Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
EURASIANET,
24 июня 2003
Зафар Абдуллаев
Если результаты референдума 22 июня будут подтверждены, президент Таджикистана Эмомали Рахмонов будет иметь возможность баллотироваться еще на два срока, что теоретически продлевает его пребывание у власти до 2020 г. Однако для установления в стране прозрачного демократического режима президенту придется решить несколько весьма серьезных задач. Одна из них заключается в установлении контроля над черным рынком денежных средств.
18 июня Национальный банк Таджикистана сообщил, что в период с 1 по 10 апреля в ходе объявленной амнистии было легализовано 187 млн долларов, а также более одного миллиона рублей и 61 тысяча евро. Большая часть этих денег, по словам начальника пресс-службы нацбанка Рахматшо Додхудоева, поступила в последние дни амнистии. Согласно Додхудоеву, в эти дни казна пополнилась 40 млн долларов и 20 млн таджикских сомони (6,5 млн долларов). Банкиры обратились к правительству с просьбой продлить срок амнистии. В конце мая Рахмонов продлил этот срок до 10 июня. Пресс-секретарь президента Зафар Саидов говорит, что это сделано в интересах "многочисленных граждан и предпринимателей, которые по той или иной причине решили легализовать своих теневые финансовые накопления лишь накануне последнего дня амнистии".
По закону об амнистии любой таджикский гражданин может свободно разместить средства на счетах в одном из восьми крупнейших коммерческих банков, не уплачивая при этом штрафов или налогов. Руководство Национального банка заверило, что те, кто обвиняется в финансовых преступлениях, будет освобожден от наказания и граждане получат свои (отныне легальные) деньги обратно сразу же после того, как власти подведут итоги акции.
Заместитель директора департамента счетов физических лиц Национального банка Нина Амбарцумова призывает граждан покупать на легализованные средства выпущенные государством облигации или создавать новые компании. 18 апреля правительство приняло отдельный закон, освобождающий всех, кто легализовал свои капиталы, от уплаты государственной пошлины на патенты, регистрацию и лицензирование. Закон освобождает также легализованные средства от уплаты налогов в случае вложения денег в жилищное и иное строительство.
Несмотря на эти шаги, эксперты считают, что доверие населения к таджикским банкам будет оставаться на низком уровне. "Люди опасаются, что их деньги могут ‘сгореть’ в любой момент, как это случилось в 1992-1993 гг.", – говорит экономист Рустам Таджиев. По его словам, неспособность государства привести в порядок собственные финансы снижает желание граждан иметь дело с банками. Банки выплачивают проценты, которые едва покрывают инфляционные потери, добавил Таджиев, благодаря чему у вкладчиков создается впечатление, что получение доходов и банковская деятельность – вещи, никак не связанные друг с другом.
Результаты амнистии предсказать трудно, однако лишь немногие ожидают, что она окажет сколько-нибудь значительное влияние на теневую экономику. Соседний с Таджикистаном и гораздо более крупный Казахстан провел аналогичную финансовую амнистию летом 2001 г., в ходе которой самые высокие результаты также наблюдались в ее завершающие дни. Казахстанская амнистия была точно так же продлена на десять дней президентским указом. Министр финансов Мажит Есенбаев заявил тогда парламенту, что "продление является необходимым психологическим фактором, потому что людям требуется время для принятия решений". Целью финансовой амнистии в Казахстане стало получение долларов от лиц, обеспечивших себе "налоговое убежище", и эмигрантов, многие из которых прятали деньги, чтобы избежать постоянно менявшихся правил налогообложения. Перед Таджикистаном, который не может похвастаться, как Казахстан, запасами нефти, стоят несколько более трудные финансовые проблемы.
По мнению экспертов, большая часть "грязных" денег в стране делается на трафике героина и других нелегальных наркотиков, принося ежегодно 300-400 млн долларов.
Финансовая амнистия не обязательно заставит наркоторговцев заняться легальным бизнесом, особенно в ситуации, когда между богатейшими полями опийного мака Афганистана и рынками Европы и Соединенных Штатов имеется всего лишь одно препятствие в виде подразделения российских пограничников. Ежегодно российские пограничники и таджикские спецслужбы конфисковывают тонны афганского героина, цена которого в России составила бы от 40 до 60 млн долларов. Однако, как признают пограничники, их "улов" не превышает 10 процентов всех наркотиков, переправляемых через территорию Таджикистана.
В ситуации неконтролируемой теневой экономики правительство ввело высокие налоги, что вынудило граждан, не занимающихся наркоторговлей, прятать свои капиталы. Серьезным источником неофициальных доходов является рынок труда. По оценкам экономистов, примерно 800 тысяч нелегальных мигрантов отсылают ежегодно деньги из России в Таджикистан, причем по меньшей мере 60 процентов этих средств составляют наличные деньги. По неофициальным данным, объем "черного нала" в Таджикистане превышает 500 млн долларов.
"У населения имеются значительные запасы наличных денег, что является результатом высокого уровня трудовой миграции и наркоторговли", – говорит независимый политолог Турсун Кабиров.
В этом контексте довровольная сдача денег является всего лишь началом кампании борьбы с теневой экономикой. По данным министерства финансов Таджикистана, в 2002 г. мигранты перевели с помощью банков более 82 млн долларов. Однако продолжение борьбы с нелегальной наличностью может привести к опасным последствиям. Хайдар Махмадиев, отвечающий в администрации Рахмонова за борьбу с наркотиками, заявил журналистам, что "легализация доходов от контрабанды наркотиков и коррупции может стать мощным фактором роста организованной преступности и поставить под угрозу национальную безопасность Таджикистана". Если Рахмонов намерен привести Таджикистан к стабильности, ему придется вступить в жестокую войну на экономическом фронте.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |