Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Караван (Казахстан), №23,
6 июня 2003
Олег Губайдулин
Решение Ватикана создать в Казахстане две новые католические епархии вызвало крайне негативную реакцию со стороны Московского патриархата.
Желая выяснить причины этого конфликта, мы обратились к исполняющему обязанности секретаря Алматинского епархиального управления священнику Сергию Казимирову.
-Что именно послужило причиной разногласий?
- Ватикан, официально объявив о своем решении учредить в Казахстане две новые католические епархии, даже не счел нужным проконсультироваться с Русской Православной Церковью. Следовательно, по отношению к Православной Церкви было проявлено неуважение.
- В каких городах республики и какие именно епархии открыл Ватикан?
- Апостольские администратуры в Астане и Алматы преобразованы теперь в "Архиепархию Пресвятой Девы Марии в Астане" и "Епархию Пресвятой Троицы в Алма-Ате".
- Это преобразование негативно повлияет на позиции Русской Православной Церкви в Казахстане?
- Ни в коем случае. Просто создание в Казахстане новых епархий, объединенных в единую централизованную структуру, свидетельствует об экспансии Ватикана на всем пространстве бывшего СССР.
- Но отрицательная реакция Православной Церкви может быть расценена гражданами Казахстана как борьба за сферы влияния.
- Подавляющее большинство христиан Казахстана исповедуют православие. Поэтому мы не опасаемся конкуренции.
Кроме того, Православная Церковь полностью признает и нисколько не умаляет права казахстанских католиков на свободу вероисповедания. Но дело в том, что учреждение католических епархий в Казахстане явилось попранием канонической территории Русской Православной Церкви.
- Что такое каноническая территория?
- Существует древнейшее правило как Восточной, так и Западной церкви: в одном городе - один епископ. Или православный, или католический.
Этот принцип всегда строго соблюдался. Исключение составила лишь эпоха крестовых походов, когда на Востоке силой меча была учреждена параллельная католическая иерархия и католические миссионеры повсеместно занимались обращением местного населения в католичество.
- Но ведь и православные храмы существуют на территории других государств. Там, где большинство населения исповедует католицизм.
- Я понимаю ваш вопрос. На него в одном из своих недавних интервью уже ответил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Он отметил, что, "во-первых, православные священники служат в основном для соотечественников и единоверцев, находящихся за рубежом. А во-вторых, наши епархии до сих пор не могут получить официальную регистрацию во Франции, Австрии или Аргентине, где традиционно сильны позиции Ватикана".
Второй Ватиканский собор, на словах назвав Православную Церковь "Церковью-сестрой", признал тот факт, что у нее имеется своя собственная территория, на которой она осуществляет свое спасительное служение. Однако на деле Ватикан грубо попрал эту каноническую территорию Русской Православной Церкви.
- Какие последствия может иметь этот конфликт?
- Последствия этого конфликта уже нанесли серьезный удар по комплексу православно-католических отношений. Вся ответственность за это ложится на Ватикан.
- Скоро ли прибудет в Алматы вновь назначенный митрополит Алматинский и Астанайский, владыка Мефодий? Каково его имя в миру и сколько ему лет?
- Владыке Мефодию, в миру Николаю Федоровичу Немцову, 54 года.
- Связано ли его назначение с созданием в Казахстане католических епархий?
- Назначение митрополита Мефодия на новый пост произошло за 12 дней до оглашения решения Ватикана о создании в республике католических епархий. Так что эти события никак не связаны между собой.
Помня о том, что в любом споре всегда следует выслушать обе стороны, мы направились к настоятелю католического прихода Пресвятой Троицы в Алматы отцу Клавдию.
- Кем и когда было обнародовано решение об организации в Казахстане двух католических епархий?
- 16 мая 2003 года по приглашению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в республику прибыл государственный секретарь Святого Престола его светлость кардинал Анджело Содано. Он объявил, что Ватикан возвысил в ранг епархий администратуры в Астане и Алматы.
- С какой целью Ватикан организовал в нашей республике эти епархии?
- Только для того, чтобы Католическая Церковь могла лучше работать. Ведь до сих пор в Казахстане присутствовали только временные католические структуры - апостольские администратуры. Теперь, когда им придан статус епархии и архиепархии, они стали постоянными.
- Чем, на ваш взгляд, вызвана столь бурная реакция Православной Церкви?
- Данный конфликт является продолжением давнего антагонизма православия с католичеством.
- Но Московский Патриархат говорит об экспансии католицизма...
- Русская Православная Церковь рассматривает Казахстан как свою вотчину и категорически не желает допускать присутствия других конфессий.
- Вы считаете, что Православная Церковь боится конкуренции?
- Католиков в Казахстане во много раз меньше, чем православных. Поэтому о какой-то конкуренции говорить просто смешно. Но вместе с тем здесь достаточно много сосланных и репрессированных немцев, поляков, литовцев. Они, а также их дети оказались в Казахстане не по своей воле. Эти люди хотят молиться в тех же храмах, в которых молились и их предки.
- Но коли большинство христиан Казахстана исповедует православие, то, может быть, следовало бы посоветоваться с Московским Патриархатом, прежде чем открывать здесь католические епархии?
- Православные храмы действуют даже в Риме, а Папа Римский не запрещает их деятельности, тогда как еще год назад из России были высланы несколько католических священников.
- Большинство граждан Казахстана исповедует ислам. Как относится к образованию католических епархий и к вашему конфликту с Православной Церковью исламское духовенство?
- Исламскому духовенству спор христианских церквей неинтересен. Дело в том, что Западная и Восточная христианские церкви являются сестрами. Поэтому данный конфликт - это наше внутреннее дело.
Нам остается надеяться, что эти разногласия не выйдут за рамки богословского спора и что обе стороны придут наконец к согласию.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |