Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
ИМА-пресс,
28 июля 2003
Вице-премьер Виктор Христенко считает, что единое экономическое пространство России, Белоруссии, Украины и Казахстана может быть создано через 5-7 лет...
Евгений МИХАЙЛОВ, губернатор Псковской области:
- При определенных политических условиях появление такого экономического пространства выигрышно для всех. Однако для его создания в первую очередь необходима единая согласованная политика - как внутренняя, так и внешняя. Без политических решений, оформленных законодательно и подкрепленных соответствующими институтами, сами по себе экономические соглашения работать не будут.
Михаил ХАЗИН, президент компании экспертного консультирования "Неокон":
- На мой взгляд, единое экономическое пространство будет создано года через три или вообще никогда. России такой союз, безусловно, нужен, однако существуют определенные силы - в основном, внешние, которые этому слиянию активно противятся.
Александр ДУГИН, лидер партии "Евразия":
- Интеграция в единое экономическое пространство не только необходима, но и неизбежна. Однако, на мой взгляд, 5 лет - слишком большой срок. Как лидер партии, активно участвующей в процессе объединения экономического пространства, могу сказать, что предпосылки для объединения созрели, и при наличии политической воли руководства отдельных стран осуществить его можно за 2-3 года. Мы действительно можем иметь абсолютно унифицированное экономическое пространство, причем включающее в себя не только четыре названные страны, но и Киргизию, Таджикистан, а возможно Армению и Молдавию. К тому же, для сближения с Евросоюзом гораздо выгоднее выступать не по отдельности, а как единое целое. В этом случае перераспределение двух экономических уровней, где Россия и страны СНГ резко уступают Западу, позволит максимальным образом использовать наш внутренний таможенный союз для постепенной и плавной интеграции с европейским сообществом.
Владимир КОПТЕВ-ДВОРНИКОВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по собственности, координатор межфракционного депутатского объединения "Европейский клуб":
- Меня лично больше привлекает идея создания общеэкономического пространства Россия-Евросоюз. Тут мы бы получили много выгод - и безвизовый проезд, и свободное перемещение капиталов. Хотя в нашем объединении с Белоруссией и Казахстаном тоже есть свои выгоды. Но, что касается Украины, то она вызывает у меня очень большие сомнения, уж слишком сильны там антирусские настроения.
Александр МАДАТОВ, политолог:
- Создание такого союза реально, хотя и зависит от заинтересованности сторон. Очевидно, что каждая из стран-участниц будет тянуть одеяло на себя, в той или иной степени отстаивая собственную выгоду. Единственный выход - искать разумный консенсус, при котором выиграет и Россия. Сейчас же такой союз наиболее выгоден Белоруссии и Казахстану. В конце концов, если единое экономическое пространство существует в Западной Европе, то почему бы ему ни быть и в Евразии? Главное, чтобы оно существовало не только за счет экономики России.
Владимир ЖАРИХИН, заместитель директора Института стран СНГ:
- Мировая практика показывает, что в объединениях лучше живется тому, кто сильнее. Россия, безусловно, сильнее остальных трех государств, так что ей все это на руку. Более того, в Евросоюз легче вступить в составе какого-то объединения, нежели отдельно от него. Так было с Бельгией, Нидерландами и Люксембургом. Они стали экономическим объединением Бенилюкс и вошли в ЕС. Однако заявление о том, что единое экономическое пространство будет создано через 5-7 лет, на мой взгляд, своевременно. В СНГ больше любят говорить, чем делать. Вспомните, чем закончилась история с единой валютой России и Белоруссии. Здесь все может завершиться точно также.
Дмитрий ЛЕНЬКОВ, генеральный директор Союз предпринимателей и работников мебельной и деревообрабатывающей промышленности Северо-Запада (Санкт-Петербург):
- Думаю, что такого рода объединения доказали свою полезность. Надо не забывать, что с Украиной, Белоруссией и Казахстаном нас связывают братские отношения. Здесь главное - не торопиться и тщательно продумать не только все экономические, но и правовые нюансы. О них, к сожалению, вспоминают в последний момент, отчего потом выходят различные казусы.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |