Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Геннадий Коненко
Исход второго тура голосования по выборам в местные органы власти и самоуправления в Республике Молдова в общем был предсказуем.
На пост генерального примара (мэра) столицы Молдавии Кишинева, как и предполагалось, был переизбран кандидат от блока Социал-либеральный альянс "Наша Молдова" (Социал-демократический альянс, "Альянс независимых", Либеральная партия) С.Урекян с 53,9% голосов (в первом туре - 44,4%), его противник, представитель Компартии (ПКРМ) В.Згардан набрал 46,1% голосов против 40,8% в первом туре.
За С.Урекяна отдали свои голоса, кроме сторонников СЛА, христианские демократы, социал-либералы с социал-демократами, а также многие члены общественно-политического движения "Равенство" В.Клименко, возглавляющего Конгресс русских общин Молдовы, который действует независимо от Координационного совета русских общин, поддерживающего нынешние власти.
Со стороны оппозиции и, прежде всего, избирательного штаба С.Урекяна накануне второго тура голосования был предпринят ряд прямо-таки пиаровских акций. Во всех оппозиционных правительству средствах массовой информации, а их немало, в отношении кандидата от ПКРМ В.Згардана публикуется большое количество "разоблачительных" статей, обвиняющих его, например, в незаконных доходах. В качестве доказательств приводится факт наличия в собственности В.Згардана дома стоимостью якобы до 1 млн. долл. США и нескольких автомобилей.
Особо в этих статьях подчеркивалось то обстоятельство, что В.Згардан был в свое время сторонником Народного фронта (организация крайне правых молдавских националистов в конце 80-х гг.- начале 90-х гг) и первого президента РМ М.Снегура, организовавших поход "волонтеров" на мятежную Гагаузию и спровоцировавших войну с Приднестровьем.
Желая привлечь на свою сторону по возможности больше русскоязычных граждан Молдавии, националистическая оппозиция стала критиковать президента В.Воронина и его команду за невыполнение предвыборных обещаний, данных в преддверии парламентских выборов 2001 года, касающихся, в частности, вопросов придания русскому языку статуса официального, пропорционального представительства национальных меньшинств в государственных и административных органах власти и управления, присоединения Молдовы к Союзу России и Белоруссии и др. В статьях утверждалось также, что В.Воронин после визита в США в декабре 2002 года стал проводить проамериканскую политику, хотя до этого он заявлял о стремлении развивать стратегическое партнерство с Россией, в том числе по проблеме приднестровского урегулирования, и т.д. Большая доля правды в этом, безусловно, есть, и все же от этой критики попахивает и цинизмом, и провокацией одновременно, ведь общеизвестно, что именно националисты вкупе с Советом Европы и прочими постарались сделать все возможное, чтобы обещания коммунистов, например, в области русского языка и политики официального Кишинева на российском направлении оставались невыполненными.
Солидную информационно-пропагандистскую поддержку националистам из Кишинева оказали приднестровские СМИ, которые, как известно, находятся под полным контролем тамошних властей. В нападках на президента В.Воронина они даже превзошли своих молдавских коллег.
Но, как бы там ни было, пропагандистские приемы оппозиции перед вторым туром выборов возымели свое действие. В Кишиневе за С.Урекяна, если судить по материалам прессы, проголосовала часть левого и русскоязычного электората. Не помогло ни обращение к кишиневцам представителей национальных меньшинств, ни самого В.Воронина, призывавших голосовать за кандидата от ПКРМ. Личное вмешательство президента в предвыборную борьбу многие наблюдатели считают большой ошибкой, которая, несомненно, еще не раз будет ставиться ему в упрек, и не только на национальном уровне. Похоже, В.Воронин проанализировал сложившуюся ситуацию, поскольку в своем новом обращении к народу в связи с окончанием выборов он заявил об уважении сделанного кишиневцами выбора и готовности руководства страны сотрудничать с местными властями и не только в столице, но и везде, где главами местных администраций были избраны представители оппозиционных партий.
Что касается муниципального совета Кишинева, то здесь окончательную безоговорочную победу одержали коммунисты. Из 51 его советника 25 являются представителями ПКРМ (49%), т.е., если они сумеют заручиться поддержкой даже еще только одного советника, на их стороне будет большинство, что может стать серьезным ограничителем для сторонников примара С.Урекяна при решении того или иного вопроса деятельности муниципалитета. По бюджетным вопросам коммунисты уже владеют "блокирующим пакетом".
Остальные места в муниципальном совете распределились следующим образом: блок СЛА"Наша Молдова" получил 14 мандатов советников, Христианско-демократическая народная партия (ХДНП) - 8, Демократическая партия бывшего спикера молдавского парламента Д.Дьякова - 1, блок СДП-СЛП - 1, движение "Равноправие" - 1 и в качестве независимого кандидата в совет муниципалитета вошел один из претендентов на пост примара М.Северован, входивший в команду С.Урекяна до выборов.
Компартия победила во втором туре своих соперников и по числу полученных ее сторонниками мест примаров в оставшихся 305 населенных пунктах страны - еще 84 ее представителя стали главами местных администраций. Общая картина результатов выборов руководителей администраций на местах выглядит так: из 893 мест примаров 366 (41%) получили представители ПКРМ, далее идут -"Наша Молдова" - 191 мандат примара (21,4%), ДП - 73 (8,2%), блок социал-либералов и социал-демократов - 43 (4,8%), ХДНП - 20 (2,2%). Аграрно-демократическая партия и Центристский союз получили по 18 мандатов примара, остальные партии в общей сложности - 10 мест. Независимые будут руководить в 154 примэриях страны (17,2%). В 13 районах из 33 более 60% примаров - коммунисты.
Число советников от ПКРМ в районных и муниципальных советах достигло 615 человек из 1126 (54,6%). В городских и сельских советах большинство также за правящей партией - им принадлежит 5392 мандата советников из 10803 (49,9%).
Во втором туре выборов приняли участие 59,78% всех избирателей. Число голосовавших в двух турах составило 57,8%. И оппозиция лукавит, когда заявляет, что явка избирателей на этот раз была значительно более низкой по сравнению с местными выборами в 1995 и 1998 гг. (согласно цифрам, приведенным информационным агентством "Молдова Ази", уровень участия на упомянутых выборах также составлял около 60%). И тем более, на наш взгляд, рано еще говорить, как это делают некоторые представители оппозиции и подконтрольных ей СМИ, утверждая, что коммунисты даже потерпели чуть ли не поражение на прошедших выборах, и результаты голосования означают для них чуть ли не начало конца.
Конечно, ПКРМ хотела бы добиться более внушительной победы и, особенно, в Кишиневе, где проживает около 1 млн. человек, т.е. почти одна треть населения Молдавии (без Приднестровья), сосредоточено 80% всех финансовых потоков, находится большая часть промышленности, расположены основные образовательные и научно-исследовательские центры страны.
Однако присутствует, по нашему мнению, еще одна причина, по которой коммунисты так стремились победить в Кишиневе, используя все доступные средства, а порой действуя, как теперь часто говорят, на грани фола. Эта причина - парламентские выборы, которые должны состояться в 2005 году. И победа в Кишиневе означала получить на будущее весьма и весьма ощутимые преимущества в предстоящей предвыборной борьбе.
Сегодня руководство РМ и правящей Компартии вынуждено признать, что часть центристской оппозиции сумела преодолеть свои разногласия и мобилизоваться, образовав предвыборный блок - т.н. Социал-либеральный альянс, который добился на выборах неплохих результатов и, по сути дела, стал ныне лидером всего оппозиционного движения.
Победа блока СЛА в борьбе за пост генерального примара Кишинева показала также, что если руководители партий и движений правого и правоцентристского толка учтут опыт прошедших выборов, расстанутся со своими личными и политическими амбициями и поддержат на будущих парламентских выборах сегодняшнюю коалицию С.Урекяна и Д.Брагиша, то коммунисты вряд ли смогут рассчитывать на успех, подобный успеху на недавних местных выборах и тем более на прошлых парламентских. А это значит, что и выборы парламентом президента страны в 2005 году уже не будут безальтернативными, как это фактически произошло в 2001 году.
До баталий за депутатские кресла в молдавском парламенте еще довольно далеко. Возможно, СЛА не сумеет трансформироваться в политическую партию, ибо лидеры блока так пока и не смогли забыть о своих разногласиях. И это стало проявляться сегодня более заметно. чем это было до выборов.
Победа лично С.Урекяна на выборах показала, что у оппозиции к 2005 году может появиться общий кандидат на пост президента, который будет способен противостоять кандидату от правящей партии.
Безусловно, Кишинев - это еще не вся страна. И в целом прошедшие выборы продемонстрировали, что настроения и симпатии населения не претерпели значительных изменений. Компартия сумела сохранить доверие избирателей.
И тем не менее, многое, если не все, будет зависеть от того, насколько партия и ее лидер В.Воронин учтут свои ошибки и в предвыборной кампании, и, главное, в проведении внутренней, экономической и социальной политики, внешнеполитического курса страны. Нереализованные предвыборные обещания могут отрицательно сказаться на рейтинге нынешних властей и привести к утрате того доверия, которым они пользуются сегодня у населения, в том числе русскоязычного, а это около одной трети избирателей.
Представляется, что ПКРМ должна будет позаботиться и о поисках новых союзников и об укреплении созданного в начале 2003 года союза левых сил. Такая возможность, надо полагать, представится на форуме левых и левоцентристских партий, намеченного на осень текущего года.
Совершенно очевидно, что наши, в значительной степени гипотетические, прогнозы в отношении будущих парламентских и президентских выборов в Молдавии могут оправдаться лишь при сохранении нынешней расстановки политических сил в стране. В случае, если Кишиневу и Тирасполю при содействии посредников в переговорах по приднестровской проблеме удастся все же договориться о создании общего федеративного молдавского государства, то это будет уже совсем другое развитие событий и вообще другая история.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |