Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Экспресс-К (Казахстан),
10 июня 2003
Ирина Галушко
В Казахстане активизируется деятельность исламской радикальной партии "Хизб-ут-тахрир". Число желающих встать под знамена организации, одурманивающей ложными, прикрываемыми исламом идеями, постоянно растет. Это подтверждают не только казахстанские спецслужбы, но и те, кто на Коране давал клятву верности партии.
В корпункт "ЭК" в Шымкенте обратились двое бывших членов "Хизб-ут-тахрир". Эти люди не только нашли в себе силы выйти из организации, но и решили рассказать во всеуслышание о том, сколь опасны могут быть контакты с теми, кто ведет сегодня борьбу за завоевание умов.
ЖАЖДА ВЕРЫ
Мои собеседники - Кайрат и Ержан - люди молодые, но достаточно образованные. Первый имеет высшее медицинское образование и уже год в качестве хирурга практикует в одной из клиник города. Второй, будучи круглым отличником на факультете "Нефть и газ", заканчивает третий курс университета. На социальном статусе парней останавливаюсь не случайно. Именно на таких, как Кайрат и Ержан, представителей интеллигенции, людей науки, студенчество, идеологи "Хизб-ут-тахрир" возлагают сегодня большие надежды, так как образованные люди, как правило, и способны составить костяк организации.
В "Хизб-ут-тахрир" Кайрат и Ержан попали в разное время, но истории, связанные с их вступлением в эту организацию, похожи, как братья-близнецы. Собственно, типичны они и для большинства других "хизбов".
- В какой-то момент в жизни, наверное, каждого человека появляется потребность во что-то верить, - начинает Кайрат, - так было и со мной. У меня это желание родилось три года назад. Я вырос в обычной советской атеистической семье, а потому к своим 23 годам о религии, конкретно об исламе, знал крайне мало. Желание познания оказалось на удивление огромным. Я стал ходить в мечеть. Читал намаз, держал уразу, в общем, делал все то, что должен делать верующий человек. В ноябре прошлого года в центральной мечети Шымкента, во время очередного намаза я и познакомился с людьми из "Хизб-ут-тахрир". Правда, об их принадлежности к этой организации узнал не сразу. Какое-то время они не раскрывали себя. Мы часами говорили об исламе, о том, что все мусульмане должны жить по шариату, о неизбежности судного дня и о том, что каждому когда-то придется ответить за все свои поступки. Их проповеди были настолько проникновенными и доходчивыми, что хотелось слушать еще и еще. По сути, особой разницы между тем, что говорили имамы, и тем, о чем вели речь они, я не замечал, но видел их огромное желание дать мне как можно больше. Это сейчас я понимаю, зачем и для чего все это делалось.
И теперь я точно знаю, что разница между традиционным исламом и идеями "Хизб-ут-тахрир" огромная. Знаю, что основной упор партия делает на идеологическую обработку своих членов, внушая им идею необходимости воссоздания халифата. Тогда же, делая первые шаги на пути познания ислама, я, как, наверное, и любой другой человек, был попросту не способен дифференцировать какие-то детали (на начальном этапе на них умышленно не акцентируют внимания. - Авт.). Мне было просто интересно.
Практически при тех же обстоятельствах познакомился с "хизбами" и Ержан. К религии же вообще парень обратился будучи под тяжелейшим впечатлением от смерти дорогого и любимого для него человека - дедушки.
СПРАВКА "ЭК"
Религиозная партия "Хизб-ут-тахрир-аль-Ислами" (дословный перевод - "Исламская партия освобождения") основана шейхом Такиитдином Набхоний в 1953 году в сирийском городе Байтул-Макдис, на базе палестинского отделения организации "Братья мусульмане". Немного позднее в Сирии была создана первая ячейка, ставящая перед собой цель воссоздания халифата (мусульманского государства VII века, образованного в период становления феодального общества в Западной Аравии). Халифат предусматривает сосредоточение светской и духовной власти над мусульманской общиной и обществом вообще, в руках теократического правителя - халифа. В состав халифата, по мнению основателя партии "Хизб-ут-тахрир", в статусе регионов (вилаятов) должны войти все страны мира, большинство населения которых исповедует ислам.
МОЗГОВАЯ АТАКА
Уже через месяц после первого знакомства с "хизбами" Кайрат дал клятву верности "Хизб-ут-тахрир", став тем самым полноценным ее членом. Еженедельные полуторачасовые занятия, проводимые на квартирах мушрифов (учителей), становились более насыщенны. От вопросов религии проповедники все чаще переходили к политике, стремясь убедить учеников в неверности нынешней системы государственного управления. На начальном этапе обучение велось по книгам "Система ислама" и "Партийное сплочение". Молодой хирург оказался способным учеником и уже через месяц после вступления в организацию сам возглавил небольшую группу.
- Работая с людьми, я еженедельно готовил идари (сводку. - Авт.) о проделанной мною работе. Отчет должен был содержать информацию о количестве проведенных занятий, численности слушателей, количестве вновь вовлеченных людей, а также данные о том, какие сложности у меня как у мушрифа возникали при работе. Кроме того, мушрифов и амиров ежемесячно собирали на шахри (занятия для руководящего состава. - Авт.). На первом шахри говорили о структуре халифата и методах призыва к нему. Тема второго - "Правители сегодня и во времена халифата".
По прошествии месяца работы Кайрата ждало повышение. Его назначили амиром - старшим над несколькими мушрифами, одним из которых, кстати, оказался Ержан. Фронт работы у Кайрата расширился. Кроме индивидуальных занятий с новыми членами, на нем лежал контроль за процессом обучения нескольких групп. Время от времени каждая из них должна была заниматься распространением листовок.
- За полгода моего членства в "Хизб-ут-тахрир" прокламации распространялись трижды, - продолжает своей рассказ Кайрат, - но я участвовал в этом лишь один раз. В апреле человек, курировавший мою работу, принес пачку листовок (более тысячи штук) и сказал, что их нужно раздать горожанам. Районом распространения был обозначен Центральный рынок Шымкента. Разделив листовки на равное количество, я отдал их для распространения Ержану, Талапу и Ерболату. Еще часть оставил себе. Кем составлялся текст и как они попали в область, я не знаю. Это тайна за семью печатями, в которую не посвящали даже амиров. Не известны мне и пути проникновения в регион религиозной литературы исламистского толка. Знаю лишь, что поставляется она регулярно, и недостатка в ней нет.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Решение выйти из "Хизб-ут-тахрир" Кайрат и Ержан приняли почти одновременно. Приняли сами, без чьего-либо давления. Хотя немаловажную роль здесь сыграли родители ребят, которые изначально были против их членства в "Хизб-ут-тахрир".
Предшествовало же этому задержание Ержана южноказахстанскими чекистами. Случилось это около двух месяцев назад, в момент очередного распространения листовок.
- Задержали меня на улице Туркестанской, - вступает в разговор Ержан. - К тому времени я уже успел распространить 200 листовок (раздавал прохожим, оставлял в почтовых ящиках. - Авт.). Но при мне была еще целая сотня. В КНБ я написал объяснительную, после чего меня отпустили домой.
Сегодня казахстанское законодательство бессильно противостоять идеям радикального ислама, пропагандируемым "Хизб-ут-тахрир". Бороться с ними наши чекисты могут только путем убеждения. Способ малоэффективный, но иногда он все же срабатывает. Так было с Ержаном и Кайратом.
- У меня в жизни не было неприятностей с правоохранительными органами, - делится Кайрат. - Я понял, что делаю что-то не то. Вдруг ясно осознал, что на карту ставится благополучие и спокойствие моей семьи, под угрозой дальнейшая карьера. Да, я знаю, что к уголовной ответственности за членство в "Хизб-ут-тахрир" в нашей стране не привлекают. Но, наверное, это лишь дело времени. Это ведь есть в Узбекистане и Киргизии, возможно, к этому придем и мы.
- Получается, что остановила вас только боязнь ответственности, идеи же "Хизб-ут-тахрир" вы по-прежнему считаете полезными и правильными?
- На самом деле и боязнь ответственности, и нежелание ввязываться в политику, с которой "Хизб-ут-тахрир" связана очень глубоко. Я понял, что с этими людьми мне не по пути. Вначале нас учили тому, что все в исламе должно быть гуманно. Но цели "Хизб-ут-тахрир" и пути, которыми она собирается их достигать, противоречат этой идее. Партия призывает к созданию халифата, но ведь смена власти означает революцию, насилие, кровопролитие. Я против этого.
- Те немалые усилия, которые были затрачены нами для того, чтобы стать хорошими специалистами, могли оказаться напрасными, - добавляет Ержан. - Мы это вовремя поняли. Хотя было непросто. Их проповеди настолько убедительны и проникновенны, что осознать ошибочность выбранного тобою пути практически невозможно. Слушаешь этих людей и думаешь: вот она, истина, вот верный путь, по которому должны идти все. И, конечно же, делаешь все возможное, чтобы так оно и было. Теперь я понял, что сильно в них ошибался.
ОНИ "ПЛОДЯТСЯ", КАК КЛЕТКИ
Суть стратегии "Хизб-ут-тахрир" в нашей стране, впрочем, как и в любой другой, заключается в достижении такого баланса политических сил, при котором сторонники организации в каждом из государств будут составлять большинство. Тогда-то, путем легального или нелегального государственного переворота они отменят действующий конституционный строй, провозгласив вилаят. Со временем вилаяты будут объединены в халифат, который соберет под единым флагом мусульман всего мира.
- Насколько велико влияние идеологов "Хизб-ут-тахрир" на умы населения Южно-Казахстанской области и как быстро оно распространяется?
- Партия действует в условиях жесткой конспирации, а потому ее члены в большинстве своем не имеют информации о численности ячейки не только в области, но и в отдельно взятом городе или районе, - говорит Кайрат. - Не знают они и своих руководителей в разрезе региона и страны. Любопытство здесь не поощряется. В поле же зрения каждого из нас может попасть не больше 20-30 человек. Могу лишь сказать, что каждому из действующих членов вполне по силам в месяц привлечь одного новичка. Вот и считайте. Правда, "хизбы" промеж себя говорят, что на каждый миллион населения достаточно всего ста членов "Хизб-ут-тахрир", чтобы в течение одного года привлечь этот миллион на свою сторону. Еще известно, что сегодня идеологи "Хизб-ут-тахрир" работают преимущественно в крупных административных центрах. В нашей области это Шымкент, Туркестан и приграничный с Узбекистаном Жетысай.
- Они "плодятся", как клетки, - добавляет Ержан, - влияние "Хизб-ут-тахрир" распространяется, как вирус. Сейчас эти люди пытаются проникнуть во все сферы. Они, как зомби, и с пути своего не свернут.
- Каков эффект от распространения листовок? Где гарантия, что человек проникнется идеями "Хизб-ут-тахрир", когда он вообще от этого далек. И кстати, на какие средства они издаются?
- Нам не нужно думать об эффективности, - говорит Кайрат, - наша задача раздать листовки. "Хизбы" говорят, что если один из десяти человек задумается о прочитанном - это уже результат. Что касается источников финансирования, то листовки, как и прочая литература "Хизб-ут-тахрир", издавалась за счет средств членов организации. Ежемесячно каждый "хизб" платит таббарот - добровольный денежный взнос в кассу партии. Сумма может быть самой разной - от 100 тенге до тысячи долларов. Считается, что чем солидней будет твой взнос, тем большую "компенсацию" ты получишь от Всевышнего.
- Кайрат, как по-вашему, почему люди уходят от традиционного ислама и вовлекаются в различные течения и партии?
- По своему опыту могу сказать так: когда человек впервые в своей жизни сталкивается с религией, ему трудно сориентироваться и сразу понять, что правильно, а что нет. И разного рода идеологам, в том числе и идеологам "Хизб-ут-тахрир", это оказывается на руку.
- Каков средний возраст членов "Хизб-ут-тахрир" в нашей области?
- Основная ставка делается на молодежь, людей 23-25 лет. Склонять на свою сторону людей зрелых, духовно образованных, "хизбы" почти не пытаются. В отличие от молодежи, люди в возрасте сразу видят разницу между традиционным исламом и идеями, проповедуемыми идеологами "Хизб-ут-тахрир", и отказываются от каких-либо контактов с ними. В том, что молодежь оказывается вовлечена в деятельность опасных религиозных течений, по моему мнению, отчасти виновато и официальное духовенство. Сегодня оно пассивно и не готово вступать в открытую дискуссию с новыми течениями в исламе. Нет нужной, написанной доступным языком, литературы. В "Хизб-ут-тахрир" все это есть. И книги, и люди, готовые часами объяснять короткие абзацы до тех пор, пока их слова не дойдут до самого сердца. Следует ли после этого чему-то удивляться?
ПОСЛЕСЛОВИЕ
По мнению сотрудников КНБ, противостоять экспансии экстремистских идей в нашей стране можно, лишь скоординировав усилия целого ряда министерств, а также совета по связям с религиозными объединениями при правительстве страны и Духовного управления мусульман Казахстана. Сегодня казахстанские законодатели активно работают над созданием "Перечня террористических, религиозно-экстремистских организаций и нетрадиционных радикальных сект, деятельность которых представляет угрозу национальной и общественной безопасности Республики Казахстан". Кроме прочих, в него будет включена и партия "Хизб-ут-тахрир". С утверждением перечня деятельность руководителей и активистов "Хизб-ут-тахрир" в нашей стране станет уголовно наказуемой.
P.S.
Тем временем в Шымкенте вновь регистрируются случаи распространения листовок "Хизб-ут-тахрир". Причем люди, раздающие их, уже не таятся. Средь бела дня молодые парни разносят их по городским многоэтажкам, вручают их пассажирам общественного транспорта и просто раздают на улицах. Только за один день - 2 июня - в областном центре было обнаружено порядка 300 таких листовок. Прокламации вновь призывают мусульман всего мира объединиться в единый халифат. За последний месяц в Шымкенте это уже третий случай массового появления листовок.
В эти же дни в Алматы на рынке "Алтын Орда" села Каменка сотрудниками полиции задержан распространитель листовок организации "Хизб-ут-тахрир". Об этом Kz-today сообщили в пресс-службе ГУВД Алматинской области. У задержанного изъято 250 листовок с воззваниями этой террористической организации на казахском языке и одна листовка на русском. В настоящее время он водворен в ИВС. Решается вопрос о возбуждении против него уголовного дела за распространение материалов, призывающих к религиозной розни.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |