Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Gazeta.kz,
3 июня 2003
Виктор Серов
Надо смотреть правде в глаза, какой бы невеселой она не была: шансов получить большую нефть с каспийского шельфа у Казахстана в обозримом будущем все меньше и меньше.
Сразу оговоримся, что речь идет именно о большой нефти, о таких ее объемах, которые бы стали заметным фактором на мировом нефтяном рынке. То есть, об объемах добычи измеряемых в десятках миллионов тонн в год. Ведь именно о них шла речь все последние годы, когда говорилось об огромных запасах углеводородов на казахстанской части каспийского шельфа.
Первая причина, которая заставляет усомниться в претворении в жизнь всех наших ожиданий от Каспия, лежит в сфере геополитики. Теперь, когда иракская нефть уже фактически контролируется Соединенными Штатами и, похоже, что скоро та же судьба может постигнуть и нефть Ирана, объективно значимость нефти из Каспийского бассейна для США резко снижается, что бы ни говорили официальные американские лица. Да, при этом возрастает ее значение для Западной Европы, как альтернативы и арабской, и североморской нефти. Но достаточно ли сильна Европа для самостоятельного освоения такого сложного проекта?
У ЕС сейчас нет необходимого уровня геополитического влияния и в целом, что показала недавняя история с Ираком, и в частности, в Каспийском регионе. Обеспечить свои энергетические интересы, вопросы добычи и транспортировки нефти из Каспия до Европы без помощи США Европа не сможет. А захочет ли Вашингтон помогать в этом Европе?
Так же и с экономическими возможностями - очень сомнительно, что Европа, переживающая в связи с объединением не лучшие времена, сможет обеспечить необходимый уровень инвестиций в эти проекты. То, что это предположение не голословно и опирается на некоторые факты, говорит до сих пор не обнародованная каспийским консорциумом инвестиционная программа, хотя год назад говорилось, что она, видимо, появится в начале 2003. Но до сих пор кроме нескольких полуофициальных заявлений, при чем не представителей консорциума, а казахстанских чиновников, ничего не было обнародовано. Говорилось, что инвестиционный план на этот год составляет около 1 млрд. долларов. Но это мало. Можно вспомнить одно исследование семилетней давности по этому вопросу (кажется вообще единственное сколько-нибудь комплексное из доступных общественности). Вот несколько цифр оттуда: капитальные затраты на береговые объекты - 5,5 млрд. долларов, на морские объекты - 6,9 млрд. При чем в ценах 1996 года, сейчас они заметно выше.
Конечно, что-то из этих объектов уже было сооружено в последние годы, но лишь малая часть. Ничего до сих пор не слышно, например, о подготовке к прокладке трубопроводов с морского месторождения на берег. А без них, в танкерах, много нефти не навозишь. Речь здесь лишь о трубопроводе для первой нефти, которую только-только извлекли из недр и перекачивают на берег для очистки, а не о транзитном нефтепроводе по дну Каспия на Азербайджан. Не слышно также ничего о каких-то работах по решению проблемы утилизации серы, которую будут извлекать из каспийской нефти. Ведь до сих пор не найдено применение для той серы, что извлекается из тенгизской нефти, этот сложный экологический вопрос так и "висит в воздухе". А на шельфе предполагается добывать гораздо больше нефти, чем дает и даст в будущем Тенгиз.
Темпы освоения Кашагана, "поданного" два года назад с большой помпой как "крупнейшее из открытых за последние годы месторождений", - явно не очень быстры. Не потому ли, что те, кто за это отвечает, ждут развития глобальной геополитической ситуации, чтобы понять - стоит ли быстро и много вкладывать деньги в "шельф", или же пообождать.
Последний факт, на который стоит обратить внимание в связи с будущим каспийских проектов. Буквально на днях российская пресса сообщила, что российская компания "Транснефть" предложила Украине сделать трубопровод Одесса - Броды риверсивным. То есть, раньше предполагалось, что по этому трубопроводу из Одессы будут качать нефть, добытую на Каспии, затем прокаченную через Кавказ до грузинского порта Супса и танкером довезенную до Одессы. Потом через Броды ее можно было доставлять до Европы. Украинский маршрут стал в последнее время одним из самых обсуждаемых, его даже уже стали рассматривать едва ли не как альтернативу маршруту Баку - Джейхан. Но инициатива "Транснефти" может полностью поменять ситуацию: компания предлагает наладить обратный поток нефти - не с Одессы, а на Одессу из России. Тогда у российской нефти появится еще один порт на Черном море для экспорта кроме собственного Новороссийска. Украина же может получить загрузку нефтепровода уже сейчас, реальной российской нефтью, а не когда-то в будущем нефтью Каспия. Если эта идея будет реализована, то у "еще не родившейся" каспийской нефтью будут серьезные проблемы с "карьерным ростом".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |