Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Независимая газета,
30 июня 2003
Владимир Мухин
Сегодня в Киеве Сергея Иванова будут склонять к продаже национальной морской инфраструктуры
Российский министр обороны Сергей Иванов прибывает сегодня на Украину. Официально визит Иванова имеет целью обсуждение планов сотрудничества в военной сфере. Как сообщил "НГ" начальник пресс-службы МО РФ полковник Николай Дерябин, "в ходе переговоров главы оборонных ведомств обсудят перспективы развития двустороннего военного и военно-технического сотрудничества, а также использования российских военных полигонов для обучения подразделений войск ПВО и ВВС Украины". Однако источники "НГ" в Минобороны полагают, что Киев намерен руками нового министра обороны Евгения Марчука склонить Сергея Иванова к передаче всех маяков и прибрежной навигационной инфраструктуры ВМС Украине. Вопрос этот очень важен, поскольку эти объекты можно использовать не только для обеспечения мореплавания, но и для разведки. Россия, как положено, делилась и делится разведданными с украинской стороной. Тем более что в прошлые времена у экс-главкома ВМС Украины Михаила Ежеля сложились отличные отношения с руководством ЧФ. Но Киеву показалось этого мало.
Дело в том, что украинская сторона давно планирует открыть в Севастополе большой международный порт. (Военную бухту в Балаклаве уже демилитаризировали и теперь выведенная оттуда единственная на Украине подводная лодка стоит на ремонте на стапелях 13-го российского судоремонтного завода ЧФ). По этому поводу Киев консультируют американцы, ненавязчиво предлагая "взять все дело в свои руки, заняться экологией" и т.п., что на деле означает установить за русским флотом более строгий контроль и лишить его самостоятельности.
Вчера в Севастополь прибыл первый караван военных судов Черноморского флота, участвовавших в российско-индийских маневрах в Аравийском море. Большой десантный корабль "Цезарь Куников", морской танкер "Иван Бубнов" и спасательный буксир "Шахтер" встали на рейде близ штаба ЧФ. Основные же корабли (флагман флота "Москва", корабли "Пытливый" и "Сметливый") прибудут к берегам Крыма 2 июля. В этот день Сергей Иванов должен встречать их вместе с руководством Черноморского флота.
Время для визита Сергея Иванова выбрано не случайно. В Минобороны Украины прошла кадровая чистка, а в России начинается предвыборная гонка и вместе с ней - борьба за военный электорат. К тому же российско-украинские контакты омрачаются "подпольными" скандалами, связанными с переделом собственности на ЧФ и "заморозкой" дальнейшей разработки и строительства военно-транспортного самолета Ан-70.
При адмирале Ежеле сдвинуть вопрос о передаче военного оборудования ЧФ Украине не получалось. Его считали и считают человеком Москвы. (Негласно поговаривают, что вместе с командующим ЧФ Владимиром Масориным моясь в бане, он "костерил" Кучму. Этот разговор якобы записали, и именно за это он был уволен в отставку). Шкидченко же, потомственный военный, профессионал и интеллигент, пользовался и пользуется авторитетом в войсках, но его также подвели симпатии к Москве. Шкидченко не смог отстоять интересов Украины и добиться передачи военных объектов ЧФ Украине.
Поговаривают, что в последнее время Шкидченко настолько не устраивал руководство страны, что дело даже доходило до скандалов. Скажем, в конце мая текущего года на заседании государственной комиссии по вопросам реформирования ВСУ министр обороны Владимир Шкидченко заявил, что Министерство обороны Украины считает невозможным провести радикальное сокращение войск к 2005 году с 340 тыс. до 150-180 тыс. военнослужащих, которое запланировало высшее политическое руководство Украины. Он не был активным сторонником вступления Украины в НАТО .
Теперь все эти вопросы должен решать Марчук. Многие военные эксперты считают, что назначение "контрразведчика" Евгения Марчука на должность министра обороны и "прозападника" Игоря Князя главнокомандующим Военно-морскими силами Украины на деле означает окончательный поворот Украины в лоно интересов НАТО и США. Для ЧФ наступают тяжелые времена...
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |