Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Владислав Лосев (Минск)
Одним из самых главных направлений белорусско-российской интеграции, бесспорно, является восстановление единого оборонного пространства Белоруссии и Россией. Особенно злободневным этот вопрос стал в последнее время (после разгрома Ирака) когда Соединенные Штаты в очередной раз дали понять, что главным для них являются исключительно их собственные интересы, которые они намерены продвигать по всему миру любыми, в том числе и военными методами.
Надо сказать, что военная угроза со стороны США и НАТО воспринимается в целом в Белоруссии достаточно отвлеченно и в массовом сознании относится к разряду маловероятных событий.
Однако все же определенное беспокойство в белорусском обществе вызвали недавние сообщения о намерении США перебросить крупные контингенты своих войск в Польшу с последующим их размещением вдоль польско-белорусской границы. Подобная реакция в Белоруссии вполне объяснима, так как появление больших масс американских войск непосредственно на рубежах республики если и не несет в себе угрозу незамедлительной агрессии, то уж неизбежно повлечет за собой усиление разведывательной и иной недружественной деятельности в отношении Республики Беларусь. В связи с этим Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия рассматривает возможную передислокацию американских военных баз в Польшу и ряд других восточно-европейских стран как «угрозу национальной безопасности и нашим интересам», что может привести к ответным действиям с белорусской стороны.
В современных международных условиях единственным реальным гарантом безопасности и территориальной целостности Белоруссии является Россия, поэтому для общественности представляет большой интерес существующее состояние белорусско-российских отношений в военной области, тем более, что Договор о создании Союзного государства предусматривает создание единого оборонного пространства.
Как показали недавние события в районе Персидского залива, решающее значение в современном военном противоборстве имеет техническое оснащение вооруженных сил, которое играет определяющую роль в достижении победы в нынешних войнах. И никакая численность войск не способна возместить недостачу современных вооружений и профессиональное владение ими. Это касается, в первую очередь, авиации и систем противовоздушной обороны.
Военно-политическое руководство Белоруссии это, по всей видимости, осознает и уделяет внимание состоянию систем вооруженной борьбы в воздухе. Так, в 2002 году были приняты Концепция развития авиации ВВС и войск ПВО на период до 2010 года и Концепция развития зенитных ракетных войск. Согласно этим документам преимущество будет отдано не приобретению новых образцов военной техники, а модернизации ныне стоящих на вооружении еще советских систем. В результате модернизации предполагается обеспечить «выход на самый высокий уровень противодействия воздушному нападению противника».
По планам белорусских военных процесс модернизации должен быть завершен через 10-12 лет, хотя определенные результаты получены уже в настоящее время. Так, государственным научно-производственным объединением «Агат» в интересах ВВС и ПВО создан модернизированный пункт управления, который по данным производителей отличается рядом преимуществ: возросла его подвижность, сокращено время обработки данных и повышена точность информации, а также увеличено количество отслеживаемых в реальном времени целей. При этом до 80-ти процентов элементной базы новых разработок производится (опять же по утверждению изготовителей) в Белоруссии, что является, например, предметом особой гордости президента республики.
Белорусско-российское военно-технического сотрудничество осуществляется в рамках Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. За это время был принят ряд двусторонних межправительственных соглашений, в том числе «О военно-техническом сотрудничестве», «О производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности», «О порядке взаимодействия при осуществлении экспорта продукции военного назначения в третьи страны». Основными направлениями белорусско-российского военно-технического сотрудничества являются взаимные поставки комплектующих изделий и запасных частей к продукции военного назначения, оказание услуг по ремонту и модернизации вооружения и военной техники белорусской армии, обучение в российских военно-учебных заведениях белорусских военнослужащих. В то же время изделия ряда ведущих белорусских оборонных предприятий (прежде всего, оптико-электронное оборудование) уже не отвечают в должной мере соответствующим требованиям, которые предъявляются к параметрам приборов, узлов и механизмов, используемых в системах вооружений российских ВС, и сегодня предназначаются в основном для комплектования техники и вооружений поставляемых Рособоронэкспортом в третьи страны.
Определенные возможности для расширения перспективного сотрудничества заложены в совместном проектировании и производстве средств радиосвязи различного назначения для разрабатываемых оборонными предприятиями Белоруссии систем автоматизированного управления войсками и оружием и для оснащения белорусских войск средствами подвижной связи нового поколения (типа «Акведук»). В настоящее время комплектующие белорусского производства уже используются в российских авиационных радиостанциях Р-864, предназначенных для новой и модернизируемой авиационной техники. Всего же в совместных белорусско-российских программах по модернизации техники и вооружений советского производства в той или иной степени участвуют более сотни белорусских предприятий.
Наиболее успешным примером военно-технического сотрудничества Белоруссии и России является созданная в феврале 2000 года с целью разработки, производства и модернизации средств ПВО Межгосударственная финансово-промышленная группа (МФПГ) «Оборонительные системы», объединяющая 24 российских и 3 белорусских предприятия. В 2000-2001 гг. в рамках МФПГ «Оборонительные системы» (за счет собственных средств российских участников группы) была произведена глубокая доработка одного из самых массовых за рубежом маловысотных зенитных ракетных комплексов «Печора», белорусско-российский вариант модернизации которого - ЗРК «Печора 2М» недавно стал победителем международного тендера, проведенного в одном из государств Ближнего Востока.
Если соотнести роли российского и белорусского оборонных комплексов, то последний выполняет в большинстве случаев вспомогательную функцию и представлен в основном ремонтными заводами (Барановичский авиаремонтный завод, Борисовский танковый завод и некоторые другие), предприятиями-изготовителями комплектующих к системам ПВО и ПРО (Минский завод вычислительной техники – поставщик элементной базы для вычислительных систем корпуса ПРО под Москвой), а также производствами, выпускающими продукцию, разработанную в российских проектных организациях (Минский завод колесных тягачей, например, производит транспортные средства, спроектированные в НИИ автомобильной техники МО в г. Люберцы Московской области).
В целом же уровень белорусско-российского сотрудничества в области оборонной промышленности еще далек от требований, соответствующих единому оборонному пространству. Для того чтобы повысить эффективность военно-технического взаимодействия и в конечном итоге воссоздать общий оборонный комплекс необходимо на деле перейти к единому оборонному заказу Союзного государства, совместным программам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Однако для этого нужны серьезные политические решения, к которым до сих пор не готово белорусское руководство. По этой же причине до сих не подписано Соглашение о Единой системе ПВО и не создано командование региональной группировки войск. Пока для этого нет соответствующих условий – в республике отсутствует необходимая законодательная база и в силу этого обстоятельства не могут быть приняты соответствующие решения главнокомандующим белорусских вооруженных сил.
Сотрудничество между Белоруссией и Россией в сфере обороны должно включать и мероприятия дипломатического, экономического и информационного порядка. Активные партнерские отношения Белоруссии и России в рамках различных программ с Североатлантическим альянсом, которые наблюдается в последнее время, сами по себе не должны успокаивать, поскольку НАТО сегодня отводятся вторичные и ограниченные функции в поддержании миропорядка и безопасности. Угроза потенциальных упреждающих ударов по «государствам-изгоям» исходит не от НАТО(или ЕС), а от политического и военного руководства США. Доктрина последнего предполагает селекцию европейских стран-союзниц с целью выделения государств, готовых к тесному взаимодействию с Вашингтоном как для проведения операций «со специальной целью», так и для долговременного военного союза без всяких оговорок. Поскольку первое такое послушное США государство уже определено – это Польша(со всеми вытекающими из этого последствиями для Белоруссии),- то и затягивать конкретные шаги по военно-техническому сближению с Россией Минску не стоит.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |