Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Российская газета,
24 июля 2003
Евгений Арсюхин
Завтра "российский ЕС" станет ближе еще на шаг
Завтра в Москве будет сделан новый шаг к созданию Единого экономического пространства четырех постсоветских государств (России, Украины, Белоруссии и Казахстана). Состоится заседание так называемой "группы высокого уровня" (органа, непосредственно формирующего это пространство). Несмотря на то, что сама идея появилась на свет только 23 февраля этого года, это уже шестое заседание группы (предыдущее было в июне в Киеве). Темп куда как быстрый, а о том, что власти придают процессу огромное значение, свидетельствует только один факт: руководителей делегаций примет в Кремле Президент РФ Владимир Путин.
Руководит группой представитель Казахстана, заместитель председателя правительства этой страны Карим Масимов. От России - вице-премьер Виктор Христенко, от Украины - первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров, наконец, Белоруссию представляет заместитель премьер-министра, министр экономики Андрей Кобяков.
Цель этой и других заседаний - подготовить не позже чем к сентябрю Соглашение о создании единого экономического пространства. Как сообщил Виктор Христенко, уже к этому заседанию готова так называемая "интеграционная карта", которая должна как бы определить маршрут движения стран "четверки" к поставленной лидерами государств цели.
Наш корреспондент будет присутствовать на заседании и предоставит читателям "РГ" эксклюзивную информацию из первых рук. С месяц назад именно в "РГ" вице-премьер Виктор Христенко опубликовал свою программную статью о том, как видит Россия маршрут, цели и стратегию движения к единому пространству. Эта статья вызвала массу откликов как у нас "дома", так и в других странах "четверки". Сегодня мы публикуем некоторые наиболее яркие мнения, не скрашивая полутонов и не сглаживая углов.
Андрей Кобяков, заместитель Премьер-Министра - Министр экономики Белоруссии:
- Подписанный в Кремле 23 февраля документ о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) - пока лишь политическая декларация, протокол о намерениях. Тем не менее вполне определенно заявлено, что четыре государства хотят создать в пределах своих территорий единое экономическое пространство для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
При этом ЕЭП рассматривается как более высокий уровень интеграции по сравнению с зоной свободной торговли и даже Таможенным союзом. Государства "четверки" планируют добиться гармонизации экономического законодательства, что должно способствовать всем формам торгового и производственного сотрудничества между интегрирующимися странами. Проект концепции предусматривает "интеграционный маршрут": от создания зоны свободной торговли до построения ЕЭП. Только так мы сможем создать ЕЭП, которое повысит конкурентный потенциал экономик наших стран в торговле с третьими странами. Мировой опыт, да и наши собственные "интеграционные искания" свидетельствуют, что без этого невозможно достичь того уровня интеграции, к которому мы стремимся.
Верно или ошибочно утверждение о жизнеспособности нового интеграционного объединения четырех государств - покажет время. Не следует, однако, однозначно утверждать, что СНГ и ЕврАзЭС - это "неработающие объединения". Да, есть неудовлетворенность развитием экономического взаимодействия в рамках этих структур. Но то, что мы движемся по пути интеграции, совершенно очевидно. Один из важнейших результатов функционирования этих организаций - они не позволили центробежным силам окончательно растащить нас в стороны, и дали возможность сохранить видение интеграционной перспективы. Я думаю, что "четверка" реально имеет все шансы выступить локомотивом интеграционных процессов на достаточно серьезную перспективу.
Вячеслав Игрунов, заместитель Председателя Комитета Госдумы по делам СНГ:
- На мой взгляд, Россия пока не в состоянии определить степень собственного влияния на постсоветском пространстве. Проблема в том, что украинский внешнеполитический вектор направлен в сторону Запада, и участие Киева в создании ЕЭП ограничивается только формированием зоны свободной торговли. Белоруссия также имеет отличный от Украины взгляд на политическое и экономическое взаимодействие. Россия наиболее плодотворно сотрудничает с Казахстаном, однако, очевидно, что без участия Украины концепция ЕЭП теряет всякий смысл. Пока украинская сторона занимает весьма нерешительную и выжидательную позицию. Таким образом, перспективы формирования ЕЭП весьма туманны, и их можно сравнить с перспективами строительства союзного государства России и Белоруссии.
Игорь Глуховский, член Совета Федерации:
- Пространство СНГ для России - это сфера важных стратегических интересов. Для государств Содружества Россия, со своей стороны, является зоной их национальных интересов. Поэтому общая заинтересованность в экономическом прогрессе на всем пространстве СНГ является естественным явлением.
Зачастую звучит критика и неудовлетворенность развитием экономического взаимодействия в рамках СНГ, да и Евразийского экономического сообщества. Все более отчетливо видны наши неработающие "активы", проблемные "пассивы" и издержки. Но то, что мы движемся по пути интеграции, - совершенно очевидно.
Так, преобладающая часть российского товарооборота со странами СНГ приходится в основном на Белоруссию, Украину, Казахстан. На эту "четверку" приходится 94 процента ВВП и 88 процентов товарооборота всех стран СНГ. Она может выступить локомотивом интеграционных процессов. Итогом совместной деятельности по созданию ЕЭП станет рост национальных экономик и уровня жизни.
Алексей Малашенко, член научного совета Московского Центра Карнеги:
- На мой взгляд, идея формирования ЕЭП представляет собой очередную рядовую попытку интеграции на постсоветском пространстве. К сожалению, как показывает практика существования Содружества, дальше декларативных заявлений дело не идет.
Однако сейчас перспективы создания ЕЭП более реальны, чем в других случаях, тем более что представители России, Казахстана, Белоруссии и Украины в последнее время активизировали деятельность в этом направлении. Так, на недавнем заседании "четверки" было заявлено о том, что уже в сентябре 2003 года будет подписано соглашение о создании ЕЭП. Будем надеяться, что идея получит развитие и приведет к экономической выгоде, а в дальнейшем к "четверке" присоединятся другие республики СНГ.
Константин Затулин, директор Института стран СНГ:
- Я считаю, что создание ЕЭП - декларативное мероприятие, которое более важно в политическом, нежели в экономическом плане. Это тот случай, когда процесс создания оказывается гораздо важнее, чем результат. При этом Украина, участие которой крайне необходимо, проявляет сдержанность при согласовании условий вступления в ВТО с Белоруссией, Казахстаном и Россией, что является необходимым при создании ЕЭП.
Я думаю, что смысл российской инициативы заключается в первую очередь в том, чтобы вовлечь Украину в сферу влияния Кремля. Можно сказать, несмотря на многие оговорки, что попытка формирования ЕЭП заслуживает одобрения. Москве в данном случае необходимо более активно вмешиваться во внутриполитические дела Киева, чтобы окончательно не растерять влияние на постсоветском пространстве.
Виктор Тимошенко, независимый украинский эксперт:
- Правительство Украины активно лоббирует идею создания зоны свободной торговли в рамках единого экономического пространства. Так, Леонид Кучма в апреле 2003 года впервые - в ранге председателя Совета Глав Государств СНГ - посетил три центральноазиатские республики: Таджикистан, Киргизию и Узбекистан. Глава Украины вел переговоры с лидерами этих республик о перспективах и выгоде формирования зоны свободной торговли. Поэтому заявления некоторых российских аналитиков о том, что именно Украина "тормозит" интеграционный процесс, на мой взгляд, не соответствуют действительности.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |