Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Владислав Лосев (Минск)
3-го июля в Белоруссии отмечался государственный праздник, имеющий двойное наименование - День независимости и День республики. Вообще-то 3-го июля отмечается в Белоруссии как знаменательная дата (День освобождения) уже без малого 60 лет, так как именно в этот день в 1944 году Минск был освобожден от немецко-фашистской оккупации и гитлеровских пособников из числа местных коллаборационистов. В течение десятилетий этот день был не только годовщиной освобождения, но и днем единения с Россией и русским народом, вынесших на себе всю основную тяжесть схватки с нацизмом. Подобная традиция сохранялась и после развала СССР, в том числе и во времена правления одного из могильщиков Советского Союза Станислава Шушкевича, так как при всей его нелюбви к русскому народу даже он не мог идти против настроений господствовавших в белорусском обществе.
В 1996 году на ноябрьском референдуме было определено, что главным праздником белорусского государства является День независимости (День республики) и отмечаться он будет именно 3-го июля. Однако этот праздник изначально заключал в себе внутреннее противоречие, так как с одной стороны он должен олицетворять собой суверенность новоиспеченного государства (День независимости), а с другой демонстрировать белорусским гражданам, что власти продолжают советские традиции (День республики) и намерены восстановить разрушенное государственное единство с Россией.
Вплоть до прошедшего года третьеиюльские праздники носили в основном просоветский и просоюзный характер. Но вот в этом году произошли, по всей видимости, серьезные изменения в отношении руководства республики к вопросам белорусско-российской интеграции, которые нашли свое отражение в обширном интервью Александра Лукашенко, данном им трем ведущим белорусским телеканалам накануне Дня независимости (Дня республики).
Из слов А.Г. Лукашенко следует, что главной заботой белорусского президента в течение всего времени его нахождения у власти являлось укрепление суверенности Белоруссии и именно это, по его мнению, и должна, в первую очередь, уяснить себе белорусская политическая элита.
При этом Лукашенко пояснил, что Белоруссия оказалась не готовой воспринять свалившеюся на нее самостийность. Более того, население в большинстве своем не хотело никакой "незалежнасцi" и поэтому высшим руководством Республики Беларусь была избрана стратегия постепенно нарастающей суверенности за счет особых, а по сути иждивенческих, отношений с Российской Федерацией ельцинского периода. Отсюда следует, что белорусские власти с самого начала интеграционных процессов проводили в отношении РФ политику с двойным дном. Для отвода глаз велись разговоры о воссоединении, а на деле, как выясняется, закреплялся политический и экономический отрыв Белой Руси от России.
В этом смысле показательно недавнее выступление (24 июня) председателя Конституционного суда Белоруссии Григория Василевича, который заявил, что выполнению соглашения о переходе Белоруссии на использование российского рубля в качестве собственной денежной единицы препятствуют две статьи действующей конституции Республики Беларусь. Так, статья 8 запрещает заключать международные договора, противоречащие конституции, а статья 136 определяет, что исключительным правом эмиссии денег на территории Белоруссии обладает только Национальный банк.
И поэтому, делает вывод Г.А. Василевич, «выход один - либо соблюдать конституцию и не подписывать данное соглашение, либо корректировать Основной закон и заключать соглашение в предложенной редакции».
С формальной точки зрения все вроде бы верно, но дело в том, что эти юридические препоны были преднамеренно оставлены в новой редакции белорусского Основного закона в ходе конституционной реформы 1996 года, хотя специалисты-правоведы и представители общественности предлагали изменить названные статьи с учетом предстоящего объединения с Российской Федерацией.
Однако эти вполне логичные предложения были отвергнуты, и не малая заслуга в этом принадлежит нынешнему заместителю главы администрации президента РБ А.М. Абрамовичу.
И вот сейчас эти самые антиобъединительные статьи конституции реально препятствуют созданию единой денежной системы Союзного государства, а точнее используются белорусскими властями как повод для искусственного затягивания интеграционных процессов. А то, что дела обстоят именно таким образом свидетельствуют, в том числе и следующие обстоятельства.
В конце июня глава Национального банка Белоруссии Петр Прокопович однозначно заявил, что параллельное хождение российского безналичного рубля в Белоруссии чрезвычайно выгодно для экономики республики. «Мы тщательно изучили эту проблему. Здесь нет каких-либо отрицательных моментов для предприятий, они получат только плюсы», - подчеркнул главный банкир Республики Беларусь. Платежная система и банки Белоруссии были полностью готовы к использованию с 1-го июля российского рубля в качестве безналичного платежного средства, для чего Национальным банком была разработана специальная автоматизированная система межбанковских расчетов RUBISS.
Однако к указанному сроку Александр Лукашенко не подписал соответствующее распоряжение, и введение российских безналичных денег отложилось на неопределенный срок. Более того, по этому вопросу власти затеяли так называемые консультации с представителями антироссийской оппозиции, которые, как и следовало ожидать, высказались против создания общей белорусско-российской финансовой системы.
Помимо этого, упомянутый уже председатель Конституционного суда Григорий Василевич заявил, что, несмотря на то, что полномочий парламента достаточно для внесения необходимых «денежных» поправок в Основной закон решение вопроса о введении российского рубля необходимо вынести на всенародное голосование (опять затягивание времени).
А если к этому добавить полную неопределенность с созданием на основе «Белтрансгаза» белорусско-российского газотранспортного предприятия и одностороннее решение Александра Лукашенко (2-го июля) о формировании новой рабочей группы для подготовки еще одного варианта проекта Конституционного акта Союзного государства, то становится очевидным, что белорусские власти в вопросах союзного строительства встали на путь если и не саботажа, то, по крайней мере, бюрократических проволочек. Работа по созданию нового Проекта Конституционного акта должна завершиться к сентябрю, после чего документ предполагается обнародовать.
Все это вызывает, по меньшей мере, недоумение, так как в Высшем государственном Совете (ВГС) Союзного государства уже находится один вариант Конституционного акта, разработанный совместной белорусско-российской комиссией. Как известно этот документ согласован на всех уровнях и его предполагается рассмотреть на ближайшем заседании ВГС, которое намечено на 20 июля.
Нарастающий неконструктивизм белорусской стороны происходит на фоне массированной обработки населения взвинченной «антиолигархической» пропагандой, а по сути, едва прикрытой формой нападок на нынешнее руководство Российской Федерации. И тон здесь задает сам А.Г. Лукашенко: «Особенно активно себя ведут так называемые олигархи. Они уже выдвигают условия: сдашь экономику Беларуси, тогда пойдем на союз, не сдашь – союз не нужен. Мы на таких условиях союз строить, не намерены» («Советская Белоруссия»,1.07.2003 г.).
И так, каковы же причины столь резко столь резко проявившейся в последнее время антисоюзной позиции белорусского руководства? По всей видимости, это связано, в том числе и со следующими обстоятельствами:
во-первых, отрицательным отношением Владимира Путина к самой идее продления президентских полномочий, высказанным им в ходе недавнего государственного визита в Великобританию и
во-вторых, негласным политическим союзом нынешних белорусских властей с левыми и другими антипутинскими силами в Российской Федерации, которые намерены использовать срывы на союзном поприще в качестве ударного орудия против партии власти в России в ходе думской и президентской избирательных кампаний.
Таким образом, к великому сожалению, приходиться отмечать, что действительно великое дело общерусского воссоединения попадает в заложники непомерных претензий и тщеславия некоторых политических фигур, как в Белоруссии, так и в России.
P.S. Сразу после Дня независимости в администрации президента РБ состоялось совещание с руководителями государственных средств массовой информации, на котором были жестко указаны опорные понятия всей предстоящей информационно-идеологической работы:
- Белоруссия независимая, суверенная и мощная держава;
- президент Путин зависимая политическая фигура и управляется группой олигархов;
- Союз срывается по вине Кремля.
При этом рекомендовалось «внимательно присмотреться к работе» журналистов высказывающих пророссийские суждения.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |