Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Казахстанская правда,
1 июля 2003
Аманбек Мухашов, заместитель председателя Совета по связям с религиозными объединениями при Правительстве РК
Конфессиональная палитра
Изменения в идеологической сфере, формирование новых условий социокультурного и политического развития, рост нацио-нального самосознания, смена духовных ориентиров - факторы, определяющие роль религии в общественно-политической жизни государств, возникших на постсоветском пространстве. Так, в последние годы заметно повысилось влияние ислама на социальное развитие Казахстана, хотя данная религия и не превратилась в одну из доминант общественной жизни.
Если обратиться к истории возрождения ислама в Казахстане, то его началом можно считать 1990 год, когда было образовано Духовное управление мусульман. До этого общины подчинялись Духовному управлению мусульман Средней Азии и Казахстана. Началось восстановление и строительство мечетей, открытие исламских духовных учебных заведений.
Сегодня в стране 1 648 мусульманских религиозных объединений, действуют 1 534 мечети. По данным Духовного управления мусульман, в республике насчитывается около 9 млн. человек 24 национальностей, исповедующих ислам. В настоящее время Духовное управление возглавляет Верховный муфтий Абсаттар кажы Дербисали, известный ученый-арабист, профессор. На прошедшей недавно на Кипре Международной конференции евразийской исламской шуры он избран первым заместителем председателя этой организации.
Традиционно на территории Казахстана наряду с исламом продолжительное время мирно сосуществует православное христианство. Это соседство и определяет культурно-исторические особенности нашей страны.
Русская православная церковь (РПЦ) в Казахстане является вторым по численности верующих религиозным направлением. Она объединяет в основном представителей славянских национальностей.
Если в 1956 году в Казахстане существовало всего 55 приходов, то теперь на территории республики действует 230 религиозных объединений, в том числе 8 монастырей (семь в Астанайско-Алматинской епархии и один - в Уральской).
По решению Священного Синода, который, как известно, является высшим органом РПЦ, в нынешнем году в нашей стране создан Митрополичий округ, в состав которого вошли Астанайско-Алматинская, Уральско-Гурьевская и Шымкентско-Акмолинская епархии. Возглавил округ с центром в Астане митрополит Мефодий (Немцов Николай Федорович), который до назначения в Казахстан был митрополитом Воронежским и Липецким.
Присутствие в Казахстане религиозных объединений католического и протестантского (в основном баптизм и лютеранство) христианства и иудаизма также имеет свою историю и традиции.
Католицизм представлен в стране религиозными объединениями Римско-католической и Греко-католической церквей. В 1991 году была создана Апостольская администратура Казахстана и Средней Азии, в состав которой входили также Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и Туркменистан. Ее центром стала Караганда.
С августа 1999 года Апостольская администратура Казахстана была преобразована в Карагандинскую епархию (приходы Карагандинской и Восточно-Казахстанской областей), в которой служение вверено епископу Яну Павлу Ленгу. В настоящее время решениями, принятыми Папой Иоанном Павлом II, Апостольская администратура Астаны (приходы Астаны, Акмолинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей) возвышена до архиепархии Пресвятой Девы Марии, ее руководитель Томаш Пэта получил сан архиепископа. Апостольская администратура в Алматы также преобразована в епархию Пресвятой Троицы (приходы Алматы, Алматинской, Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областей) во главе с епископом Генрихом Феофилом Хованцем. Атырауской апостольской администратурой (приходы Атырауской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Мангистауской областей) управляет священник Януш Калета.
Всего в Казахстане функционируют 38 приходов, объединяющих 77 зарегистрированных религиозных объединений и около 100 небольших католических общин, в их распоряжении находится порядка 200 культовых объектов. Греко-католические общины действуют в городах Астане, Караганде и Павлодаре. Казахстан является одним из объектов миссионерской деятельности католического монашества, здесь работают более 60 священников (в основном иностранцы: итальянцы, поляки, литовцы, латыши, корейцы и др.) и 70 сестер-монахинь.
В Караганде действует католическое учебное заведение - Высшая духовная семинария "Мария - Матерь Церкви". Издается газета Римско-католической церкви "Кредо".
Исторически важным итогом встреч на высшем уровне Президента Нурсултана Назарбаева с Папой Римским стало Соглашение о взаимном сотрудничестве между Правительством РК и Святым Престолом, подписанное 24 сентября 1998 года и ратифицированное 30 июля 1999 года. Важно отметить, что Глава казахстанского государства является первым президентом среди стран бывшего Советского Союза, предпринявшим подобный политический шаг. Этот исторический документ закрепил признание нашим государством одной из древнейших христианских конфессий - католической церкви, - существующих в Казахстане.
Протестантизм в Казахстане представлен в основном церквями Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), лютеран и Адвентистов седьмого дня (АСД).
Общины ЕХБ, наиболее лояльно относящиеся к органам власти, создали Союз церквей евангельских христиан-баптистов Казахстана (СЦ ЕХБ РК). Духовный центр СЦ ЕХБ РК находится в городе Сарани Карагандинской области и объединяет свыше 250 общин и групп. По данным его председателя Ф. Г. Тиссена, количество верующих баптистов превышает в стране 11 тысяч.
Помимо СЦ ЕХБ РК, продолжают действовать малочисленные религиозные общины Совета церквей ЕХБ, которые, как и ранее, отказываются от регистрации в органах власти.
В этом году многие баптистские общины отмечали 100-летие своей деятельности в Казахстане.
Лютеранство в нашей республике распространено в основном среди граждан немецкой национальности. В настоящее время в Казахстане действует более 70 религиозных общин и небольших групп с республиканским центром в Астане.
Общины Адвентистов седьмого дня (АСД) появились в Казахстане в начале ХХ века. Республиканский центр АСД - Северо-Казахстанская конференция церкви христиан-адвентистов седьмого дня - находится в Астане. Организационно она входит в Южный унион АСД, центр которого расположен в Алматы.
В последнее время в стране получают распространение и другие ответвления протестантизма, такие как Новоапостольская церковь, пятидесятничество, методизм, меннонизм, пресвитерианство.
Пятидесятничество - течение в протестантизме, официально образовавшееся в 1901 году в США,- представлено в Казахстане различными течениями. Наиболее известны Евангельские христиане в Духе Апостолов (единственники), самые крупные общины которых находятся в Караганде и Алматы. В настоящее время в республике около 40 общин, объединяющих порядка 3 тыс. человек и не имеющих единого центра.
Пресвитерианство в Казахстане начало распространяться преимущественно благодаря миссионерской деятельности иностранных, главным образом американо-корейских проповедников, опирающихся на помощь зарубежных религиозных центров, особенно активизировавшихся в последнее время. Сейчас в республике действует более 20 самостоятельных пресвитерианских формирований, среди которых наиболее известны: церковь "Грэйс-Благодать", Первая пресвитерианская церковь, Алматинская региональная пресвитерианская церковь.
Харизматическое направление представлено многочисленными религиозными объединениями: "Агапе", "Новая жизнь", "Новое небо", "Благая весть", "Живая лоза" и т. д. Большинство из харизматических общин относятся к нетрадиционным протестантским течениям и были созданы при активном содействии западных миссионеров.
В Казахстане протестантизм крайне разнороден. В стране действуют около 1 тысячи протестантских объединений и общин, представляющих почти 20 конфессий. Практически ежегодно появляются новые направления.
Характерной для всех протестантских объединений Казахстана является тесная связь с единоверцами за рубежом, в том числе с согражданами, выехавшими из страны. Повышенный интерес к положению протестантских религиозных объединений уделяется различными правозащитными организациями, в том числе и международными. Возрастанию активности данных религиозных объединений способствует благотворительная деятельность, осуществляемая практически всеми протестантскими церквями.
Новым явлением для современного протестантизма в Казахстане является тенденция к развитию межконфессиональных связей. Так, в 1999 году в целях защиты интересов и прав религиозных объединений создана Ассоциация религиозных объединений Казахстана - АРОК, объединившая около 200 религиозных объединений (свыше 25 тыс. верующих), среди которых преобладающими являются харизматические.
Особую активность среди новообразований проявляет религиозное объединение "Свидетели Иеговы", являющееся в настоящее время одной из самых быстрорастущих по численности конфессий в Казахстане.
В Казахстане с 1996 года действует религиозный центр "Свидетелей Иеговы", расположенный в городе Есик Алматинской области. 72 официально зарегистрированных в органах юстиции религиозных объединений и 34 местные общины объединяют около 20 тысяч прихожан.
Религиозные объединения "Церковь Саентологии" официально зарегистрированы в Алматы, Караганде, Семипалатинске. Они поддерживают тесные связи с гуманитарным центром Хаббарда в Москве и саентологическими организациями США, Англии, Австрии, Австралии. Данные объединения не нарушают законодательство, однако, по мнению многих специалистов-религиоведов, деятельность саентологов носит, скорее, коммерческий характер и оказывает негативное влияние на психическое здоровье адептов.
Определенную историю развития в Казахстане имеет иудаизм.
Современный иудаизм разделился на три основных течения: ортодоксальное, реформистское и консервативное. В республике присутствуют все три ветви.
В настоящее время синагоги действуют в десяти городах и почти во всех областях республики, образованы самостоятельные еврейские религиозные общины. Издается газета "Шалом" (учредитель Еврейский конгресс Казахстана).
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что деятельность религиозных конфессий в стране - это уникальная возможность сохранения и укрепления внутриполитической стабильности, гражданского мира и духовного согласия нашего общества. О приоритетности этого фактора в государственной политике свидетельствует и постоянное внимание Главы государства к религиозной ситуации в стране, нуждам верующих и создание при Правительстве Совета по связям с религиозными объединениями, имеющего структурные подразделения во всех областях и городах.
В политической практике Президент Нурсултан Назарбаев всегда исходит из того, что светское демократическое государство с многонациональным, а значит, многоконфессиональным составом, не должно допускать привилегий какой-либо одной религии. Но при этом оно не должно забывать об исторически сложившихся основных конфессиях и быть заинтересованным в сохранении межконфессионального баланса.
Как уже было сказано, в Казахстане ислам не играет той доминирующей роли. И вместе с тем возрождение нравственных устоев Корана среди нашего населения формирует духовное сознание нации. В этом отношении эта религия способствует консолидации общества. Однако в обществе появляются некоторые силы, стремящиеся связывать ислам с политикой и использовать его в своих целях. В осложнении религиозной жизни страны не последнюю роль играют радикальные исламские течения и организации.
И в этой связи важно исключить проявление возможностей, способствующих укреплению позиций радикальных исламских течений в республике. Из них наибольшую опасность представляет ваххабизм.
Кстати, в Казахстане религиозные общины, предусматривающие в своем уставе распространение учения Мухаммеда Абдул Ваххаба, отсутствуют. Однако ваххабиты часто, действуя под эгидой различных благотворительных обществ и религиозных течений, скрывают свою истинную принадлежность.
Ваххабиты считают, что национальные ценности и традиции чужды исламу, и полагают возможным использование методов террора для осуществления собственных целей, также пропагандируют нетерпимость. Они объявляют многих мусульман Казахстана неверными, распространяют в обществе идеи противостояния и гражданского неповиновения. Все это противоречит казахстанской государственности и самим основам ислама.
В республике набирает силу и такое радикально-религиозное течение турецкого происхождения, как нурсизм. Его основатель, ученый-теолог Саид Нурси, именем которого и называют себя его ученики-"нурчилар".
Следует отметить, что на лидера течения "Нур" Фатуллаха Гюлена турецкими спецслужбами заведено уголовное дело, и он разыскивается по обвинению в подрывной деятельности против светского государственного строя в Турции.
В Казахстане проявляют свою деятельность такие религиозные экстремистские организации, как партия "Хизб-ут-Тахрир" ("Исламская партия освобождения"), движения "Таблиги Джамаат" (общество исламских улемов) и "Тарихатшилар".
В связи с этим перед Духовным управлением мусульман Казахстана стоит решение целого ряда вопросов, и главный - это консолидация мусульманской общины и оказание методической помощи.
Актуальным остается уровень профессионализма мусульманского духовенства. Несмотря на проводимую аттестацию имамов мечетей, уровень и авторитет духовенства остается пока низким. Невыверенные кадровые решения снижают влияние ДУМК в мусульманской среде, провоцируют противоречия и конфликты. Нерешенной остается и проблема по регулированию образовательных учреждений религиозных объединений, которые под видом различных фондов, курсов по изучению религиозных канонов могут пропагандировать радикальные взгляды.
В своей книге "Критическое десятилетие" Президент Нурсултан Назарбаев достаточно полно раскрывает истоки религиозного экстремизма в Центральноазиатском регионе. Несомненно, книга Главы нашего государства имеет огромное значение и крайне важна для понимания места и роли ислама в новом тысячелетии.
Образовательная деятельность религиозных объединений требует пристального внимания. В республике действуют 8 высших, 6 средних специальных, 3 общеобразовательных духовных учебных заведения и 2 пансионата. Из 8 высших заведений - два исламских (Египетский университет исламской культуры "Нур-Мубарак" и Институт повышения квалификации имамов при ДУМК), 1 католическое, 1 лютеранское, 4 протестантских. Кроме того, практически при всех крупных православных, католических, протестантских церквях и в 19 мечетях действуют курсы по изучению основ Библии или Корана.
Финансирование всех вышеуказанных учебных заведений осуществляется их учредителями, то есть республиканскими или региональными религиозными управлениями и центрами, имеющими право основывать духовные учебные заведения.
Все духовные учебные заведения прошли государственную регистрацию и имеют статус юридического лица. Их деятельность осуществляется в соответствии с законодательством и находится под постоянным контролем Совета по связям с религиозными объединениями.
Законом РК "Об образовании" предусмотрено лицензирование образовательной деятельности духовных учебных заведений. Министерством образования и науки совместно с Советом по связям с религиозными объединениями при Правительстве РК подготовлен проект правил лицензирования образовательной деятельности духовных учебных заведений, который вскоре будет утвержден Правительством.
Не совсем четкие и ясные нравственные ориентиры имеются в деятельности христианских сект и миссионеров, которые развернули в Казахстане весьма активную деятельность. Благодатным фоном для этого являются, как известно, социальные и материальные трудности и, к сожалению, слабая работа мусульманских и православных религиозных объединений.
Многие из сект занимаются пропагандой христианства, призывая и мусульман принять христианскую веру. Далеко не последнюю роль в данном случае играет и материальная заинтересованность. Некоторые новые религиозные организации материально поощряют мусульман, принявших христианство, и сегодня "согласившихся" немало. Это в основном люди с низким культурно-образовательным уровнем и невысоким материальным положением. Среди мусульман есть и такие, которые, приняв христианскую веру, становятся ее пропагандистами.
Нередко христианские общины, в частности, такие как "Благодать", "Агапе", "Новая жизнь", "Бахаи", евангельских христиан-баптистов и "Свидетелей Иеговы" в Астане, Алматы, Талдыкоргане, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Кызылординской, Костанайской и других областях, возглавляют не пасторы из-за рубежа, а представители коренной национальности нашей страны.
В стабильном, демократическом государстве деятельность миссионерских организаций, возможно, не столь опасна. Однако в трансформирующемся, неокрепшем обществе появляются дополнительные проблемы, способствующие ослаблению солидарности и потере нравственных ориентиров.
Одной из основных причин увеличения числа нетрадиционных для Казахстана религий являются активная деятельность иностранных миссионеров и их финансовая поддержка зарубежными религиозными центрами.
В республике действуют 336 иностранных миссионеров из более чем 20 стран мира. Основная их часть - проповедники Римско-католической церкви и протестанты.
Советами и правоохранительными органами выявлены многочисленные факты нарушения законодательства со стороны иностранных миссионеров. Так, в Астане прекращена незаконная деятельность гражданина Турции, оказывающего методическую и финансовую помощь незарегистрированной религиозной общине последователей Саида Нурси "Нурчилар". В Атырауской области оштрафована гражданка Молдовы, осуществлявшая миссионерскую деятельность в незарегистрированном религиозном объединении "Свидетели Иеговы".
В целях недопущения в дальнейшем подобных нарушений и для создания правовой базы регулирования миссионерской деятельности иностранных граждан Министерством культуры, информации и общественного согласия внесен на рассмотрение Правительства проект постановления по упорядочению миссионерской деятельности иностранцев посредством их учетной регистрации в местных органах власти. Данная норма широко используется в международной правоприменительной практике.
Тенденции в изменении религиозной обстановки в стране постоянно изучаются республиканским, областными и городскими советами по связям с религиозными объединениями. В департаментах внутренней политики акиматов областей, городов Астаны и Алматы созданы отделы по работе с общественными и религиозными объединениями. Деятельность советов и отделов направлена на формирование банка данных о религиозных объединениях, налаживание взаимодействия с их руководителями, профилактику религиозного экстремизма, оказание методической помощи местным органам власти.
Основу взвешенной государственной политики в области межконфессиональных отношений составляют либеральное законодательство, веротерпимость и плюрализм. В Конституции страны закреплены светский характер государства, гарантии прав граждан на свободу совести, отсутствие протекционизма в отношении какой бы то ни было религии, толерантное отношение ко всем конфессиям.
В этом году Президент Нурсултан Назарбаев принял генерального секретаря Всемирной исламской лиги Абдаллу бен Абдельмухсин аль-Турки, государственного секретаря Ватикана кардинала Анджело Содано, председателя Всемирного еврейского конгресса Исраэля Сингера.
Важным событием стала прошедшая в Алматы 13 февраля 2003 года Международная конференция мира и согласия, в рамках которой состоялся межрелигиозный диалог между мусульманами и иудеями.
Новым шагом в укреплении межконфессионального взаимопонимания, несомненно, станет съезд лидеров мировых и традиционно-национальных религий, который состоится в конце сентября в Казахстане. И то, что инициатором этого форума является Глава нашего государства, вполне закономерно. Казахстанский опыт и политика нашего государства, направленная на поддержание гражданского мира, доверия между представителями различных религий, еще раз докажет мировой общественности необходимость и реальную возможность доверительного сосуществования разных конфессий в Казахстане. Верится, что предстоящий форум станет поистине знаковым событием, знаменующим начало глобального межрелигиозного диалога во имя мира и согласия.
Религия в общественной жизни практически никогда не выступает в так называемом чистом виде. Тесно связанная с другими формами общественного сознания и различными сферами человеческого бытия, она вплетена в культуру, мораль, просвещение и в политику, несмотря на декларативные заявления большинства лидеров религиозных организаций о своей аполитичности.
А потому необходимо исходить из следующего принципа: религия отделена от государства, но не отделена от общества, от участия в решении собственно общественных проблем, а также проблем, составляющих сферу частной жизни.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |