Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Яна Амелина
Когда над Крымом взметнутся зеленые знамена?
Проезжая по Центральному Крыму, например, от Симферополя к Феодосии, невозможно не заметить десятки новехоньких, "с иголочки", мечетей, выстроенных за последние месяц-год-два. Просторные, выкрашенные в пастельные тона здания с арабскими надписями над входом возведены как будто по паре-тройке типовых проектов. Мечетей явно больше, чем новых православных храмов. "Неужели здесь столько мусульман?" - возникает невольный вопрос. Если на все эти молельные дома хватает верующих, то приверженцев ислама в Крыму, пожалуй, побольше, чем четверть миллиона крымских татар (12 процентов всех жителей полуострова), зафиксированных последней переписью населения.
- Построение новых мечетей осуществляется, преимущественно, за счет иностранных спонсоров. Помощь в финансировании строительства, подготовке священнослужителей предоставляет в основном Турция, которая с января прошлого года стала постепенно уменьшать объемы финансирования, поскольку, по мнению некоторых турецких аналитиков, религиозность крымских татар крайне низка, - говорят политолог Рустем Джангужин и протоиерей Александр Кубелиус, авторы основательного исследования о влиянии исламского фактора на внутриполитическую жизнь Украины.
- Ислам у крымских татар - на уровне домашней традиции, - комментирует известный крымскотатарский журналист, бывший главный редактор газеты "Авдет" Лиля Буджурова, - даже молитвы читаем на татарском, а не на арабском языке.
"Заинтересованность судьбой крымских татар проявила и Саудовская Аравия, являющаяся родиной ваххабизма. Она предоставляет помощь в подготовке священнослужителей, финансирует образовательные проекты", - продолжают Джангужин и Кубелиус. А кто платит, тот и музыку заказывает. Многочисленные факты доказывают, что в Крыму вовсю идет экспансия радикальных форм ислама. Первые достоверные сведения об этом появились несколько лет назад. 16 мая 1999 года во время таможенного досмотра в поезде "Кисловодск-Симферополь" обнаружили более двух тысяч экземпляров отпечатанной в Грозном газеты "Терджуман" ("Переводчик"), предназначенной для распространения среди крымских татар 18 мая на траурном митинге в Симферополе. Именно в этом издании было опубликовано широко разошедшееся впоследствии утверждение экс-президента Чечни Зелимхана Яндарбиева, что "Крым должен выйти "замуж" за ислам, потому что только ислам сохранит честь и достоинство Крыма, крымских татар".
Самый мощный всплеск интереса к распространению в Крыму исламского фундаментализма произошел в 2000 году. Тогда ряд российских изданий и телеканалы РТР и НТВ почти одновременно напечатали и показали ряд материалов, посвященных крымским ваххабитам. В итоге едва не разразился российско-украинский дипломатический скандал: местные власти и СБУ в один голос отрицали их существование на полуострове.
А вот духовные власти, в отличие от светских, не пытались замолчать проблему. Напротив, она их сильно беспокоила. Осенью 2000 года Крым посетил муфтий мусульман Украины, шейх Ахмед Тамим. На пресс-конференции в Симферополе он отметил, что в Крыму распространяется много литературы, пропагандирующей ваххабизм и исламский фундаментализм. Духовное управление мусульман и большинство мусульманских общин Украины осуждают религиозный экстремизм во всех его проявлениях и выступают против попыток использовать религию в политических целях, подчеркнул Ахмед Тамим. Но, как дал понять шейх, достигнуть взаимопонимания в этом вопросе с новым руководством духовного управления мусульман Крыма, которое, в отличии от предшественников, активно участвует в политических акциях, пока не удалось.
Радикальный ислам в Крыму вновь привлек к себе внимание после теракта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Как заявил в интервью УНИАН вице-президент Фонда "Стратегия-1" Михаил Гончар, несмотря на то, что сейчас деятельность исламских фундаменталистских центров в Крыму не имеет опасных масштабов, она таит в себе потенциальную долговременную угрозу. По его словам, речь идет о проповедниках ваххабистского толка, имеющих несколько сотен сторонников в исламской среде Крыма. Они занимаются проповеднической деятельностью, распространяют среди крымских татар специальную литературу, предоставляют средства для строительства мечетей. Потенциальная опасность состоит и в привлечении к этому течению части крымскотатарской молодежи, которая не имеет постоянной работы и живет с грузом нерешенных социальных проблем.
Теперь - пару слов о "Хизб ут-Тахрир", только за листовки которой в Узбекистане бросают в тюрьму на несколько лет. Как отмечается в программе партии, ее идеологией является ислам, а назначением - "возродить исламскую умму (сообщество), освободить ее от идей, системы и законов неверных, так же, как и от господства и влияния их государств. Она также нацелена на восстановление исламского государства халифат". Достичь всего этого предлагается исключительно ненасильственными методами, во что верится с трудом.
Некоторое время назад представители партии появились и в Крыму. Поначалу сведения о ее деятельности были довольно скудны. Например, в январе прошлого года в Баку вместе с пятью членами "Хизб ут-Тахрир" был арестован гражданин Украины, крымский татарин из Симферополя Юнус Вилеев. Ранее местные спецслужбы зафиксировали его встречу с одним из руководителей партии. При обыске у арестованных изъяли инструкции по изготовлению взрывных устройств и подготовке террористических актов против филиалов международных организаций в Баку. Вилеев, по свидетельству 25 его соотечественников, написавших письмо в Министерство национальной безопасности Азербайджана, никогда не занимался политикой. Он окончил духовное училище при Управлении мусульман Крыма и готовился стать священнослужителем.
Теперь местные "хизб ут-тахрировцы" - реальная сила, о чем говорит хотя бы постоянное поминание партии в речах председателя Меджлиса крымскотатарского народа (представительного органа, контролирующего и направляющего подавляющее большинство проживающих в Крыму татар) Мустафы Джемилева.
КомментарийКирилл Фролов
Политика радикальной исламизации Крыма-не секрет. Не секрет и то, что протурецкий «меджлис крымско-татарского народа» является для саудовских ваххабитов слишком умеренный и сделавшей свое дело, и потому отжившей силой, только тормозящей радикальную исламизацию. Аналогичные процессы происходят и в России, где считавшийся умеренным муфтий Таджуддин все более оттесняется радикалами и в открытую пропагандируется, в том числе высокопоставленными чиновниками, т.н. «русский ислам».
Очевидно и то, что ни турецкая, ни саудовская версия исламизации Крыма не несут русскому большинству ничего хорошего, мало того, она навсегда выкинет Крым из орбиты российского влияния.
Эта экспансия носит последовательный и неуклонный характер. Количество мечетей в Крыму для крымских татар, то есть менее 10 % населения, равно примерно количеству православных храмов на 70% русского населения. Очевидно, что мечети строятся не только для этнических мусульман, но и для потенциальных «русских» прозелитов-« янычар». Следует помнить, что вопреки пропаганде «русского ислама», русский, принявший магометанство, теряет свою идентичность.
Что же делать? Единственный выход - контрэкспансия. Надо перестать стесняться быть русскими и православными и соответствующим образом поддержать Русскую Православную Церковь в Крыму. Так, чтобы процентное соотношение приходов было один храм на 1000 человек. Каждый такой храм должен стать миссионерским и культурным центром. Особенно важная проблема –кадры. Они должны готовится в Москве, чтобы раз и навсегда пресечь любые автокефалистские тенденции. Также необходимо создание нормальной индустрии русской православной пропаганды, сети профессиональных церковных СМИ. И в этом Церкви должно помочь Российское государство.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |