Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Проект
Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Межпарламентская Ассамблея):
выражая волю и интересы народов Содружества Независимых Государств (далее - Содружество),
следуя стремлению народов Содружества к сохранению и дальнейшему развитию исторически сложившихся социальных, экономических, культурных, научных и духовных связей,
признавая право каждого человека на сохранение, использование и государственную поддержку родного языка,
рассматривая право на изучение родного языка, воспитание и обучение на родном языке как одно из важнейших прав человека и гражданина,
учитывая объективную необходимость общего языка межгосударственных отношений в упрочении интеграционных процессов во всех сферах общественной жизни и в сохранении единого языкового пространства в Содружестве,
принимая во внимание рекомендации документов международных организаций о языках в многонациональных государствах и о необходимости создания равных демократических возможностей для реализации языковых прав человека,
основываясь на Регламенте Межпарламентской Ассамблеи и Уставе Содружества,
приняла настоящий модельный закон о языках как совокупность принципов и правовых норм в сфере языковых отношений в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (далее - государства - участники СНГ).
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сферы общения, регулируемые настоящим модельным законом
1. Настоящий модельный закон регулирует правила использования языков в официальных сферах общения в государствах - участниках СНГ.
2. Настоящий модельный закон распространяется на деятельность общих органов Содружества и действует на территории государства - участника СНГ, признающего положения настоящего модельного закона.
3. Настоящий модельный закон не регулирует правила использования языков в сфере неофициальных межличностных отношений.
Статья 2. Правовое положение языков
1. Правовое положение языков, их развитие и использование на территории государства - участника СНГ определяется государством самостоятельно в соответствии с общими для Содружества принципами и правовыми нормами регулирования языковых отношений.
В соответствии с Регламентом Межпарламентской Ассамблеи и Уставом Содружества русский язык является рабочим языком Содружества.
2. Русский язык, традиционно являющийся средством межнационального общения, имеет на территории Содружества статус официального языка Содружества Независимых Государств (далее - официальный язык СНГ) в соответствии с законодательством государства - участника СНГ.
Статья 3. Принципы и нормы законодательства государства - участника СНГ в области сохранения и использования языков
1. Государство - участник СНГ руководствуется принципами и нормами законодательства о языках, направленными на сохранение и использование государственных, официальных и иных языков, в соответствии с законодательством государства - участника СНГ, настоящим модельным законом и международными правовыми нормами.
2. Государство - участник СНГ не допускает ущемления прав граждан на сохранение, использование и государственную поддержку родных языков.
ГЛАВА II. ПРАВА ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВА - УЧАСТНИКА СНГ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВ В ГОСУДАРСТВЕ - УЧАСТНИКЕ СНГ И НА ТЕРРИТОРИИ СОДРУЖЕСТВА
Статья 4. Право на выбор языка воспитания и обучения
1. Государство - участник СНГ гарантирует гражданам обеспечение права выбора языка воспитания и обучения. Это право обеспечивается развитием системы воспитательных и образовательных учреждений с обучением граждан на родных языках.
2. Родители или лица, их замещающие, имеют право выбрать для детей дошкольное и/или среднее образовательное учреждение с соответствующим языком воспитания и обучения.
Статья 5. Право на выбор языка обращений и ответов на обращения
1. Граждане государства - участника СНГ вправе обращаться в органы государственной власти, самоуправления и в государственные учреждения на государственном или официальном языках либо на языке компактно проживающего на данной территории населения.
2. Ответы на обращения граждан государства - участника СНГ даются на языке обращения.
Статья 6. Право на использование языка в сфере трудовой деятельности
Не допускается прямое или косвенное ограничение трудовых прав граждан государства - участника СНГ или установление для них в государстве - участнике СНГ преимуществ в использовании права на труд в зависимости от уровня знания государственного и официального языков, кроме случаев, предусмотренных законодательством государства - участника СНГ в части языковых квалификационных требований на право занятия соответствующих должностей.
ГЛАВА III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВ В ОФИЦИАЛЬНЫХ СФЕРАХ ОБЩЕНИЯ
Статья 7. Язык делопроизводства, документации и информации в общих органах Содружества
1. Делопроизводство, документация и информация в общих органах Содружества ведется на официальном языке СНГ.
2. На заседаниях Межпарламентской Ассамблеи предоставляется право выступать на государственном языке государства - участника СНГ либо на официальном языке СНГ. В необходимых случаях представительный орган государства - участника СНГ в Межпарламентской Ассамблее обеспечивает перевод на официальный язык СНГ.
3. Проекты законов и иных правовых актов, выносимых на рассмотрение Межпарламентской Ассамблеи, направляются членам Ассамблеи на официальном языке СНГ.
4. Тексты законов и иных правовых актов Межпарламентской Ассамблеи в государстве - участнике СНГ публикуются на государственном языке государства - участника СНГ и официальном языке СНГ.
Опубликованные тексты законов и иных правовых актов Межпарламентской Ассамблеи на государственном языке государства - участника СНГ и официальном языке СНГ обладают одинаковой юридической силой.
Статья 8. Язык судопроизводства
1. Судопроизводство в государстве - участнике СНГ ведется на государственном или официальном языке государства - участника СНГ в соответствии с законодательством государства - участника СНГ.
2. Гражданам государства - участника СНГ, не владеющим языками, на которых ведется судопроизводство, обеспечивается через переводчика право участия в судебном процессе с использованием родного языка.
3. Судебные документы гражданам государства - участника СНГ оформляются на государственном и/или официальном языке государства - участника СНГ, а также, по их заявлению, на родном языке в соответствии с законодательством государства - участника СНГ.
Статья 9. Язык официальных документов гражданина государства - участника СНГ
1. Официальные документы гражданина государства - участника СНГ (паспорт, удостоверение личности, трудовая книжка, документы об образовании, свидетельство о государственной регистрации актов гражданского состояния, иные официальные документы) оформляются на государственном языке государства - участника СНГ.
2. По желанию гражданина государства - участника СНГ выдается дубликат официального документа на официальном языке СНГ и на других языках в соответствии с законодательством государства - участника СНГ.
Статья 10. Язык государственных средств массовой информации в государстве - участнике СНГ
Языком государственных средств массовой информации в государстве -участнике СНГ является государственный и/или официальный язык государства - участника СНГ либо другой язык с учетом реальных потребностей граждан в реализации своих языковых прав.
Статья 11. Язык работы дипломатических представительств и консульских учреждений, внешнеторговых организаций на территории Содружества
1. Деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений, внешнеторговых организаций, работающих на территории Содружества от имени общих органов Содружества, осуществляется на официальном языке СНГ.
2. Переписка между дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, внешнеторговыми организациями государств - участников СНГ ведется на приемлемом для обеих сторон языке.
Статья 12. Язык предвыборных собраний и документации о выборах в общие органы Содружества
1. При проведении выборов в общие органы Содружества наряду с государственными и официальными языками государства - участника СНГ используется официальный язык СНГ.
2. На территории компактного проживания населения одной национальности наряду с указанными в пункте 1 данной статьи языками при проведении выборов в общие органы Содружества может использоваться также родной язык компактно проживающего на данной территории населения.
Статья 13. Язык коллективных миротворческих сил
Содружества, Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ и иных общих исполнительных органов Содружества
Языком официального общения и официальной переписки в коллективных миротворческих силах Содружества, Совете руководителей таможенных служб государств - участников СНГ и в иных общих исполнительных органах Содружества является официальный язык СНГ.
ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 14. Соотношение настоящего модельного закона и законодательства государства - участника СНГ
Настоящий модельный закон принимается в качестве правовой основы при разработке законодательства о языках в государстве - участнике СНГ и на территории Содружества.
Статья 15. Соотношение законодательства государства - участника СНГ о языках и международного права
Настоящий модельный закон признает приоритет международного права в тех случаях, когда законодательство государства - участника СНГ о языках вступает в противоречие с нормами международного права.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |