Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Файнэншл Таймс»,
25 июня 2003
Джошуа Чаффин
Американские лоббисты "разводят" Назарбаева на сотни миллионов долларов
По любым меркам, визит Нурсултана Назарбаева в США в декабре 2001 г. следует признать впечатляющим примером дипломатической ловкости. Президент Казахстана - страны, которую немногие американцы смогут показать на карте - Назарбаев смог встретиться не с одним, а с двумя президентами Буш.
В Хьюстоне он встретился с бывшим президентом Джорджем Бушем и бывшим госсекретарем Джеймсом Бейкером, а также с группой руководителей крупнейших в мире нефтяных компаний. После награждения Буша одной из высших наград Казахстана орденом "Достык" Назарбаев вылетел в Вашингтон, где принял участие в обеде, который дал вице-президент Ричард Чейни. Затем в Белом Доме его ждал величайший дипломатический приз: официальная встреча с нынешним президентом Джорджем Бушем.
Этот ураганный визит стал наглядным подтверждением связей, которые эта бывшая советская республика установила с Вашингтоном за менее чем 10 лет. Все началось в 1993 г. с решения Назарбаева уничтожить тысячи советских ядерных ракет. В дальнейшем было принято решение о тесном сотрудничестве с нефтяными компаниями и дано разрешение использовать территорию Казахстана в качестве стратегической площадки в войне против терроризма.
Но на самом деле все было не совсем так, как представлялось во время визита Назарбаева. Для начала, несмотря на кажущуюся теплоту приема, в Вашингтоне не хотели оставлять Буша наедине с лидером Казахстана. Сотрудники аппарата Президента опасались, что Назарбаев попытается сманеврировать и применить дипломатический прием под названием "отвести в сторонку", т.е. возьмет лидера США за руку и проникновенно попросит помощи в одном щекотливом деле, а именно, в расследовании департамента юстиции дела о взятках, в котором он оказался замешан.
Этот скандал стал достоянием гласности в марте, когда был арестован американский советник Назарбаева по бизнесу Джеймс Гиффен. Ему предъявлено обвинение в крупнейшем нарушении Закона о борьбе с коррупцией во внешнеторговой деятельности. Гиффен обвиняется в уводе более 78 миллионов долларов США из выплат западных нефтяных компаний (включая Mobil) на счета двух высших государственных чиновников Казахстана. Документы, полученные из Швейцарии, подтверждают, что Назарбаев контролировал как минимум один из банковских счетов, на которые переводились деньги.
На определенном уровне история с Казахстаном достаточно знакома. В ней Вашингтон проникся огромной симпатией к многообещающему реформатору из бывшего Советского Союза, но симпатия начала сходить на нет, когда лидер оказался не совсем тем, кем представлялся. Хотя эта сага поворачивается своей довольно редкой стороной, если рассматривать ее в свете всех тех легионов лоббистов, юристов и PR-специалистов, наводнивших столицу США.
Несмотря на то, что население их страны живет в бедности, власти Казахстана тратят миллионы долларов на рычаги, посредством которых они хотят открыть для себя двери к власть имущим в Вашингтоне. Назарбаев неутомимо пытается остановить расследование. В то же время, когда власти Казахстана искали пути к Бушу, они же предприняли резкую атаку на Ричарда Чейни. Они обратились к нему лично и попытались оказать давление на следствие через нефтяную компанию Halliburton, которую он некогда возглавлял.
А недавно, буквально через несколько дней после ареста Гиффена, два официальных лица из Казахстана обсуждали расследование с Ричардом Армитажем, заместителем госсекретаря Колина Пауэлла.
Вице-премьер Казахстана Карим Масимов отрицает любые попытки вмешательства. "Мы не хотим вмешиваться в ход расследования. У правительства Казахстана нет ни малейшего намерения мешать проводимому расследованию или остановить его", - сказал он в интервью "Файнэншл Таймс".
Однако американские дипломаты ужасались, что Казахстан поднимает вопрос уголовного порядка наряду с дипломатическими вопросами, такими как война против терроризма и сотрудничество в энергетической сфере. "Для них просто немыслимо поднимать эти вопросы все вместе. Это подсознательно объединяет одно с другим", - считает американский государственный деятель.
Хотя нет подтверждений того, что лоббистская кампания имела успех, напротив, есть указания на то, что она имела обратный эффект, Казахстан, похоже, не собирается останавливаться.
"Они используют все имеющиеся ресурсы. Когда на карту поставлены несколько миллиардов долларов или тюрьма, они надеются, что кто-нибудь все-таки вмешается", - охарактеризовал стратегию Казахстана один лоббист.
Казахстанские связи с Вашингтоном уходят корнями во времена еще до Администрации Буша и даже распада СССР. В 1990 г. Назарбаев, тогда местный руководитель компартии, регулярно приезжал в Москву и наносил визиты Роберту Страусу, в то время послу США в Москве. "Он страшно хотел узнать, как что делается на Западе, вспоминает Страус. - Он стремился научиться тому, что делали страны для своего развития".
Позднее, после обретения своей страной независимости в 1991 г., Назарбаев нанял Akin, Gump, Strauss, Hauer & Feld - влиятельную вашингтонскую юридическую фирму Страусса - а также Гиффена.
Кроме советов юридического порядка, Страусс, бывший председатель Демократического национального комитета и старейший государственный деятель с большими связями в Округе Колумбия, предложил казахстанскому лидеру нечто более ценное - связи. Он представил своего клиента вашингтонской элите в качестве дебютанта.
На одном из ужинов в Метрополитан Клубе присутствовали Вернон Джордан, излюбленный партнер по гольфу президента Клинтона, Федерико Пена, министр энергетики, и ряд журналистских светил.
Этот прием должен был ошеломить казахстанцев. Много месяцев спустя после падения СССР они были так бедны, что их официальное представительство в Вашингтоне арендовало одну комнату в старом советском посольстве на 16 улице. Когда Казахстан в конце концов получил собственное посольство на Массачусетс Авеню, им пришлось положиться на местного бизнесмена, выступавшего в качестве гарантора. И вдруг они оказались одним из наиболее востребованных контингентов в городе.
Гиффен также оказался полезным. Он был знаком со Страуссом с восьмидесятых, когда пытался устроить для американских компаний экспортные сделки с СССР, и позже пользовался услугами фирмы Akin Gump, представлявшей его торговый банк Mercator. Он заслужил расположение Назарбаева, представив его руководителям Fortune 500, у которых были деньги на инвестиции.
Гиффен также имел обширные контакты в Вашингтоне, включая Тоби Гати, которая являлась помощником госсекретаря по разведке и научным разработкам, а после специальным советником Клинтона по России и странам бывшего СССР. Гати, которая позднее стала работать в Akin Gump, знала Гиффена еще с советских времен.
В течение некоторого времени эти пересекающиеся взаимоотношения, казалось, представляли редкий и счастливый случай переплетения коммерческих и дипломатических интересов.
В то время как такие советники, как Гиффен и Akin Gump оказались весьма выгодными для Казахстана, они также помогали западным компаниям, таким как Mobil и Chevron, установить свой флаг в этой сочащейся нефтью земле, долгое время находившейся под контролем русских. Эту задачу Клинтон сделал приоритетом.
В какое-то время растущая приверженность Назарбаева западу поддерживала надежды, что некоторые достижения демократии могут достучаться до сердца бывшего заводского инженера коммунистической закалки.
Конечно, Akin Gump и Гиффен были не единственными американцами со связями, втянувшимся в нефтяную лихорадку в Центральной Азии. Shearman & Sterling, одна из наиболее почитаемых корпоративных юридических фирм, представляла ряд ответвлений казахстанского правительства.
Связи не ограничивались демократами. Бейкер, госсекретарь первого президента Буша и фигура равная Страуссу, навестил Казахстан в апреле 1996 г. и побывал в одном из особняков Назарбаева в Алма-Ате. По словам одного из присутствовавших на этой встрече, за обедом казахстанский лидер предложил Бейкеру построить трубопровод к иранским портам. Этот трубопровод решил бы проблему изолированной страны - как доставить ее обширные запасы нефти на западные рынки. Однако Вашингтон высказался за более длинный маршрут подальше от Ирана, через дружественные страны, такие как Грузия и Турция.
По словам одного из присутствовавших, Назарбаев пообещал, что он и Бейкер могут заработать 1 млрд. долларов, если пройдет эта сделка. Бейкер был поражен - и отказался.
Хотя ему и отказали на этот раз, Назарбаев не мог не понять, какую огромную власть он имеет на руководителей нефтяных компании.
Одним таким незабываемым примером стал длившийся несколько часов обед, который Назарбаев устроил в 1995 г. для десятка или более председателей нескольких крупных нефтяных компаний в ресторане Радужного Кабинета в Рокфеллер-Центре высоко над Нью-Йорком. Каждого из руководителей тогда попросили пожертвовать 100000 долларов США на строительство казахстанского культурного центра, рядом с Центром Кеннеди в Вашингтоне. Хотя от этой идеи потом отказались, по словам одного из присутствовавших на обеде нефтяные боссы тогда кивали в знак согласия.
С такими контактами и рычагами в США казахстанцы отказали нескольким американским компаниям по связям с общественностью, заинтересованным в организации более широкой имиджинговой компании. В этом просто не было необходимости.
Но в 1998 г. кое-что изменилось. Казахстан вдруг начинает нанимать разных высокооплачиваемых лоббистов и компании по связям с общественностью, которые были только рады такому случаю.
Эдельману и Майклу Диверу, в прошлом имиджмейкеру Рейгана, Казахстан заплатил 195000 долларов за полугодовую работу. Марк Сигел, бывший вице-председатель Демократической партии, получил более 225000 долларов. Abernathy MacGregor, еще одной фирме по связям с общественностью, было уплачено 47000 долларов за месяц. Akin Gump получила 1 млн. за полугодовую работу в 1999 г.
Согласно документам министерства юстиции, все эти задания относились к дипломатическим визитам в США и консультативные услуги по различным проектам в области "демократизации". Однако ряд американских бизнесменов и юристов, работавших в Казахстане, склонны относиться к этому со скептицизмом. Они полагают, что фирмы - отдавая или не отдавая себе в том отчет - на самом деле нанимались для создания дымовой завесы для начинавшегося скандала со взяточничеством.
В то время Назарбаев проводил досрочные выборы, которые должны были стать проверкой его приверженности либеральным реформам. Начали распространяться слухи, что сотни миллионов долларов из выплат по нефтяным контрактам так никогда и не дошли до казначейства. Зарубежные газеты сообщали о гигантском состоянии президента, которое, по слухам, нажил президент. В парламенте начались разговоры о расследовании.
"Это начинало дурно попахивать, - вспоминает один американский консультант, работавший на Казахстан. - Поговаривали, что, возможно, имелись тайные счета в Швейцарии".
Возможно, наиболее крупный контракт по лоббированию был заключен Казахстаном с The Carmen Group, правительственной лоббирующей фирмой, возглавляемой Геральдом Карменом, бывшим послом Соединенных Штатов в Женеве в администрации Рональда Рейгана.
Деловое предложение казахстанскому чиновнику, ставшее известным "Файнэншл Таймс", дает широкое представление о том, как формируется влияние в Вашингтоне. В рамках контракта на сумму в 1 млн. долларов Кармен пишет: "Я уверен, что мы можем многое сделать для улучшения имиджа президента Назарбаева и помочь Казахстану в его отношениях с Соединенными Штатами. Президент Назарбаев и Казахстан должны представляться американским ответственным лицам не только важными, но и предпочтительными".
План был нацелен на деловые и правительственные круги, мозговые центры и журналистов финансовых изданий. Кармен похвалялся своими тесными контактами с Администрацией Клинтона, а также с влиятельными членами Конгресса, такими как Джесс Хелмс и Деннис Хастерт. Кармен предложил серию положительных публикаций в прессе о Казахстане, которые частично должны были стать результатом специально организуемых мероприятий, таких как инвестиционные семинары в американских городах. Они должны были пройти под названием "Будущее пишется К А З А Х С Т А Н"
Подобные уловки могли показаться нелепыми или даже забавными, если бы они не натолкнулись на жестокую реальность в Казахстане. Назарбаев не только не проводил реформ, но ужесточал свое авторитарное правление.
Выборы 1999 года, возможно, дали наиболее четкое представление об этом человеке и его намерениях. Назарбаев победил с показательным результатом в 79 процентов голосов на выборах, отмеченных, по мнению "Хьюман Райтс Уотч", нарушениями. Среди прочих вещей, Назарбаев арестовал своего главного оппонента по сфабрикованному обвинению и закрыл или приостановил выход немногочисленных оппозиционных газет страны.
Но несмотря на укрепление своей власти дома, Назарбаев никогда не оставлял кампании по лоббированию в Вашингтоне. Усилия, имевшие целью пустить под откос расследование, похоже, даже усилились.
В эпизоде, описанном в "Нью-Йорк Таймс", Булат Утемуратов, близкий помощник Назарбаева, и еще одни казахстанский чиновник, обращались в октябре 2001 г. за помощью к Чейни.
Казахстанцы были особенно заинтересованы в вице-президенте, говорят консультировавшие их люди, поскольку они полагали, что бывший нефтепромышленник может оценить стратегическое значение Казахстана и может проявить сочувствие.
"Они действовали дипломатично - однако их намерение звучало так: мы хотим, чтобы это дело было закрыто", - свидетельствует очевидец тех событий. Чейни отказал им, порекомендовав, по сути, нанять хорошего юриста.
Примерно в это же время Утемуратов решил испробовать другой подход. Он попросил Halliburton - компанию, где в прошлом работал вице-президент, представить казахстанское дело в Администрации. Компания, работающая в нефтяной сфере, оказалась бы здесь как нельзя кстати: Halliburton строила перерабатывающие заводы на богатом месторождении Тенгиз в Казахстане и осуществляла наблюдение за работами по бурению и строительству на еще более крупном, кашаганском, месторождении. Тем не менее, Дэвид Лезар, исполнительный директор компании, также отклонил эту просьбу.
Не сломленный, Утемуратов тогда принялся, по словам одного из американских советников, "торговать" одного из главных республиканских специалистов, который мог иметь влияние на администрацию. Дик Торнбо, бывший генеральный прокурор, в конце концов согласился заняться их делом.
Торнбо не перезвонил в ответ на просьбу о комментарии. Однако люди, знакомые с этим делом, говорят, что он посоветовал Казахстану не вмешиваться в расследование, но оказать содействие министерству юстиции и принять антикоррупционные законы и другие меры для оздоровления связей с Вашингтоном.
Мало что говорит о том, что они прислушались к этому совету. Казахстанцам могли придать смелости теракты 11 сентября 2001 г, когда они почувствовали возросшую значимость своей страны для Вашингтона.
Это ощущение проходит красной нитью через все девятистраничное письмо, направленное в сентябре прошлого года их вашингтонским юристом, Рейдом Венгартеном, в Департамент юстиции, в котором излагается просьба о встрече с заместителем генерального прокурора Ларри Томпсоном. "Мне внушает серьезную озабоченность тот факт, что отношения между Соединенными Штатами и Республикой Казахстан - важным стратегическим партнером в войне против терроризма, располагающим значительными запасами нефти и газа в нестабильном географическом регионе - ухудшатся, если прокуратура … станет и дальше столь же активно проводить расследование в отношении должностных лиц Казахстана", - предупреждал Вейнгартен в своем письме.
Подобная откровенная тактика, возможно, только навредила казахстанскому делу. Их настойчивость заставила в ноябре сенатора Джона МакКейна, известного критика Назарбаева, написать письмо министру юстиции Джону Эшкрофту, с просьбой проинформировать о ходе расследования.
"В политическом смысле, это имело обратный эффект, - считает один из американских чиновников. - Чем активнее они добивались своего, тем больше эти попытки показывали, насколько отличается их образ мыслей от нашего".
Для Казахстана стали поступать новости одна другой хуже с момента ареста Гиффена. В этом месяце прокуратуре удалось получить первое признание в этом деле. Дж. Брайан Уильямс, один из бывших руководителей компании Mobil, признался в уклонении от налогов, будучи обвинен в получении взяток на сумму 2 млн. долларов от Гиффена за приобретение его компанией концессии стоимостью в 1 млрд. долларов на разработку тенгизского месторождения.
По мере нарастания темпов расследования, Казахстан реагировал на события в своей типичной манере - нанимая все больше лоббистов.
В конце мая они прибегли к услугам Patton Boggs, крупнейшей вашингтонской фирмы, с целью улучшения своих отношений с Администрацией, Конгрессом и СМИ. За год Patton Boggs получит за это около 1 млн. долларов.
Майкл Драйвер, партнер Patton, говорит, что Казахстан не упоминал о расследовании, когда выражал желание заручиться услугами его фирмы. Вместо этого они хотели сообщить Вашингтону о своем привлекательном инвестиционном климате и приверженности делу демократии.
Однако лоббисты и советники, работающие на Казахстан, узрели здесь другой мотив. "Они убеждены, что если разбросают вокруг достаточно денег, в конце концов кто-то об этом позаботится, - говорит один из них. - Хуже всего то, что они намереваются растратить кучу денег, выставляя себя на посмешище". В Вашингтоне есть масса людей, которые могут Казахстану в этом помочь.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |