Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Геннадий Коненко
Республика Молдова (РМ) расположена в Юго-Восточной части Европы. Граничит с Украиной и Румынией. Не являясь прибрежным государством, географически тяготеет к причерноморскому региону. Имеет выход к Дунаю (протяженность береговой линии менее 1 км.). Территория - 33,8 тыс. кв. км.
Историческая справка. Коренное население РМ восходит к проживавшим на карпато-дунайском пространстве фракийским племенам. Существовавшее здесь ранее государственное образование Дакия в 104-105 гг. н. э. было покорено римским императором Траяном.
В средние века местная культура подвергается сильному влиянию славян, а также готов, гуннов и др.
В 1359 г. образуется независимое княжество Молдова, достигающее наибольшего могущества во 2-й половине XV века при господаре Штефане Великом. В ХУ1-ХУШ веках Молдова находится под господством Османской империи. В результате русско-турецких войн в 1792 г. к России отходит территория между Южным Бугом и Днестром (Приднестровье), а в 1812 г. - междуречье Прута и Днестр, где создается Бессарабская губерния. Западная часть молдавского княжества остается под суверенитетом Порты. В 1859 г. она объединяется с Валахией. Новое государственное образование получает название Румыния.
В декабре 1917 г. (уже была провозглашена советская власть) Бессарабия оккупируется румынскими войсками. Созданный на ее территории орган самоуправления "Сфатул Цэрий" ("Совет страны") 27 марта 1918 г. декларирует воссоединение Бессарабии с Румынией. 28 октября 1920 г. в Парижском договоре (не был ратифицирован всеми его участниками) державы-победительницы признают акт объединения.
На протяжении межвоенного периода СССР последовательно отвергал законность перехода Бессарабии под власть Румынии. 12 октября 1924 г. на Левобережье Днестра образована Молдавская Автономная ССР в составе Украинской ССР.
26 и 27 июня 1940 г. советское правительство выдвигает Румынии два ультиматума с требованием о безоговорочной передачи СССР Бессарабии и Северной Буковины. 28 июня 1940 г. части Красной Армии вступают на эти территории. В августе 1940 г. Верховный Совет СССР принимает решение о создании Молдавской ССР, включающей междуречье Прута и Днестра (Бессарабию) и Приднестровье. При этом 8 из 14 районов бывшей Молдавской АССР, а также Хотинский, Измаильский и Белгород-Днестровский уезды Южной Бессарабии вошли в состав Украины.
31 августа 1989 г. Верховный Совет МССР принимает Закон "О государственном языке", 23 июня 1990 г. - Декларацию о принципах суверенитета. 27 августа 1991 г. Республика Молдова провозглашает свою независимость. 29 июля 1994 г. принята ныне действующая Конституция РМ. В настоящее время создана совместная молдо-приднестровская комиссия по разработке новой Конституции, которая должна определить основы федеративного устройства будущего воссоединенного государства. Приднестровье, как предполагается, будет наделено правами субъекта создаваемой федерации.
Административное устройство. В конце 2001 г. молдавский парламент принял Закон о новом административно-территориальном устройстве страны, предусматривающий переход от уездов к районам. Этот документ вступил в силу, однако его реализация была отложена до проведения очередных выборов в местные органы власти. Эти выборы состоялись 25 мая 2003 г. И теперь, согласно упомянутому выше закону, страна, включая Приднестровье, должна будет состоять из 33 районов, 60 городов и 5 муниципий (Кишинев, Бельцы, Бендеры, Комрат и Тирасполь). Бендеры и Тирасполь, как известно, находятся в Приднестровье.
В результате проходивших с 1992 г. переговоров в декабре 1994 г. был согласован и принят парламентом РМ Закон об особом правовом статусе Гагаузии, предусматривающий создание в составе РМ автономно-территориального образования (АТО), обладающего правом на самоопределение в случае изменения статуса РМ как независимого государства. Во исполнение этого закона и на основании результатов проведенного весной 1995 г. в южных районах РМ референдума такое образование с компактным проживанием гагаузского населения под названием Гагаузия или Гагауз Ери и было создано. Административный центр - Комрат. С образованием этой автономии разрешился длившийся более двух лет конфликт между Кишиневом и Комратом, который, однако, в отличие от приднестровского, не перерос в открытое вооруженное противостояние.
В июне того же года состоялись первые выборы Башкана (Главы) и Народного собрания автономии. 6 июня 1998 г. вступило в силу Уложение (Основной Закон) АТО Гагауз Ери. 6 октября . 2002 г. в Гагаузии состоялись внеочередные выборы Башкана.
В настоящее время ведутся переговоры об особом статусе Приднестровского региона в составе РМ. Статус должен быть определен новой Конституцией будущего государства, которое, как Кишинев и Тирасполь уже договорились, будет строиться на федеративных началах.
Население. По данным Департамента статистики и социологии РМ на 1 января 2003 года в Молдавии проживало 3 млн.617,7 тыс. человек (официальная перепись населения страны запланирована на осень 2003 г.). Из них- 1 млн. 499 тысяч - горожане, 2 млн. 118,6 тысяч. - На 1 января 2002 года в Приднестровье проживало около 650 тыс. человек. Для сравнения: согласно последней переписи (1989г.), во всей Молдавии насчитывалось 4 млн. 320 тыс. жителей, из которых городское население составляло 2 млн. 21 тыс. человек, сельское - 2 млн. 299 тысяч. Практически не изменился и этнический состав населения: молдаван насчитывается около 65% от всего населения, украинцев и русских - примерно по 13%, далее идут: 3,5% - гагаузы, 2% - болгары, 3,2% - представители других национальностей республики.
По некоторым оценкам, за последнее десятилетие отток населения за рубеж составил порядка 600 тыс. человек.
Государственный язык - молдавский. В соответствии с действующей Конституцией РМ "государство признает и охраняет право на сохранение, развитие и функционирование русского языка и других языков, используемых на территории страны" (ст. 13).
Официальными языками на территории Гагаузии являются молдавский, гагаузский и русский, а в Приднестровской Молдавской Республике таковыми являются русский, молдавский и украинский.
Религия. В республике действуют 18 религиозных конфессий православного, католического, иудейского, протестантского, мусульманского и др. вероисповедания. Основная часть верующих - православные.
Православная Церковь Молдовы находится под каноническим покровительством Русской Православной Церкви (РПЦ). 6 октября 1992 г. решением Московского Патриархата Кишиневско-Молдавская епархия была преобразована в Митрополию Молдовы и получила самостоятельность. Ее возглавляет Митрополит Кишиневский и Всея Молдавии Владимир (с июля 2000 г. является постоянным членом Священного синода РПЦ).
В 1992 г. в рядах православного духовенства Молдавии произошел раскол, связанный с созданием т.н. автономной Бессарабской митрополии, которая 19 декабря 1992 г. была принята под юрисдикцию Румынской Православной Церкви. До недавнего времени правительство РМ отказывалось регистрировать церковных раскольников. Однако, проиграв в декабре 2001 г. в Европейском Суде по правам человека поданный ее сторонниками иск, молдавские власти были вынуждены внести необходимые изменения в действующее законодательство, и 30 июля 2002 г. Бессарабская митрополия была зарегистрирована.
Государственное устройство. Согласно внесенным 5 июля 2000 г. поправкам в Конституцию, страна стала фактически парламентской республикой, в которой главой государства является президент, избираемый парламентом. 4 апреля 2001 г., вскоре после внушительной победы на парламентских выборах Партии коммунистов (ПКРМ), президентом РМ на 4-х летний срок был избран ее лидер В.Воронин.
Высший законодательный орган - однопалатный парламент. По итогам досрочных парламентских выборов 25 февраля 2001 г. 71 депутатское место из 101 получили представители ПКРМ, 19 - «Альянса Брагиша» (c 2002 года носит название фракции Социал-демократического альянса (СДАМ) по названию созданной бывшим премьер-министром Д.Брагишем политической партии), 11 -Христианско-демократической народной партии (XДНП). Председатель парламента Е.Остапчук, первый заместитель -В.Мишин, депутаты от фракции ПКРМ, заместитель спикера М.Камерзан - депутат от СДА. 7 из 10 постоянных парламентских комиссий возглавляют депутаты-коммунисты, одну комиссию - представитель «Альянса Брагиша», одну - ХДНП, одну - независимый депутат.
Премьер-министр - В.Тарлев, ранее занимал пост генерального директора АО "Букурия". В состав правительства входят первый вице-премьер, 3 вице-премьера, 14 министров (2 вице-премьера возглавляют министерства), глава администрации Гагаузии и Генеральный примар (мэр) Кишинева.
Политические партии. На 6 августа 2002 г. в РМ зарегистрированы 27 политических партий и движений. Основные из них :Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ). Восстановлена осенью 1994 г. Имеет квалифицированное большинство в парламенте. Пост председателя партии занимает президент РМ В.Воронин. Партия выступает за активное развитие отношений с Россией и постепенную интеграцию в европейские политические и экономические структуры Европы.
Социал-демократический альянс Молдовы (СДАМ). Объединение политических движений социал-демократической направленности во главе с экс-премьером Д.Брагишем. Создан в декабре 2001 г. на базе центристского блока «Альянс Брагиша» и партии «Фурника» («Муравей»).
Христианско-демократическая народная партия (ХДНП). Бывший Христианско-демократический народный фронт. Представляет интересы наиболее радикальных прорумынских сил Молдавии. Председатель -Ю.Рошка.
Демократическая партия Молдовы (ДПМ). Создана 25 декабря 1995 г., политическая платформа ориентирована на социал-демократические партии европейских стран. Во главе стоит бывший спикер парламента РМ Д.Дьяков.
Либеральная партия (ЛП). Создана 24 марта 2002 г. в результате слияния возглавляемой первым президентом РМ М.Снегуром Партии возрождения и согласия Молдовы (ПСВМ) с Национал-крестьянской христианской демократической партией и Социал-либеральным движением «Форца Молдовей» («Сила Молдовы»). Представляет интересы правых сил, выступающих за «всестороннее сближение» Молдавии с Румынией и вступление страны в ЕС и НАТО.
Накануне выборов в местные органы власти был создан предвыборный блок в составе СДАМ Д.Брагиша, "Альянса независимых" примара (мэра) Кишинева С.Урекяна и ЛП В.Унтилэ, который, возможно, будет преобразован в партию. В таком случае она в принципе может объединить и даже возглавить оппозицию на будущих парламентских и президентских выборах. Перед местными выборами произошло также объединение Социал-либеральной и Социал-демократической партий. Будут ли они и дальше выступать как едиеая организация пока не совсем ясно.
Экономика. Молдавия - аграрно-индустриальное государство. 2/3 сельскохозяйственного производства составляет земледелие. В бывшем СССР Молдавия давала 18% урожая винограда, 26% - табака, около 9% -сахарной свеклы, подсолнечника, фруктов, 4,4% -овощей.
Основными отраслями промышленности являются пищевая, легкая, электротехническая (морозильники, электромоторы, электронасосы, стиральные машины), электронная (телевизоры, радиоприемники, магнитофоны). На территории РМ, в основном в Приднестровском регионе, расположен ряд крупных предприятий бывшего оборонного комплекса СССР.
Республика почти полностью зависит от импорта топливно-энергетических ресурсов, прежде всего, из России.
В последние годы национальная экономика переживала глубокий кризис, связанный с издержками рыночных реформ, ослаблением традиционных связей с бывшими союзными республиками, сохранением территориального раскола страны. Начиная с 2000 г. отмечена тенденция к оживлению экономики, прежде всего промышленного сектора. Рост ВВП в 2000 г. составил 2,1%, в 2001 г. - 6,1%, в 2002 г. рост ВВП уже превысил 7,5%. Промышленное производство в 2002 г. увеличилось на 10,8%, сельскохозяйственное - на 3,2%.
Внешнеторговый оборот в 2002 г. составил 1,5 млрд. долл. США. Импорт опережал экспорт. Отрицательное сальдо достигло 336 млн. долл. На страны СНГ приходится 58% молдавского экспорта, на страны Евросоюза - 24%, на страны Центрально-восточной Европы - 11,5%. Основной акцент во внешнеэкономической сфере сделан на развитие производственных связей с предприятиями России, Белоруссии, Украины, а также ведущих европейских государств, в первую очередь - Германии и Италии.
Резервы Национального банка РМ равняются сегодня 265 млн. долл. США. В 2002 г. удалось снизить инфляцию до 4,4%.
Внешний долг составил в 2002 г. примерно 1,5 млрд. долл., из которого обязательства государства равняются сумме в размере 1 млрд. долл. США.
Среднемесячная заработная плата по стране 'составила около 47 долл., пенсия -около 15 долл. Хотя правительству удалось повысить заработную плату бюджетникам и пенсии на 60%, в 2 раза увеличить стипендии и 50% пособия на детей, доходы 88% населения не достигают прожиточного минимума.
Вооруженные силы. В состав Национальной армии РМ входят три мотопехотные, одна артиллерийская, одна зенитно-ракетная и одна смешанная авиационная бригада. Кроме того, имеются части боевого, технического и тылового обеспечения. Общая численность ВС составляет около 10 тыс. человек.
Военная доктрина РМ носит оборонительный характер. Молдавия не рассматривает ни одно из государств в качестве вероятного противника.
Вооруженный конфликт в Приднестровье обусловил включение в доктрину положения о "сохранении территориальной целостности государства".
Конституция Молдавии не допускает размещения на ее территории вооруженных сил других государств. Согласно взятым на себя в добровольном порядке на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 г. обязательствам, Россия должна была вывести свои войска из Молдавии (Приднестровья) до конца 2002 г. По причинам, от нее независящим, эти обязательства оказались невыполненными. На декабрьском 2002 года заседании СМИД ОБСЕ в Португалии сроки окончательного вывода российских военных были продлены до 31 декабря 2003 г. Москва намерена уложиться в эти новые сроки.
Приднестровский конфликт. Социально-политические изменения в Молдавии в конце 80-х г.г. способствовали росту националистических настроений в стране и привели к повсеместному грубому нарушению прав ее русскоязычных жителей, в первую очередь, а также представителей других народностей, не принадлежащих к "титульной" нации, что вызвало обострение внутриполитической обстановки в самой Молдавии и, особенно, в "немолдавских" регионах - на Левобережье, большинство населения которого до сих пор составляют русские и украинцы, и на Юге, где компактно проживают гагаузы и болгары.
Попытки тогдашних молдавских властей навести "порядок" в Гагаузии и Приднестровье силовым давлением не только не решили возникшие проблемы, но и привели в марте-июле 1992 г. к прямому вооруженному столкновению между Кишиневом и Тирасполем. Прекращение огня было достигнуто в результате подписания 21 июля 1992 г. между Россией и Молдавией Соглашения о принципах мирного урегулирования конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова.
В настоящее время в зоне конфликта контроль за безопасностью осуществляют совместные миротворческие силы и военные наблюдатели России, Молдавии, Приднестровья, к которым позднее присоединились военные наблюдатели от Украины, действует Объединенная Контрольная Комиссия по урегулированию конфликта.
В 1995 г. на Левобережье прошли первые самостоятельные выборы в местные органы власти и Верховный Совет, принята Конституция провозглашенной 2 сентября 1990 года Приднестровской Молдавской Республики. На прошедших в ПМР референдумах население региона высказалось против вывода российских войск и за непосредственное членство Приднестровья в СНГ, в союзе России и Белоруссии. В декабре 2001 г. состоялись очередные прямые выборы президента ПМР, на которых победу вновь одержал действующий лидер Приднестровья И.Смирнов, который подтвердил курс на укрепление независимости и государственности региона. При посредничестве России, Украины и ОБСЕ между Кишиневом и Тирасполем ведутся переговоры о политическом урегулировании конфликта и особом правовом статусе региона в составе общего государства. В мае 1997 г. в Москве подписаны Меморандум об основах нормализации отношений между РМ и Приднестровьем и Совместное заявление президентов России и Украины при участии ОБСЕ. Посредники подтвердили намерение содействовать тому, чтобы будущее государство было сформировано при сохранении территориальной целостности и суверенитета РМ.
Приход к власти в Молдавии нового политического руководства, еще в ходе парламентской предвыборной кампании определившего как один из своих приоритетов разрешение приднестровской проблемы, на первом этапе активизировал переговорный процесс. В течение 2001 г. В.Воронин и И.Смирнов провели несколько встреч, в ходе которых был подписан ряд обязательных к исполнению документов по приднестровскому урегулированию. Однако в августе 2001 г. между Кишиневом и Тирасполем последовало обострение отношений, в результате которого переговорный процесс оказался фактически блокированным. На встрече в Киеве 2-3 июля 2002 г. на рассмотрение сторон был предложен подготовленный посредниками проект соглашения об окончательном урегулировании отношений между РМ и Приднестровьем, предусматривающий, в частности, федеративное устройство воссоединенного государства. В августе-сентябре 2002 г. прошло кишиневское заседание «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию», в рамках которого на уровне экспертов была продолжена работа над киевским документом. Затем переговоры вновь зашли в тупик и возобновились фактически в феврале 2003 года после опубликования новых предложений Кишинева по проблеме приднестровского урегулирования, которые подтверждали позицию РМ на создание федеративного с Приднестровьем государства и выдвигали идею совместной с Тирасполем разработки новой Конституции. В настоящее время из представителей РМ и ПМР образована совместная конституционная комиссия и дан старт ее работе. Однако переговоры идут весьма трудно.
Внешние связи. Молдавия поддерживает дипломатические отношения более чем с 110 государствами, в республике открыты посольства 13 иностранных государств. Концепция внешней политики РМ исходит из закрепленного в Конституции "постоянного нейтралитета" страны. Оформились три основных вектора расширения международных связей: углубление связей со странами СНГ и, в первую очередь с Россией, дальнейшее развитие отношения со странами-соседями Румынией и Украиной, активизация сотрудничества с международными организациями и курса на европейскую интеграцию.
Ратифицировав в апреле 1994 г. учредительные документы СНГ, Молдавия активно выступает за повышение эффективности экономической составляющей взаимодействия, скорейшее юридическое оформление "зоны свободной торговли". Усиливается интерес к сотрудничеству в военно-политической, правоохранительной и других областях, включая вопросы борьбы с терроризмом, оргпреступностью, наркобизнесом, укрепления пограничного и таможенного контроля.
РМ будучи участником ГУУАМ, считает, что эта структура должна работать не на размывание, а на укрепление СНГ. 13 мая 2002 г. РМ получила статус наблюдателя в ЕврАзЭС, рассматривается возможность 5 полноправного участия в Сообществе. В рамках СНГ наиболее прочные (не считая России) связи поддерживаются с Украиной и Белоруссией.
Молдавия - член ООН (02.03.1992 г.) и ОБСЕ (30.01.1992 г.; миссия в Кишиневе действует с мая 1993 г.), Совета Европы (июнь 1995 г.). В марте 1994 г. РМ присоединилась к программе НАТО "Партнерство ради мира". В июле 1998 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом, в отношениях с которым ставится задача добиться начала переговоров о предоставлении Молдавии статуса ассоциированного члена ЕС. Весной-летом 2001 г. РМ стала полноправным членом Пакта стабильности в Юго-Восточной Европе (ПСЮВЕ), вступила в Всемирную торговую организацию (ВТО). Активно развиваются контакты с США, ФРГ, а также с Францией, Турцией, существенно расширяются связи с КНР.
Молдавско-российские отношения. Дипломатические отношения установлены 6 апреля 1992 г. 19 ноября 2001 г. был подписан базовый Договор «О дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова» (вступил в силу 13 мая 2002 г.). Двусторонние отношения регулируются также более чем 150 соглашениями о сотрудничестве в различных областях.
Россия и Молдавия являются стратегическими партнерами (соответствующее Заявление было подписано президентами двух стран в апреле 2001 г. в Москве). За последние два года заметно активизировался двусторонний диалог, в т.ч. на высшем и высоком уровне. На регулярной основе осуществляется межведомственное взаимодействие.
Россия продолжает оставаться главным внешнеэкономическим партнером Молдавии. Ее доля в молдавском экспорте составляет свыше 40%, в импорте - около 20%. Товарооборот между РФ и РМ в 2002 г. превысил 600 млн. долл. США (без учета товарооборота с Приднестровьем - порядка 250 млн. долл.). На рынок Молдавии начал приходить российский капитал, создаются российско-молдавские СП, ведутся переговоры об участии российских инвесторов в приватизации молдавских предприятий. Действует российско-молдавская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (состоялось 6 заседаний; последнее прошло в Москве в июле 2002 г.). Очередное ее заседание должно состояться в Кишиневе в июле 2003 года.
Сохраняется высокая задолженность Молдавии России за поставки природного газа (вместе с Приднестровьем это около 1 млрд. долл. США). В повестке дня двусторонних отношений пока еще остаются проблемы, связанные с положением этнических россиян и определением статуса русского языка в РМ.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |