Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Ольвия-пресс,
11 июня 2003
Е.Савельев
Итак, позади выборы в местные органы власти в Молдове, уже известен главный результат – в Кишиневе победил Серафим Урекян с перевесом почти в 8% голосов. Беспрецедентная по объему выброшенного компромата, истинного и ложного, эта предвыборная кампания запомнится надолго. Серьезные нарушения, допущенные в ходе выборов, еще в первом туре обратили на себя внимание наблюдателей ОБСЕ и Совета Европы. Известна установка, которую открыто дал Президент Владимир Воронин всем государственным структурам и СМИ: «завалить Урекяна любой ценой». Тем не менее, Урекян победил. Уже это обстоятельство говорит о том, что Президент не контролирует ситуацию даже в своем окружении.
«Возможно, столичная власть и, в частности, примар Кишинева будут избраны уже сегодня», заявлял Владимир Воронин утром 25 мая. По-видимому, в этот момент президент не сомневался, что его ставленник победит еще в первом туре голосования. Эта уверенность исходила в первую очередь из тех докладов, аналитических записок и сообщений, которые клали на стол Президента его ближайшие помощники. И действительно, все избирательные участки в Кишиневе контролировались представителями власти. Коммунисты как никто лучше знают и умеют «правильно считать» голоса избирателей.
Как стало известно информационному агентству "Ольвия-пресс" из достоверных источников С. Урекян победил еще в первом туре. На окраинах Кишинева, где контроль был менее жестким, за него отдали голоса 90% избирателей, за Згардана – 8%. Нет сомнения, что такая же картина была и в центре. Но усилиями коммунистов результаты Урекяна были сведены к 44%. В итоге понадобился второй тур.
Во втором туре борьба шла не на жизнь, а на смерть. Из тех же источников известно, что до 25 – 30% голосов, поданных за Урекяна, были записаны в пользу кандидата от ПКРМ, реально за нынешнего мэра было подано порядка 80% голосов. Если традиционно поддерживающие коммунистов пенсионеры, самая дисциплинированная часть электората, русскоязычные, составляющие половину населения молдавской столицы, голосуют за Урекяна, а точнее против кандидатуры Партии коммунистов, пришедшей к власти под пророссийскими лозунгами, значит, Воронин и его карманная партия полностью потеряли доверие населения. Это главный итог прошедших выборов.
Но почему Урекяну оставили 5 – 6% голосов, необходимых для победы? Если украли 30% голосов, то могли украсть и 35%. Факт массовых фальсификаций не вызывает сомнений, но необходимые голоса Урекяну оставили целенаправленно. Ясно, что случилось это отнюдь не по воле молдавского президента, исключена и возможность вмешательства команды Урекяна. Такое могло произойти только по воле доверенных лиц президента Воронина. Факт срыва масштабной фальсификации означает, что в ближайшем окружении молдавского президента появилась скрытая оппозиция, так называемая «третья сила». Политические амбиции Владимира Воронина, его личные качества в купе с состоянием его здоровья, видимо дают основания некоторым влиятельным лицам из его окружения быть уверенными в недолговечности существующего режима. Таким образом, сегодня можно со всей ответственностью утверждать, что в ближайшем окружении президента Молдовы появилась влиятельная оппозиция, которая манипулирует ситуацией в стране и это другой важнейший результат выборов.
После провала партии Воронина на выборах в Кишиневе Молдова вступает в очередной политический кризис. До сих пор создавалась иллюзия, что президент контролирует власть в стране. Прошедшие выборы, массовые подтасовки и при всем при этом победа Урекяна показали, что Воронин не только растерял доверие населения, но и лишился поддержки своего собственного ближайшего окружения. Причем это ближайшее окружение способно серьезно повлиять на расклад политических сил в стране. Теперь Воронин мало что решает, ПКРМ – живой труп. Коммунисты продержаться у власти в лучшем случае до следующих парламентских выборов. В худшем случае – раскол в Партии коммунистов, который может повлечь за собой парламентский кризис и досрочные выборы в высший законодательный орган страны, а за этим, соответственно, и выборы нового Президента. Для такой страны как Молдова такой вариант развития событий вполне ожидаем, напомним, что ПКРМ пришла к власти именно в результате парламентского кризиса.
Политический кризис, который переживает сегодня Молдова, обусловлен отнюдь не наличием приднестровского вопроса, как пытается убедить молдавская сторона все мировое сообщество на протяжении многих лет. Приднестровский вопрос – это следствие, которое будет оставаться неразрешенным до тех пор, пока в Кишиневе не установится адекватный существующим реалиям политический режим. А реалии таковы: более половины городского населения Молдовы не принадлежит к «титульной нации»; количество русскоязычных гораздо больше, чем принято считать, значительная часть молдаван, особенно среди городского населения, тоже предпочитает общаться на русском; молдаване не являются румынами по определению, у них есть своя самобытная культура, свой язык и своя история. К этим объективным факторам добавился еще один – на левом берегу Днестра де-факто существует стабильное русскоязычное государство, ориентированное на Россию, и с этим обстоятельством теперь тоже придется считаться. Прорумынские элементы, которые с конца 80-х гг. прошлого века играют решающую роль в политике Молдовы, неизбежно сталкиваются с этими обстоятельствами, и эти обстоятельства всегда были и будут сильнее их. Пока в государстве власть находится в руках элементов чуждых основной массе населения, это государство обречено на перманентную политическую и, как следствие последней, экономическую нестабильность.
Сегодня представители Приднестровья вынуждены под давлением посредников вести переговоры с постоянно сотрясаемым политическими кризисами Кишиневом. Причем переговоры эти приходится вести в условиях ожесточающегося экономического давления. Кишиневу удалось заставить приднестровских экономических агентов проходить таможенную регистрацию в Молдове. Сотни тысяч долларов, которые должны были идти в приднестровский бюджет, будут поступать в бюджет Молдовы, из которого Приднестровье никогда не получит ни копейки. Но Кишиневу этого мало, молдавские власти уже ставят условие регистрации приднестровских предприятий в Кишиневе, то есть требуют от Приднестровья отдать свою налогооблагаемую базу. Это давление только усугубляет противоречия и отодвигает разрешение вопроса.
В свете прошедших выборов возникает закономерный вопрос, с кем сегодня в Молдове можно вести переговоры приднестровской стороне, кто представляет реальную силу и что-то решает? С националистами разговаривать бесполезно, многолетняя политическая нестабильность, в том числе и пресловутый приднестровский вопрос – их рук дело, ПКРМ, как становится теперь очевидно, – политическая однодневка. Значит, приднестровскому МИДу и Госбезопасности следует выяснить, кто сегодня реально манипулирует политическими процессами в Молдове и уже с этими силами вести переговоры об урегулировании приднестровского вопроса. Не исключено, что эти приднестровские структуры уже знают с кем надо договариваться, но мы – журналисты, не знаем, пока…
Позиция стран-гарантов и посредников приднестровского урегулирования тоже должна измениться. Абсолютное игнорирование демократических принципов не осталось незамеченным ОБСЕ и другими европейскими наблюдателями, которые пекутся о безопасности расширяющегося Евросоюза. Надо полагать, результаты выборов в Кишиневе откроют глаза Кремлю на положение дел в Молдове. Есть надежда, что Российская Федерация перестанет смотреть на Молдову только через очки Петровского, ведь главный аргумент о том, что «народ любит Воронина», теперь разбит. Кремлю надо смотреть глубже и делать ставку на более влиятельные силы, искать в регионе предсказуемых, вменяемых, надежных партнеров.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |