?", рассматривали сложившуюся в столице ситуацию. Обсуждение (учитывая кольцо манифестантов прямо под окнами зала заседаний) проходило в нервной обстановке. Испуганная спикер Евгения Остапчук выплескивала свое напряжение на коллег, придираясь к ним по мелочам: "Госпожа Гуцу, почему вы читаете газету, вам что, не интересно, что мы обсуждаем?".
Обсуждение действительно было неинтересным. И министр юстиции Ион Морей, и генеральный прокурор Василий Русу, и руководство Службы информации и безопасности в своих оценках были крайне осторожны (зачем направлять гнев манифестантов на себя?). Министр юстиции лишь выступил за принятие более жестких мер по отношению к демонстрантам, так как нынешние акции протеста незаконны. А генпрокурор пообещал ускорить оформление дел на организаторов манифестаций. На вопрос одного из депутатов-коммунистов могут ли нынешние акции протеста быть расценены как попытка государственного переворота (ведь ясно звучат призывы к свержению власти из уст Юрия Рошки и его единомышленников), генеральный прокурор ответил уклончиво: "Я не могу давать никаких определений, пока следствие не закончено". В этот момент в зале заседаний появился Юрий Рошка, чувствовавший себя настоящим героем.
Не рой другому яму.
Еще совсем недавно коммунисты вели себя в парламенте по-хозяйски - еще бы, 71 мандат. Остальные фракции в законодательном органе играли скорее роль демократической массовки. Первое время один из депутатов-коммунистов (видимо от головокружения от успеха) регулярно заявлял оппозиции что "вы нам не указ". В прошлую пятницу все встало с ног на голову. Фракция ПКРМ практически молча внимала оппозиции, которая "учила их жить".
"Все что сейчас происходит в стране - это последствия кризиса диалога. Того диалога с народом, который, придя к власти, Партия коммунистов исключила из своего арсенала. Вы принимаете решения в условиях полной секретности. Популизм вашего правительства, его непродуманные инициативы и привели к тому, что мы имеем, не только в социальной жизни страны, но и в экономике", - заявил лидер оппозиционного "Альянса Брагиша" Дмитрий Брагиш.
"Русский язык и история Молдовы - это одни из пунктов нашей предвыборной программы, мы что, как законно избранная партия, не имеем права выполнять свою предвыборную программу?", - поинтересовался у оппозиции лидер фракции коммунистов Виктор Степанюк. "Не главное, выполняете вы свои обещания или нет, главное то, как вы это делаете. Если вы считаете, что ваши методы адекватны сегодняшним реалиям, то, пожалуйста. Каждый сам воздвигает себе пьедестал, и каждый сам роет себе яму", - ответили на это главному коммунисту парламента оппозиционеры.
В отличие от "конструктивной" оппозиции Дмитрия Брагиша, "активный" оппозиционер Юрий Рошка учить коммунистов жизни не стал. Он заявил, что ПКРМ довела страну до финансового банкротства и спровоцировала кризис в обществе. Единственным выходом из сложившейся ситуации является отставка президента, парламента и правительства и объявление досрочных парламентских выборов.
Рошке с Илашку больше не по пути.
Стремясь оказаться у власти, г-н Рошка одними только призывами досрочных выборов с парламентской трибуны не ограничился. В воскресенье его ХДНП провела массовый митинг протеста, который громогласно был объявлен Великим Национальным собранием. Первоначально планировалось, что в митинге будет участвовать 100 тыс. человек, но протестующие не дотянули даже до половины. По оценкам органов правопорядка на центральной площади Кишинева собралось около 40 тыс. человек. Правда, Юрий Рошка заявил, что "число митингующих могло быть значительно больше, но десятки тысяч граждан из городов и сел республики не смогли попасть в столицу, так как их сюда не пустили".
Во время митинга произошел забавный инцидент. Лидеры ХДНП отказались предоставить микрофон бывшему "политическому узнику", а ныне румынскому сенатору Илие Илашку. Илашку пожаловался журналистам, что он вместе со своими товарищами по оружию подошел к трибуне и попросил слова, но лидеры митингующих сказали, что его присутствие на митинге нежелательно и настоятельно посоветовали уйти с площади. "Я с сожалением убедился, что некоторые люди просто приватизировали сцену", - сокрушался Илашку.
Изгнав Илашку, митингующие приняли воззвание, в котором обвинили коммунистов в провоцировании "беспрецедентного политического кризиса". Среди "преступлений" коммунистов фигурировали: усиление процесса русификации, разрушение местной автономии, охлаждение отношений с Всемирным банком и Международным валютным фондом, введение цензуры, усиление политических репрессий и т.д. и т.п. Единственное что осталось коммунистам - это покаяться и отправиться в отставку. И пока они этого не сделают, акции протеста будут продолжаться - "до окончательного падения коммунистического режима". А в ответ на инициативу Владимира Воронина провести пышный фольклорный фестиваль "Мэрцишор" христианские демократы организуют свой "Мэрцишор протеста". Вот так, бойтесь коммунисты.
"Ванча с нами".
Свой среди чужих, чужой среди своих. Именно в таком положении оказался сейчас министр образования Илья Ванча. Окружение президента Владимира Воронина всячески открещивается от идеи ввода в молдавских школах обязательного курса русского языка. Ведь "одно дело - принципиальное решение, другое - как его реализует министерство образования", - сказал на днях советник Воронина Виктор Дораш. "Решение, обнародованное министром Ванчей, скороспелое и грубо сработанное. Такие деликатные вопросы, как языковые, в спешке не решаются", - заявил Дораш в интервью российской газете "Время новостей". Ну а далее из уст советника президента прозвучало вообще уж сенсационное заявление. Он сказал, что из-за спин манифестантов торчат "уши" тех, кто работает в правительстве и кто фактически своими действиями поддерживает нынешнюю оппозицию. Получается, что советник президента прямо обвинил одного из немногих в нынешнем молдавском правительстве министра-коммуниста Илью Ванча в пособничестве оппозиционерам.
Правда, замену ныне читаемого предмета "История румын" на "Историю Молдовы" на Ванчу президентское окружение списать уже не может. Это инициатива принадлежит парламентской фракции коммунистов. Инициатива тоже, к слову, грубо сработанная, поскольку именно она стала тем катализатором, который заметно оживил угасающие было акции протеста против "русификации Молдовы", проводимые с начала нынешнего года ХДНП. Кстати, когда правительство принимало решение о "Истории Молдовы" министра образования Ильи Ванчи на заседании правительства не было: он с сердечным приступом лежал в больнице.
И вот новый поворот событий во всей этой истории. В понедельник министр образования по собственной инициативе вышел к многотысячной толпе манифестантов и заявил, что в этот же день аннулирует министерский приказ об обязательном изучении русского языка в молдавских школах, начиная со 2 класса. Заявление Ванчи больше походило на покаяние: "должен признать, что я ошибся в своей позиции по поводу тех священных вещей, что есть у народа - истории и языка". После этих слов министр попросил прощения. Естественно, что митингующую толпу такие проникновенные речи не могли не разжалобить, поэтому министра - коммуниста Ванчу манифестанты приветствовали криками "Ванча с нами! Браво, Ванча", практически записав его в свои ряды.
Документ
Обращение делегации Приднестровья в Объединенную контрольную комиссию по соблюдению мира
Президенту России
Владимиру Путину
Президенту Украины Леониду Кучме
Главе Миссии ОБСЕ В Молдове Девиду Суорцу
Президенту Приднестровья Игорю Смирнову
Президенту Молдовы Владимиру Воронину
8 феврале 2001 года, в результате досрочных парламентских выборов, к власти в Молдове пришли новые политические силы. Однако, возникшие в связи с этим надежды на изменения к лучшему не оправдались. Более того, с середины 2001 года начали происходить серьезные негативные изменения во взаимоотношениях между конфликтующими сторонами - Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой. Переговорный процесс оказался заблокированным. Практически все достигнутые ранее соглашения и договоренности не соблюдаются, в том числе и такие основополагающие документы, как Соглашение “О поддержании мира и гарантиях безопасности между Республикой Молдова и Приднестровьем” от 5 июля 1995 года, Протокол согласованных вопросов от 11 марта 1996 года, Меморандум “Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем” от 8 мая 1997 года, Соглашение “О мерах доверия и развития контактов между Республикой Молдова и Приднестровьем” от 20 марта 1998 года.
Подписание 19 ноября 1999 года главами государств-участников ОБСЕ Стамбульской Декларации лишило переговорный процесс одной из важнейших его составляющих - обязательства синхронизации вывода российских войск из Приднестровья с политическим урегулированием молдо-приднестровского конфликта. Именно после подписания этого документа, предполагающего ликвидацию самого серьезного фактора соблюдения мира в регионе, стала отчетливо просматриваться переориентация официального Кишинева с политического на принудительный вариант решения конфликта, и, как следствие этого, резкое замедление переговорного процесса.
9 апреля, 16 мая и 8 августа 2001 года состоялись встречи между Президентами В. Ворониным и И. Смирновым. Однако достигнутые между ними договоренности и подписанные Протокольные решения оказались дезавуированными в результате последовавших односторонних акций Кишинева, что повлекло быстро прогрессирующее обострение взаимоотношений между конфликтующими сторонами. В сентябре 2001 года молдавской стороной была грубо нарушена статья 5 Соглашения "О принципах мирного
урегулирования вооруженного конфликта в приднестровском регионе Республики
Молдова” от 21 июля 1992 года в части, касающейся “недопустимости применения
конфликтующими сторонами любых санкций и блокад”. В результате инспирированных
руководством Молдовы действий Приднестровье оказалось в тисках жесткой блокады в
экономической, дипломатической, политической, таможенной, культурно-
просветительной и других жизненно важных областях деятельности общества. Стали
нарастать экономические трудности для населения Приднестровья, подавляющее
большинство которого проживает в Зоне безопасности, что привело к усилению
социальной напряженности, возмущению приднестровцев действиями Президента
В.Воронина.
В нарушение Соглашения от 20 марта 1998 года в части, касающейся обязательства сторон “воздерживаться от шагов, ведущих к пропагандистскому и информационному противостоянию”, основой государственной политики Молдовы стало широкомасштабное распространение необъективной и лживой информации в отношении Приднестровья. Заявления Президента В. Воронина 12 января 2002 года “ о невозможности решения приднестровской проблемы традиционными методами путем переговоров” и о том, что “время компромиссов ушло безвозвратно”, фактически отбросили переговорный процесс на десятилетие назад, к ситуации 1991-1992 годов. В связи с этим у жителей Приднестровья и Молдовы закономерно возникло чувство незащищенности и страха перед возможным возобновлением вооруженного конфликта.
В связи с этим 15 января 2002 года делегация Приднестровья в Объединенной контрольной комиссии направила Обращение к делегациям России, Молдовы, представителям ОБСЕ и Украины в ОКК, в котором выразила серьезную озабоченность и тревогу за судьбы мира на берегах Днестра и предложила незамедлительно обсудить складывающуюся ситуацию. Предлагалось разработать все необходимые меры по недопущению возникновения вооруженного противостояния, незамедлительной локализации возможных провокационных акций по втягиванию в конфликт вооруженных формирований сторон, подготовке Объединенного военного командования Совместных миротворческих сил к своевременному и адекватному реагированию на любые агрессивные проявления, способные дестабилизировать ситуацию в Зоне безопасности и привести к возобновлению боевых действий. Нам представлялось чрезвычайно важным предусмотреть и возможность увеличения численности миротворческих контингентов сторон в совместных миротворческих силах на случай возникновения в этом необходимости в результате резкого обострения обстановки. В связи с возрастающим недоверием между сторонами нами было обращено особое внимание на актуализацию выполнения решения ОКК об обмене достоверными данными о дислокации и потенциале военных и военизированных формирований на всех контролируемых сторонами территориях.
Приднестровская делегация в ОКК расценивает сложившуюся ситуацию, как беспрецедентную за все время проведения миротворческой операции и чрезвычайно опасную для судеб мира и жизни людей в Молдове и Приднестровье. Именно это, по нашему убеждению, обязывает ОКК в полном объеме выполнить свое предназначение и не допустить дальнейшей эскалации напряженности, чреватой возобновлением вооруженного конфликта. Однако консенсусного решения на наше предложение подготовить совместное Обращение по этому вопросу, Объединенной контрольной комиссии принято не было. Удивительно, но российская делегация в ОКК расценила идею такого Обращения, как контрпродуктивную. Это заставляет нас реализовать свое право в одностороннем порядке довести до всех участников переговорного процесса информацию о возникновении угроз миру и безопасности в зоне проведения миротворческой операции и о возрастании опасности принятия военно-политическим руководством Молдовы ошибочных решений, чреватых самыми не предсказуемыми негативными последствиями. В связи с этим Приднестровская делегация в ОКК настоятельно призывает Президентов России и Украины - гарантов мирного урегулирования, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, депутатов Государственной Думы Российской Федерации, Верховной Рады Украины, Парламента Республики Молдова и Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики сделать все от них зависящее для возобновления между руководителями Молдовы и Приднестровья переговорного процесса, проявления благоразумия и продолжения поисков взаимоприемлемого решения конфликта исключительно мирными политическими средствами.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |