Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
23.06.2003. «Молдова Ази»
Н.Попеску
В последние месяцы Европейский Союз проявляет повышенный интерес к процессу приднестровского урегулирования. Есть сигналы о том, что в Брюсселе существует политическая воля активнее способствовать разрешению конфликта. Кишинев будет в выигрыше, если активнее будет прибегать к поддержке ЕС, а меры по реинтеграции страны будут основываться на стратегии, в которой ЕС играла бы центральную роль.
В контексте расширения ЕС и НАТО приднестровский вопрос перестает быть постоветским, "евразийским" конфликтом, в котором России принадлежит особая роль, и становится конфликтом "европейским", где ЕС должен сыграть активную роль, так как его интересы затронуты напрямую. Своей активизацией в приднестровском вопросе ЕС стремится внести вклад в стабилизацию региона, который через несколько лет будет непосредственно соседствовать с Евросоюзом. Документ, разработанный Европейской Комиссией, гласит, что "стабильность в Молдове имеет значение для ЕС. Через несколько лет Молдова будет находиться у границ расширенного Союза. Эта страна была дестабилизирована слабым правлением, вооруженным конфликтом и сепаратизмом… ЕС должен помочь Молдове решить эти проблемы".
Поскольку при пятистороннем формате переговоров России, Украине и ОБСЕ не удалось существенно повлиять на решение приднестровского конфликта, Европейский Союз становится все более заинтересованным в его улаживании. Растущий интерес ЕС к Приднестровью определен следующими факторами:
- ЕС разрабатывает политику для "расширенной Европы", предполагающую более активное участие в разрешении кризисов на своей периферии. В документах ЕС о "Расширенной Европе" Приднестровье прямо фигурирует как конфликт, в который ЕС следует вмешаться;
- Начало первых операций ЕС по гражданскому и военному урегулированию кризисов в Боснии и Македонии продемонстрировал действенные возможности ЕС прямо способствовать улаживанию кризисов на своей периферии;
- То, что российские войска не были выведены из Приднестровья до конца 2002 г., в соответствии с решениями Стамбульского саммита ОБСЕ, показало ЕС, что ситуация в Приднестровье требует участия и других внешних факторов, кроме ОБСЕ, России и Украины;
- Усилия по интернационализации приднестровского урегулирования, в условиях, в которых "стратегическое партнерство" с Россией, активизированное в 2001 г., существенно не отразилось на решении приднестровской проблемы.
До настоящего момента ЕС предпринял несколько действий, призванных ускорить решение приднестровского конфликта. Прежде всего, страны Евросоюза и США запретили передвижение тираспольских лидеров по своим территориям. Вторым шагом ЕС в приднестровском урегулировании стало инициирование трехсторонних переговоров между Молдовой, Украиной и ЕС по укреплению контроля на восточной границе Молдовы. Третье действие ЕС в плане решения приднестровской проблемы - объявленная готовность назначить своего наблюдателя в составе Комиссии по разработке проекта новой Конституции. Важно то, что действия ЕС в плане приднестровского урегулирования не были направлены через ОБСЕ. ЕС действовал как самостоятельная международная сила, и не в поддержку нынешнего формата переговоров, несостоятельность которого признается и в Брюсселе. Для Европейских институтов очевиден тот факт, что у ЕС есть интересы безопасности в Молдове, и что модель решения конфликта, предложенная нынешними посредниками, не гарантирует долгосрочную стабилизацию в Молдове и не учитывает интересы расширенной Европы.
На нынешнем этапе дискуссии в рамках ЕС ведутся уже не вокруг необходимости участия в процесс урегулировании, а вокруг конкретных методов этого участия. Греческое председательство ЕС представило приднестровский конфликт как конфликт внутри "расширенной Европы", в который ЕС должен вмешаться. Недавно проблема Приднестровья обсуждалась и в Комитете по Политике и Безопасности ЕС. Кроме того, сопредседатель Парламентского Комитета по сотрудничеству ЕС - Молдова Жан Мариус Вьерсма заявил недавно в Кишиневе, что ЕС мог бы непосредственно принять участие в операциях по поддержанию мира в Приднестровье.
Модель участия ЕС в приднестровском урегулировании была недавно предложена Институтом Исследований по Безопасности (ИИБ) ЕС - официальным агентством, переданным под эгиду ЕС в 2000 г. Союзом Западной Европы. Модель, предложенная ИИБ, содержит механизм гарантий в приднестровском урегулировании, который предполагает что ЕС и Россия будут совместно управлять региональной схемой решения конфликта. Эта схема предусматривает как экономическую реконструкцию реинтегрированной Молдовы, так и сближение страны с ЕС по модели, во многом аналогичной Процессу Стабилизации и Ассоциирования для балканских государств.
В то же время модель ИИБ предлагает замену миротворческих сил на военных наблюдателей со стороны ЕС и России. Этот момент поднимает фундаментальный вопрос: существует ли еще опасность вооруженного столкновения между Тирасполем и Кишиневом? Если ответ - "да", то возникает вопрос, какова польза российских миротворческих сил и посредников (ОБСЕ, Украины, России), если после 10 лет их "посредничества" сохраняется опасность войны? Если же ответ - "нет, опасность войны миновала", тогда логично предположить, что нет и необходимости в военных миротворцах, и что мир можно обеспечить посредством политических гарантий и военных наблюдателей под руководством ЕС совместно с США, Россией, Украиной, Румынией и ОБСЕ.
При разработке механизма гарантий в приднестровском урегулировании необходимо учитывать тот факт, что Молдова больше нуждается в тщательном контроле границ и в демилитаризации Приднестровья, чем в миротворческих силах, которые могут стать прикрытием для сохранения российского военного присутствия. Опыт Полиции ЕС в Боснии и расширение функций войск ЕС в Македонии доказывают, что Евросоюз способен обеспечить не только военную операцию по поддержанию мира, но и миссию гражданской полиции и контроля границ, а это весьма пригодится при решении комплекса проблем вокруг Приднестровья.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |