Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Геннадий Коненко
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания России С.Миронов во главе делегации верхней палаты российского парламента находился в Республике Молдова с официальным визитом с 9 по 10 июня с.г.
В повестку дня переговоров с молдавской стороной были включены вопросы состояния и развития отношений между Российской Федерацией и Республикой Молдова, проблема приднестровского урегулирования, положение в Молдавии наших соотечественников, что стало уже традиционным. Стороны рассмотрели также ситуацию, складывающуюся в стране после прошедших выборов в местные органы власти и самоуправления, и, естественно, вопросы межпарламентских связей и сотрудничества в международных парламентских организациях.
В своем заявлении для прессы по прибытии в аэропорт Кишинева С.Миронов сразу же охарактеризовал российско-молдавские отношения как дружественные и взаимовыгодные, подчеркнув при этом, что в настоящее время в их развитии наблюдается весьма позитивная динамика.
В ходе встреч делегации с президентом РМ В.Ворониным, спикером молдавского парламента Е.Остапчук и премьер-министром В.Тарлевым стороны одинаково высоко оценивали нынешнее состояние сотрудничества между нашими странами и говорили об имеющихся резервах для его дальнейшего расширения.
Особо было отмечено, что мощный импульс оно получило после вступления в силу Договора о дружбе и сотрудничестве между РФ и РМ.
Председатель Совета Федерации С.Миронов подчеркнул, что одобрение договора подавляющим большинством депутатов обеих палат Федерального Собрания России служит ярким доказательством поддержки курса на укрепление стратегического партнерства с Молдавией практически всеми политическими силами нашей страны.
В беседе со спикером парламента Молдовы Е.Остапчук, на которой присутствовали председатель парламентской Комиссии по внешней политике А.Негуца и депутаты всех трех парламентских фракций - Компартии, партии христианских демократов и Социал-демократического альянса, обсуждались, прежде всего, вопросы создания рабочих групп в рамках обоих парламентов и формирования Межпарламентской комиссии. Было принято решение о том, что в ее состав войдут по 14 депутатов с каждой стороны. Эти группы и комиссия должны будут заниматься подготовкой вопросов, связанных с ратификацией российско-молдавских соглашений и других документов, вопросами взаимодействия в международных парламентских организациях, включая ПАСЕ, а также с гармонизацией внутреннего законодательства в плане устранения правовых и иных препятствий для развития сотрудничества на пространстве СНГ и ЕвАзЭс.
Обсуждая с президентом В.Ворониным ситуацию в Молдавии, делегация Совета Федерации приветствовала предпринимаемые молдавским руководством меры по стабилизации обстановки в стране. Российская сторона поздравила президента с победой возглавляемой им партии на местных выборах, отметив при этом, что они прошли в соответствии с общеевропейскими стандартами в области прав человека и гражданских свобод.
Хотелось бы сказать в этой связи, что с таким утверждением вряд ли согласилась бы оппозиция, которая усматривает в ходе подготовки и проведения выборов много нарушений со стороны официальных властей, особенно в плане использования средств массовой информации для оказания давления и шельмования кандидатов от оппозиции и пропаганды в пользу представителей правящей партии, что, кстати, было зафиксировано в ряде случаев международными наблюдателями.
Ради справедливости заметим, что в проведении грязных пиаровских акций отличилась и сама оппозиция, которая к тому же, как это ни странно, получала информационную поддержку такого рода из-за левого берега Днестра.
Относительно положения соотечественников в Молдавии делегация высказала в целом свое удовлетворение состоянием дел в этой сфере и теми шагами, которые предпринимает молдавское руководство с целью достижения межэтнического согласия в республике. С.Миронов еще раз поднял вопрос об открытии Генерального консульства России в Тирасполе, поскольку в Приднестровье проживает большое количество российских граждан - около 100 тысяч человек.
Ответ молдован стал уже стереотипным - вопрос будет решен в рамках приднестровского урегулирования.
По этой проблеме разговор в Кишиневе был фактически односторонним. В очередной раз российская сторона заявила о поддержке инициативы президента В.Воронина по разработке новой Конституции молдавского государства. основанного на принципах федерализма, хотя здесь не все так однозначно, и наблюдаются попытки Кишинева свести статус Приднестровья как субъекта будущей федерации к обычной автономии. С.Миронов заявил также, что Россия совместно с Украиной и ОБСЕ будет активно содействовать процессу урегулирования приднестровского конфликта в соответствии с нормами международного права о соблюдении принципов суверенитета и территориальной целостности государств. Но, несмотря на то, что переговоры по сути дела вновь приостановились, в чем есть немалая доля вины молдавской стороны, каких-либо новых идей в плане поисков возможных компромиссов с приднестровцами, чтобы сдвинуть с места застопорившиеся переговоры, российские парламентарии от молдаван не услышали. Правда, и обвинений в адрес приднестровского руководства на этот раз было немного.
Что касается вопроса о военном присутствии России в регионе, которое должно способствовать претворению в жизнь будущих окончательных договоренностей по нормализации отношений между Кишиневом и Тирасполем и обеспечению военных гарантий этого процесса в постурегулировочный период, делегация Совета Федерации не получила внятных ответов. Впрочем, как нам стало известно, сам вопрос ставился в довольно общей форме. Возможно, это связано с известным казусом, случившимся с С.Мироновым при экскурсе в ближневосточную проблематику.
На наш взгляд, на всех переговорах с молдавскими руководителями по данному вопросу российским представителям такого ранга, как С .Миронов, да и другим высокопоставленным российским чиновникам, надо твердо и настойчиво озвучивать нашу позицию, добиваясь не только ее понимания, но и четкого ответа, намерена ли Молдавия содействовать сохранению военного присутствия России в регионе. Следует принять во внимание, что, во-первых, наши предложения по проведению военно-гарантийной операции после подписания окончательных документов по приднестровскому урегулированию пока встречаются Кишиневом весьма прохладно и фактически отвергаются ОБСЕ (заявление главы миссии ОБСЕ в РМ У.Хилла 5 июня с.г.) и США. Во вторых, последние наработки на этот счет Евросоюэа и США, нацеленные на ликвидацию нашего военного присутствия в Молдавии уже не оставляют России времени на раздумье. И пусть нас не убаюкивает то , что американцы якобы согласны на равноправное с другими членами ОБСЕ участие России в упомянутой выше операции.
К концу текущего года техника, вооружения и боеприпасы, хранящиеся на складах Оперативной группы российских войск в Приднестровье, видимо, все же будут вывезены в Россию. Охранять уже будет нечего, и наши военные в этом случае, по мысли западников, будут не нужны. А присутствие российского воинского контингента миротворцев уже ставится под вопрос, хотя до приднестровского урегулирования еще совсем не близко.
Несмотря на явный перекос наших отношений в регионе в пользу Молдавии, сохранение ныне действующей миротворческой операции в большой степени будет зависеть от Приднестровья, если, конечно, операция по поддержанию мира не перерастет с согласия России в операцию по принуждению к миру.
Если говорить о значении визита делегации Совета Федерации во главе с его председателем для российско-молдавских отношений, то, на первый взгляд, ничего сколько-нибудь значительного не произошло. Да, в плане достижения конкретных результатов это действительно так. Но, с нашей точки зрения, визит следует рассматривать и как продолжение курса на оказание всесторонней поддержки нынешнего руководства Республики Молдова, которое использует ее для укрепления позиций в борьбе со своими политическими противниками и своего имиджа среди населения. Однако, получая от России весьма существенную политическую и экономическую помощь, оно почему-то не спешит при этом учитывать российские интересы в регионе в полной мере.
А ведь наша поддержка, если говорить напрямую, помогла В.Воронину и правящей партии коммунистов одержать победу на недавних местных выборах.
Достаточно назвать только несколько примеров нашей помощи Молдавии - с апреля 2002 года в РМ поставляется электроэнергия по ценам, которые позволили снизить ее стоимость в стране на 13%, была произведена реструктуризация "газового" долга Молдавии перед Россией, а это вместе с долгом Приднестровья более одного млрд. долларов США. Москва поддержала Кишинев при рассмотрении вопроса о молдавских долгах в Парижском клубе и т.д.
Вопросы торгово-экономического характера рассматривались с молдавским руководством и в ходе визита делегации Совета Федерации, рассматривались в плане поиска новых возможностей для реализации проектов двустороннего экономического сотрудничества. Речь идет о проведении экономического форума с участием глав регионов России с целью расширения контактов и связей с Молдавией в сфере торговли и экономики.
Как представляется, во время посещений Республики Молдова высокопоставленными российскими представителями никто еще не сказал прямо молдавским руководителям о значении оказываемой им Россией политического и экономического содействия, как и о том, что пора бы Молдавии отвечать России взаимностью.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |