Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Л. Грач, Председатель Всеукраинского Объединения «Наследники Богдана Хмельницкого», народный депутат Украины
Официальный Киев стали преследовать серьезные неудачи на внешнеполитическом поприще
С тех пор, как официальный Киев, откровенно стремясь выслужиться перед Соединенными Штатами, стал всячески тормозить реализацию Московских договоренностей от 23 февраля 2003 года, его стали преследовать серьезные неудачи на внешнеполитическом поприще.
Встреча Л.Кучмы с Э.Шеварднадзе под патронатом США провалилась
Явно провалился очередной саммит ГУУАМ в Ялте, превратившийся, как писала «Деловая столица» в «саммит двух президентов» – Леонида Кучмы и Эдуарда Шеварднадзе. Грузинскому лидеру, власть которого распространяется на территории собственного кабинета и на борту служебного самолета, просто некуда было деться. Остальные же решили в этот раз ласковым волнам Черного моря предпочесть «сладкий дым» своих отечеств. Делегацию Азербайджана возглавлял премьер-министр, Молдовы – зам министра иностранных дел, а из Узбекистана прибыл и вовсе госсоветник президента.
Если 80-летний Гейдар Алиев по причине пошатнувшегося здоровья готовился к отлету на лечение в полюбившуюся ему Турцию, то другие главы государств саммит откровенно проигнорировали. Единственным украшением ялтинской встречи оказался помощник заместителя госсекретаря США Стивен Пайфер. Так что намечавшийся саммит превратился в междусобойчик «на троих». Как писала российская «Независимая газета», «резко ухудшившееся состояние здоровья многих президентов превратило ялтинский саммит во встречу Кучмы с Шеварднадзе под патронатом США».
Спасти трубу Одесса – Броды могут только реверсные поставки российской нефти
Под стать такому его характеру явились и решения встречи. Соглашение о создании Виртуального центра ГУУАМ по борьбе с терроризмом, организованной преступностью, распространением наркотиков и иными опасными видами преступлений способно действовать лишь в той мере и до тех пор, в каком количестве и до какого времени американцы выделят под этот центр деньги. Меморандум о взаимопонимании государств-участников ГУУАМ по содействию торговле и транспорту можно было бы вообще не подписывать, поскольку он никого ни к чему не обвязывает. К тому же и с формальной точки зрения он был не нужен, поскольку с прошлого года действует соглашение о свободной торговле в зоне ГУУАМ. Вернее, бездействует, так как взаимный товарооборот между экономически дистрофическими странами имеет совершенно смехотворный характер.
Остальные документы саммита имеют отношение к образованию, науке, охране границ, таможне и чрезвычайным ситуациям.
До главного, рады чего, собственно, ГУУАМ когда-то затевался американцами, - транспортировки каспийской нефти под патронажем США, участники саммита так и не добрались. Удалось только создать еще один бюрократический орган – Совет представителей президентов стран ГУУАМ по вопросам развития нефтетранспортных коридоров.
Словом, встреча в Ялте наглядно показала, что не следует зрелым политикам мечтать о бесплатной шоколадке – чем больше мечтаешь, тем выше шансы получить обертку от нее. Ведь всем понятно, что нефтекоридор через Украину – всего лишь один из запасных вариантов для США. И, кстати, чем усерднее Киев помогает американцам в «умиротворении» Ирака (а в перспективе вполне может быть Ирана, Сирии и кого-то там ещё), тем меньше шансов на получение шоколадки.
Становится ясно, что спасти трубу Одесса – Броды могут только реверсные поставки российской нефти. В конце июня премьер-министр Виктор Янукович получил письмо руководителей АК «Транснефть», «Роснефти», ТНК, НК «Юкос», «Сибнефти», НГК «Славнефть», которые просят оказать содействие в скорейшей реализации проекта транзита российской нефти с использованием реверса нефтепровода Одесса-Броды. Россияне намерены перекачивать по этой трубе 9 млн. тонн в год. Хороший вариант для Украины, если учесть ГУУАМную туманность и неопределенность. Остается только порадоваться такому щедрому подарку России. И, конечно, сделать выводы из явно ущербной односторонней внешнеполитической ориентации.
Украине не стоит рассчитывать на членство в ЕС
Тем более, что ориентация эта недавно ударила и другим концом своей дубинки по барину, то бишь по Киеву. В Варшаве на днях завершила работу представительная конференция «Новое соседство ЕС: стратегия восточной политики для расширенного Союза». В Киеве, особенно атлантисты из лагеря Виктора Ющенко, могли бы порадоваться некоторым заявлениям ее участников. Так, министр иностранных дел Польши Владзимеж Цимошевич настаивал на том, чтобы оставить для Украины и Молдовы открытой перспективу членства в Европейском союзе. Он сказал, что ближайшие восточные соседи расширенного Союза заслуживают на «перспективу членства» в такой же степени, как и государства Западных Балкан.
Однако, в этой бочке словесного меда не обошлось и без солидной порции дегтя. Цимошевич предостерег украинцев и молдаван от чрезмерного оптимизма и завышенных ожиданий: «Существует много наивности в этих странах. Политики там уверены, что вхождение в Союз является в большей степени политическим решением, чем результатом продолжительных реформ, - подчеркнул министр, - не стоит Украине рассчитывать на обещание членства в ближайшее время».
Пока дипломаты и аналитики занимались на конференции словопрениями в том духе, чтобы и волки были сыты, и овцы целы, вполне определенно высказался комиссар Евросоюза по вопросам расширения Гюнтер Ферхойген. Он выступил за то, чтобы круг стран, имеющих перспективу вступления в ЕС, был четко ограничен. Ранее, как известно, нынешний председатель Евросоюза, премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, известный своей эксцентричностью, пригласил вступить в Евросоюз Россию, Турцию и Израиль (об Украине он то ли забыл, то ли вообще не помнит). Впрочем, буквально на следующий день шеф итальянской дипломатии Франко Фраттини заявил, что его страна отказывается от форсирования членства этих стран в ЕС. Вместо этого, итальянцы считают необходимым ускорить принятие мер по борьбе с нелегальной иммиграцией. Он также добавил, что восточная граница ЕС должна надолго остаться на Буге. «Стратегия Союза относительно Украины и Беларуси должна быть точно такой же, как и по отношению к Северной Корее, - продолжил министр, - укрепление сотрудничества должно служить только тому, чтобы там начали соблюдать права человека и начала демократии».
И вот точку над “і” поставил Гюнтер Ферхойген. В интервью газете “Хандельсблат” он сказал, что “интеграционная способность ЕС будет исчерпана со вступлением в ЕС Турции и балканских стран”.
“Всем остальным мы можем предложить сотрудничество, отвечающее специфическим интересам каждой отдельной страны, но совершенно отчетливо остающееся за рамками членства в ЕС”, - заявил комиссар.
Не все так просто, как некоторым представляется у нас, в вопросе с Турцией. Ферхойген высказался за то, чтобы в 2004 году заключительный отчет о выполнении этой страной критериев для вступления в ЕС был представлен Еврокомиссией в ее нынешнем составе. “Я считаю это столь важным потому, что на Еврокомиссию в нынешнем составе уже никто не сможет оказать давление”, - подчеркнул комиссар ЕС по вопросам расширения.
Что же делать Украине?
В случае, когда в ЕС не берут даже заслуженного ветерана НАТО – Турцию, возникает вопрос: что же делать Украине?
Ответ дает заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Виктор Христенко. В журнале “Россия в глобальной политике” он пишет: “Работая над созданием ЕЭП (Единого Экономического Пространства. – Авт.), мы подчиняем наши действия тому, чтобы в ощутимой перспективе наши страны заняли надежные позиции среди по-настоящему сильных, экономически передовых и влиятельных государств. Прежде всего, необходимо со всей ясностью сказать…, что создание такого пространства не может быть делом и приоритетом одной России. Мы не можем и не будем никому навязывать своих планов, не намерены осуществлять экспансию на чужих территориях. Единое пространство может быть только продуктом осознанного взаимного интереса, или, точнее «баланса интересов».
Мы с этим согласны. Ведь консолидация потенциала, гармонизация норм экономического оборота в сфере товаров, услуг, инвестиций повышают конкурентный потенциал экономик всех стран-участников Московских договоренностей в торговле с третьими странами.
Народ и страна выиграют только в том случае, если с этими подходами согласятся и на украинском политическом Олимпе.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |