Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Слово Кыргызстана,
31 мая 2003
Д. Асанов, Герой Советского Союза, генерал-майор
Вал дискуссий вокруг военной реформы нарастает. В средствах массовой информации все настойчивее муссируется идея создания в нашем суверенном Кыргызстане профессиональной армии. У военных-профессионалов это вызывает если не возмущение, то законное удивление и недоумение - это уж точно.
Хочу привести в качестве примера близкое и хорошо знакомое из истории Российской Федерации. Разве в России за всю ее историю не было высокопрофессиональных армий и флота, разве не считалась профессиональной русская армия Петра Первого, которая в 1702 году в знаменитой Полтавской битве наголову разбила шведские войска? Разве были менее профессиональными армии А. Суворова и М. Кутузова? Высокий полководческий и солдатский профессионализм проявился и в годы Великой Отечественной войны. Об этом свидетельствуют многочисленные победы на суше и на море.
С полной уверенностью можно утверждать, что профессиональными остаются и наши кыргызские Вооруженные силы. Каждый солдат и сержант в течение первых шести месяцев службы получает необходимые знания и первоначальные навыки по своей военно-учетной специальности, а по окончании курса проходят проверку степени усвоения программы. Поэтому считаю необходимым оговорить: термин "профессиональная армия" рассматривается в этой статье только с позиции комплектования войск, проходящих военную службу в добровольном порядке - по контракту.
Военная история подтверждает, что существовали и существуют до настоящего времени три способа комплектования Вооруженных сил: на добровольной основе, на основе воинской повинности, смешанный способ комплектования.
Опыт ведущих западных государств показывает, что переход к добровольному способу комплектования вооруженных сил на контрактной основе является чрезвычайно сложным процессом, связанным с решением целого ряда политических, военных, социальных, экономических, демографических и других проблем. Одновременно кардинально изменяются подходы к способам подготовки рядового и сержантского состава, требующим использования новейших методов обучения, основанных на самых передовых технологиях и достижениях науки и техники.
Основой организации и обеспечения перехода к добровольным вооруженным силам являются специальные республиканские законы, регламентирующие деятельность органов государственной исполнительной власти, министерств, ведомств, организаций, конкретных должностных лиц и граждан по созданию условий для массового набора добровольцев на военную службу.
Вот и переход к комплектованию Вооруженных сил Кыргызской Республики на добровольной основе потребует решения целого комплекса проблем.
Во-первых, нарушается экстерриториальный принцип комплектования Вооруженных сил (в связи с отсутствием служебной жилой площади для размещения военнослужащих и их семей, прием на военную службу по контракту из числа граждан, пребывающих в запасе, будет производиться в основном по месту жительства). Это может привести к созданию в субъектах нашей республики вооруженных формирований по территориальному принципу. Во-вторых, возникают сложности с накоплением подготовленных мобилизационных людских ресурсов, так как мы лишаемся основной базы подготовки военных специалистов, существовавшей при прохождении гражданами военной службы по призыву. Это приводит к сокращению объемов подготовки военно-обученных мобилизационных людских ресурсов.
Для подготовки и накопления таких ресурсов в условиях перехода на новую систему комплектования военнослужащими вооруженных сил и других войск (преимущественно по контракту) необходимо, не разрушая старой системы подготовки и накопления военно-обученных мобилизационных людских ресурсов, провести ее планомерное совершенствование и осуществить поэтапный переход на новую систему.
Новая система подготовки и накопления мобилизационных людских резервов должна обеспечить создание различных видов мобилизационных людских резервов из числа граждан, пребывающих в запасе. Она предполагает закрепление специалистов за конкретными воинскими частями путем заключения с ними контрактов на прохождение воинской службы в резерве с обязательной целенаправленной подготовкой на различного вида военных сборах и тренировочных занятиях. Добровольное заключение гражданами, пребывающими в запасе, контрактов на прохождение военной службы в резерве предлагается обеспечивать за счет предоставления им различных материальных компенсаций, специальных льгот и гарантий.
С переходом на новую систему подготовки и накопления мобилизационных людских резервов также необходимо предусмотреть совершенствование структур органов управления подготовкой и накоплением мобилизационных людских ресурсов, их функциональных задач и наращивание учебной материально-технической базы подготовки резервистов.
Переход на новую систему подготовки и накопления военно-обученных мобилизационных людских ресурсов потребует привлечения значительных интеллектуальных, организационных, финансовых, материально-технических ресурсов, продолжительного времени и полной государственной поддержки. Прогнозируется, что затраты на функционирование новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов будут более существенными, чем на существующую систему, но эффект от вкладываемых денежных средств значительно возрастет в первую очередь за счет приоритетной, целенаправленной и адресной подготовки специалистов запаса, значительного повышения гарантированности полного и качественного укомплектования войск (сил) по мобилизационному плану высокообученными специалистами.
Переход на контрактный способ комплектования повлечет за собой и изменение организационно-штатных структур, воинских частей и подразделений. Опыт западных стран показывает, что для обеспечения жизнедеятельности воинских частей необходимо: значительное увеличение состава обслуживающего гражданского персонала; улучшение материальных (повышение денежного довольствия) и социально-бытовых условий военнослужащих; обеспечение индивидуального подхода в каждой конкретной воинской части к решению вопросов размещения военнослужащих по контракту; трудоустройстве жен; создание условий для обучения детей в школах; обеспечение детскими садами; строительство объектов культурного, бытового и социального назначения.
Для того чтобы Вооруженные силы могли быть конкурентоспособны на рынке труда, нужно создать такие условия прохождения военной службы, при которых молодые и сильные люди могли бы выбрать ее своей профессией на всю жизнь. Вряд ли они сегодня согласятся посвятить свою жизнь службе в вооруженных силах, получая денежное содержание в 2000-3000 сомов. На такие деньги трудно прожить одному, не говоря о семье.
И это далеко не единственная проблема, которую необходимо решить, чтобы сделать военную службу более привлекательной для кыргызстанцев. Прежде всего необходимо решить проблему размещения военнослужащих по контракту. Учитывая, что имеющийся в воинских частях казарменный фонд не в полной мере обеспечивает потребности добровольного способа комплектования, определение размера необходимых капиталовложений для каждой воинской части придется решать индивидуально.
Очевидно, что решение этих задач потребует от нашего государства значительных затрат, истинную величину которых можно определить, только проделав все программные исследования на этапе разработки соответствующей республиканской целевой программы.
Исходя из вышесказанного, я полагаю, что, выполняя поручения Президента и правительства, Минобороны страны совместно с рядом заинтересованных республиканских органов центрального управления должно подготовить проект концепции перехода к комплектованию воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. На заседании правительства республики по данному вопросу должно быть принято специальное решение о разработке и представлении в правительство республиканской целевой программы.
Создание условий, обеспечивающих престижность военной службы в обществе и соответственно конкурентоспособность военной профессии на рынке труда, позволит осуществить плановое наращивание количества военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в воинских частях постоянной готовности, а в дальнейшем и в других воинских частях на воинских должностях, определяющих их боеспособность (в первую очередь на должностях младшего командного состава). Остальные должности солдат и сержантов можно замещать военнослужащими, проходящими службу по призыву.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |